OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.29 · 15:46 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2010 — Зайцев А.В. — Практическое применение результатов оценки продуктов интеллектуальной деятельности в коммерческих компаниях
.



Зайцев
Александр Вячеславович
оценщик I категории,
директор ООО «Профэкс»








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Защита интеллектуальных прав: законодательство и практика»
27 мая 2010 года

Практическое применение результатов оценки 
продуктов интеллектуальной деятельности 
в коммерческих компаниях

Интеллектуальная собственность – юридический термин, обозначающий совокупность прав на нематериальные объекты, предоставляемых неким лицам (авторам или другим правообладателям). Прежде всего термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. Юридическое содержание самого термина интеллектуальная собственность в большинстве стран не определено. В России термин определён в ст. 1225 части четвёртой Гражданского кодекса РФ как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита. 
С самого своего возникновения интеллектуальная собственность подвергалась критике, со стороны как отдельных лиц, так и организаций. Причем критике подвергались как сами исключительные права, так и объединение их в единое понятие.
Выступления против интеллектуальной собственности особенно усилились в 1980-1990 годах с распространением цифровых технологий и Интернета. Фонд свободного программного обеспечения выступает за права пользователей компьютерных программ, и против чрезмерного, с его позиции, ограничения их авторскими правами и патентами. Electronic Frontier Foundation борется против нарушений различных прав и свобод – нарушений, связанных, среди прочего, с реализацией исключительных прав интеллектуальной собственности, либо совершаемых под её предлогом. С 2005 года в Европе появляются «пиратские партии», борющиеся против интеллектуальной собственности на политическом уровне.
Тем не менее, на сегодняшний день оценка собственности нематериальной не менее важна, чем оценка материальных активов.
Нематериальные активы можно подразделить на три основные группы: интеллектуальная собственность, имущественные права и отложенные (капитализированные) затраты. В свою очередь интеллектуальная собственность включает лицензии, товарные знаки, гудвилл или деловую репутацию, патенты, брэнды, ноу-хау и другие нематериальные активы.
Оценка интеллектуальной собственности для коммерческих компаний напрямую связана с решением некоторой конкретной задачи, связанной с использованием имущественных прав на данную интеллектуальную собственность и обусловлена целью этого использования: 
учёт на балансе предприятия (позволяет поставить объекты интеллектуальной собственности (далее – ОИС) на баланс предприятия в качестве нематериальных активов); 
определение цены патента или лицензии при передаче прав; 
определение доли прибыли, приносимой ОИС; 
внесение ОИС в уставный капитал; 
совершение сделок купли-продажи объектов интеллектуальной собственности или всего предприятия; 
оформление лицензии на право использования объектов интеллектуальной собственности; 
определение размера компенсации за использование ОИС  (роялти). 
франчайзинг.

Рассмотреть необходимость оценочной деятельности предлагается на таком продукте как товарный знак (далее – ТЗ), что позволит более полно ответить и прокомментировать ответ на вопрос «зачем коммерческому предприятию нужна оценка независимого оценщика?».
Обязательные и возможные виды использования оценки независимого оценщика:
При внесении в качестве вклада в уставной капитал. При внесении прав на ТЗ в качестве вклада в уставной капитал фирмы, как правило, определяется инвестиционная стоимость ТЗ. Величина денежной оценки вклада в уставной капитал не должна превышать стоимость, определённую оценщиком.
Обоснование цены сделки по купле/продаже (уступке) товарного знака. Отчёт об оценке, подготовленный независимым оценщиком, содержащий обзор отрасли с описанием основных конкурентов, а также обоснованный расчёт стоимости товарного знака с применением нескольких методик, может стать серьёзным аргументом на переговорах с потенциальными покупателями.
Оценка товарного знака также пригодится, когда речь идёт о продаже целого предприятия. Зачастую покупатели предпочитают «забывать» о существовании нематериальных активов. В то же время расчёт реальной стоимости брэнда может значительно повлиять на конечную цену сделки.
При определении условий передачи лицензий на ТЗ. Многие компании позволяют использовать свои ТЗ дочерним фирмам и третьим лицам, ожидая при частичной уступке прав доходность не меньшую, чем в бизнесе инвестора. Для определения условий оплаты за пользование ТЗ необходимо определить его стоимость с учётом критериев инвестирования собственника. И если сделки по купле/продаже товарного знака отдельно от всего предприятия всё ещё являются редкими для России, то практика заключения лицензионных договоров на использование товарных знаков распространена уже достаточно широко. Наибольшая активность наблюдается в пищевой промышленности, особенно в ликероводочной, кондитерской и мясо-молочной отраслях, а также на рынке услуг.
Для целей судопроизводства (определение ущерба от фальсификации товаров и услуг). Оценка стоимости ТЗ нередко используется в судебных процессах для определения ущерба от незаконного использования ТЗ или его отдельных элементов третьими лицами, а также для определения стоимости активов при ликвидации имущества обанкротившихся компаний.
Для целей страхования. Для предотвращения последствий подделки товарного знака, производители могут застраховать свой брэнд. При этом также потребуется оценка нематериальных активов для расчёта страховой суммы и страховых взносов.
При взаимодействии с инвесторами. В отдельных случаях к услугам по оценке ТЗ прибегают для обеспечения контактов с инвесторами или финансовыми аналитиками. Такая оценка подчеркивает значение товарного знака в управлении стоимостью бизнеса и при определении перспектив роста стоимости акций.
Для управления стоимостью бизнеса и для оптимизации налогообложения. Внутри компании оценки стоимости ТЗ используются при анализе результатов деятельности бизнес-единиц, что способствует учёту менеджерами долгосрочных последствий принимаемых маркетинговых решений, а также эффективному управлению собственностью. В отдельных случаях механизм выплаты роялти по лицензионным соглашениям за использование ТЗ (в т.ч. зарубежными филиалами и представительствами) позволяет существенно оптимизировать налогообложение компании.
При приватизации предприятий (для гос.нужд). На основании статьи 8 Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ» обязательна оценка стоимости объектов, принадлежащих Российской Федерации и субъектам Российской Федерации, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление; при продаже; при переуступке долговых обязательств.
При национализации. Согласно законопроекта «О национализации», предполагается нанимать независимого оценщика, который определит рыночную стоимость нужного государству актива. Если владелец не согласен с оценкой, он приглашает другого оценщика и готовит иск в суд.
При составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества; 
При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд; 
При проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.
При слияниях и поглощениях. Оценка стоимости ТЗ используется в процессе слияний и поглощений для установления стоимости товарных знаков, вовлечённых в соответствующую сделку. До 90 % цены, приобретаемой в процессе поглощения компании, владеющей известным ТЗ, приходится на нематериальные активы. Решение о поглощении во многом основывается на оценке стоимости ТЗ с учётом инвестиционных критериев будущего собственника.
Оценка товарных знаков с целью залога при кредитовании предприятий. Выдача кредита под залог товарного знака возможна только для предприятия, имя которого широко известно не только на региональных, но и на международных рынках.
Франчайзинг. Определение оптимальной (рыночной) стоимости паушального платежа, величины роялти, изучение регионального рынка. Расчёт стоимости просто необходим в случаях не полной изученности рынка региона, сложных экономических условий в стране и регионе, специфичности рынка и общей платёжеспособности инвесторов. Также расчёту может подлежать роялти, который может в процентном отношении разниться с общими требованиями лицензиара, как в большую так и в меньшую величину.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Защита интеллектуальных прав: законодательство и практика» 
27 мая 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Зайцев Александр Вячеславович  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD