Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.06 · 18:27 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2009 — Жильцов В.В., Новосельцев Д.А. — Межрегиональная программа «Сибирское машиностроение» как механизм инновационного развития
.


Жильцов 
Валерий Васильевич
кандидат технических наук, 
доцент, член-корреспондент 
Российской инженерной академии и Академии технологических наук России, 
заслуженный изобретатель России, 
генеральный директор НП «Сибирское машиностроение»


Новосельцев 
Дмитрий Александрович
кандидат технических наук,
академический советник Российской инженерной академии,
заместитель генерального директора НП «Сибирское машиностроение»












Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
24 ноября 2009 года

Межрегиональная программа 
«Сибирское машиностроение» 
как механизм инновационного развития 
высокотехнологичного машиностроения 

В число основных приоритетов экономической политики России, особенно в условиях воздействия на российскую экономику негативных последствий мирового экономического кризиса, а также в предстоящий период восстановительного роста, входит переход от преимущественно «сырьевой» модели экономики к «инновационной». 
Этот приоритет был сформулирован Президентом Д. А. Медведевым в концепции «четырех «И» (инвестиции, инфраструктура, институты, инновации) ещё в конце 2008 года, и в дальнейшем развёрнут для общественного обсуждения в дискуссионной статье «Россия, вперёд!». Таким образом, необходимость «модернизации» в первую очередь как «инновационно-интеллектуального развития» осознана и принята на самом высоком государственном уровне, как и необходимость формирования системы механизмов её реализации.
В Сибирском федеральном округе (СФО) таким механизмом принята, прежде всего, межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса «Сибирское машиностроение», введённая в действие решением Координационного совета по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) от 14 июля 2008 года.
Методологической базой для её разработки послужили успешно реализованная межрегиональная целевая программа «СибВПКнефтегаз-2000» и областная целевая  программа Омской области «СибВПКнефтегазТЭК» [1, 2]. Сегодня особенно актуально, что в ходе реализации программы еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов был получен ценный опыт решения задач разработки и освоения предприятиями машиностроения, прежде всего оборонными, востребованной продукции гражданского назначения в условиях масштабных кризисных явлений и последующего роста экономики.
Программа «Сибирское машиностроение» основана на закреплении тематических отраслевых подпрограмм за регионами СФО, обладающими базой для их реализации, с созданием в этих регионах соответствующих головных исполнительных дирекций – разработчиков и координаторов подпрограмм, под общим управлением центральной дирекции программы «Сибирское машиностроение». Реализация мероприятий подпрограмм осуществляется под управлением их головных исполнительных дирекций профильными предприятиями регионов СФО, в т.ч. путём формирования в дальнейшем межрегиональных  отраслевых кластеров.
Ранее программа представлялась на таких площадках, как II Съезд инженеров Сибири [1], Сибирский промышленно-инновационный форум «ПРОМТЕХЭКСПО-2009» и V Международный технологический конгресс «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения» [2] в программе Международной выставки военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск «ВТТВ-Омск-2009».
Пилотными подпрограммами являются разработанные Омской областью и закреплённые за ней подпрограммы развития машиностроения для ТЭК «СибМаш-ТЭК» и развития транспортного машиностроения «СибМаш-транс». Их головной исполнительной дирекцией является НП «Сибирское машиностроение». Также вводится в действие подпрограмма развития аграрного машиностроения, закрепленная за Алтайским краем.
До конца 2009 года должны быть разработаны и утверждены другие отраслевые полпрограммы.
Программа «Сибирское машиностроение» имеет гибко перенастраиваемую структуру, обеспечивающую оперативное реагирование на изменение текущей экономической ситуации, и коррекцию её подпрограмм, включающих следующие иерархические уровни:
1. Субблоки (с учётом укрупненных подотраслей, например, электротеплоэнергетика, нефтегазовый комплекс);
2. Модули (с учётом основных технологических переделов и   направлений);
3. Комплексные (инновационные) целевые темы (укрупнённые целевые мероприятия с общими технико-экономическими показателями);
4. Технические целевые проекты (задания на год, выполняемые исполнителями на конкурсной основе).
Именно на уровне целевых тем и целевых проектов осуществляется разработка и подготовка к серийному освоению наиболее наукоёмких, «инновационно»- и «интеллектуально»-ёмких видов продукции и технологий, ориентированных, в первую очередь, как на импортозамещение, так и на «импортоопережение» – создание научно-технического задела и, в дальнейшем, продукции, не имеющих аналогов в мире.
Ряд таких проектов решением совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СФО, Совета законодателей СФО и Совета МАСС от 2 июня 2009 года получил статус пилотных для реализации в округе. В их число вошли:
1. Самоходные амфибийные грузовые платформы на воздушной подушке «Арктика – АВП» грузоподъёмностью 100 тонн и более (ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз», ОАО «КБТМ»). Такие платформы являются практически единственным транспортным средством для доставки тяжелых крупногабаритных неделимых грузов в удалённые районы со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, прежде всего северные. Конструкция платформ является глубоко инновационной, содержит целый ряд технических решений, защищённых патентами. 
2. Адаптивный комплекс аппаратно-программных средств «Система непрерывного контроля целостности магистральных продуктопроводов» (ОАО «ОНИИП»). Комплекс предназначен для предотвращения целого ряда угроз, в т.ч. подготовки хищений и террористических актов на трубопроводах. Инновационной особенностью комплекса, также отмеченной рядом патентов, является способность распознавать характер сигнала для определения уровня и приоритета   угроз и исключения ложных срабатываний. С учётом высокой надёжности комплекса, он также не имеет аналогов по совокупности эксплуатационных качеств.
3. Газотурбинные многоцелевые и многотопливные энергосиловые установки малой мощности для наземного применения и газотурбинные силовые установки подвижного состава и энерговагонов нового поколения на жидком и компримированном газе (ФГУП «ММПП «Салют» и ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова», объединяемые в федеральный холдинг «НПЦ газотурбостроения «Салют»). Проекты  направлены на заполнение существующей целевой рыночной ниши отечественного оборудования, а также решение целого ряда важнейших наукоёмких задач в области критических технологий, в т.ч. эффективной утилизации попутного нефтяного газа и создания железнодорожного подвижного состава нового поколения с качественно новыми характеристиками (например, модульных турбоэлектропоездов).
Всего в СФО выделены 27 приоритетных проектов, из них 6 закреплены за Омской областью.
Инфраструктурная составляющая реализации программы предусматривает развитие широкой кооперации предприятий СФО и других регионов по реализации проектов, в т.ч. путём создания профильных кластеров, а также создание промышленно-инновационных парков и зон научно-промышленного развития. 
Механизм финансирования программы имеет многоканальный характер на основе государственно-частного партнёрства и включает такие основные составляющие, как средства организаций – исполнителей, собственные и заемные (на условиях конкурсного закрепления комплексных целевых тем и (или) проектов подпрограммы); средства отраслевых заказчиков по корпоративным планам поставки материально-технических ресурсов, новой техники и НИОКР (на конкурсной основе); государственные безвозмездные ссуды на погашения  части процентной ставки взятых кредитов предприятиями ОПК в соответствии с порядком, установленным Минпромторгом РФ; профильные федеральные целевые программы (на конкурсной основе); промышленно-инновационные парки и зоны научно-промышленного развития в соответствии с федеральными документами в СФО (на конкурсной основе) и прочие формы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности субъектов РФ в СФО, в соответствии с их законодательством.
В этом числе в первую очередь следует отметить проект Комплексной целевой программы «Создание высокотехнологичного оборудования и предоставление услуг для отраслей топливно-энергетического комплекса на основе научно-промышленного и инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса на 2010-2020 годы» Минпромторга России, разрабатываемой при участии рабочей группы Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, в который включён ряд мероприятий подпрограммы «СибМаш-ТЭК».
Упомянутые составляющие – иерархическая структура мероприятий по уровням подчинённости, инфраструктура и механизм финансирования – образуют «матрицу» инновационной системы СФО, в рамках которой возможно активное осуществление инновационной деятельности, и инновационная система Омской области, как важнейшая часть этой системы, занимает в ней одно из приоритетных мест.
Благодаря своей гибкой многоуровневой структуре, программа «Сибирское машиностроение» открыта для новых участников и соисполнителей действующих проектов, в т.ч. производственных и научно-производственных предприятий, организаций вузовской и отраслевой науки, а также малых инновационных предприятий.

Библиографический список:
1. Жильцов В.В., Демидов В.П., Новосельцев Д.А., Лаврентьев Н.Я., Гусельников Г.Г. Методология и принципы построения межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» и пилотной подпрограммы «СибВПКмаш-ТЭК». – Сильные инженерные школы – технологический прорыв Сибири: Материалы II Съезда инженеров Сибири. Часть I. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2008 г. – С. 75-81.
2. Лаврентьев Н.Я., Лось В.Н., Гусельников Г.Г., Жильцов В.В., Демидов В.П., Новосельцев Д.А. Методология и опыт создания межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение» и её пилотных подпрограмм. – Вестник Академии Военных наук № 3 (28) 2009 (спецвыпуск), Москва. - С. 243-248.
10. www.gks.ru – сайт Росстата.
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
24 ноября 2009 года, г. Омск

 
 
Автор : Жильцов Валерий Васильевич  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD