В число основных приоритетов экономической политики России, особенно в условиях воздействия на российскую экономику негативных последствий мирового экономического кризиса, а также в предстоящий период восстановительного роста, входит переход от преимущественно «сырьевой» модели экономики к «инновационной».
Этот приоритет был сформулирован Президентом Д. А. Медведевым в концепции «четырех «И» (инвестиции, инфраструктура, институты, инновации) ещё в конце 2008 года, и в дальнейшем развёрнут для общественного обсуждения в дискуссионной статье «Россия, вперёд!». Таким образом, необходимость «модернизации» в первую очередь как «инновационно-интеллектуального развития» осознана и принята на самом высоком государственном уровне, как и необходимость формирования системы механизмов её реализации.
В Сибирском федеральном округе (СФО) таким механизмом принята, прежде всего, межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса «Сибирское машиностроение», введённая в действие решением Координационного совета по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС) от 14 июля 2008 года.
Методологической базой для её разработки послужили успешно реализованная межрегиональная целевая программа «СибВПКнефтегаз-2000» и областная целевая программа Омской области «СибВПКнефтегазТЭК» [1, 2]. Сегодня особенно актуально, что в ходе реализации программы еще в конце 1990-х – начале 2000-х годов был получен ценный опыт решения задач разработки и освоения предприятиями машиностроения, прежде всего оборонными, востребованной продукции гражданского назначения в условиях масштабных кризисных явлений и последующего роста экономики.
Программа «Сибирское машиностроение» основана на закреплении тематических отраслевых подпрограмм за регионами СФО, обладающими базой для их реализации, с созданием в этих регионах соответствующих головных исполнительных дирекций – разработчиков и координаторов подпрограмм, под общим управлением центральной дирекции программы «Сибирское машиностроение». Реализация мероприятий подпрограмм осуществляется под управлением их головных исполнительных дирекций профильными предприятиями регионов СФО, в т.ч. путём формирования в дальнейшем межрегиональных отраслевых кластеров.
Ранее программа представлялась на таких площадках, как II Съезд инженеров Сибири [1], Сибирский промышленно-инновационный форум «ПРОМТЕХЭКСПО-2009» и V Международный технологический конгресс «Военная техника, вооружение и технологии двойного применения» [2] в программе Международной выставки военной техники, технологий и вооружения сухопутных войск «ВТТВ-Омск-2009».
Пилотными подпрограммами являются разработанные Омской областью и закреплённые за ней подпрограммы развития машиностроения для ТЭК «СибМаш-ТЭК» и развития транспортного машиностроения «СибМаш-транс». Их головной исполнительной дирекцией является НП «Сибирское машиностроение». Также вводится в действие подпрограмма развития аграрного машиностроения, закрепленная за Алтайским краем.
До конца 2009 года должны быть разработаны и утверждены другие отраслевые полпрограммы.
Программа «Сибирское машиностроение» имеет гибко перенастраиваемую структуру, обеспечивающую оперативное реагирование на изменение текущей экономической ситуации, и коррекцию её подпрограмм, включающих следующие иерархические уровни:
1. Субблоки (с учётом укрупненных подотраслей, например, электротеплоэнергетика, нефтегазовый комплекс);
2. Модули (с учётом основных технологических переделов и направлений);
3. Комплексные (инновационные) целевые темы (укрупнённые целевые мероприятия с общими технико-экономическими показателями);
4. Технические целевые проекты (задания на год, выполняемые исполнителями на конкурсной основе).
Именно на уровне целевых тем и целевых проектов осуществляется разработка и подготовка к серийному освоению наиболее наукоёмких, «инновационно»- и «интеллектуально»-ёмких видов продукции и технологий, ориентированных, в первую очередь, как на импортозамещение, так и на «импортоопережение» – создание научно-технического задела и, в дальнейшем, продукции, не имеющих аналогов в мире.
Ряд таких проектов решением совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СФО, Совета законодателей СФО и Совета МАСС от 2 июня 2009 года получил статус пилотных для реализации в округе. В их число вошли:
1. Самоходные амфибийные грузовые платформы на воздушной подушке «Арктика – АВП» грузоподъёмностью 100 тонн и более (ОАО «ТПЦ «СибВПКнефтегаз», ОАО «КБТМ»). Такие платформы являются практически единственным транспортным средством для доставки тяжелых крупногабаритных неделимых грузов в удалённые районы со слаборазвитой транспортной инфраструктурой, прежде всего северные. Конструкция платформ является глубоко инновационной, содержит целый ряд технических решений, защищённых патентами.
2. Адаптивный комплекс аппаратно-программных средств «Система непрерывного контроля целостности магистральных продуктопроводов» (ОАО «ОНИИП»). Комплекс предназначен для предотвращения целого ряда угроз, в т.ч. подготовки хищений и террористических актов на трубопроводах. Инновационной особенностью комплекса, также отмеченной рядом патентов, является способность распознавать характер сигнала для определения уровня и приоритета угроз и исключения ложных срабатываний. С учётом высокой надёжности комплекса, он также не имеет аналогов по совокупности эксплуатационных качеств.
3. Газотурбинные многоцелевые и многотопливные энергосиловые установки малой мощности для наземного применения и газотурбинные силовые установки подвижного состава и энерговагонов нового поколения на жидком и компримированном газе (ФГУП «ММПП «Салют» и ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова», объединяемые в федеральный холдинг «НПЦ газотурбостроения «Салют»). Проекты направлены на заполнение существующей целевой рыночной ниши отечественного оборудования, а также решение целого ряда важнейших наукоёмких задач в области критических технологий, в т.ч. эффективной утилизации попутного нефтяного газа и создания железнодорожного подвижного состава нового поколения с качественно новыми характеристиками (например, модульных турбоэлектропоездов).
Всего в СФО выделены 27 приоритетных проектов, из них 6 закреплены за Омской областью.
Инфраструктурная составляющая реализации программы предусматривает развитие широкой кооперации предприятий СФО и других регионов по реализации проектов, в т.ч. путём создания профильных кластеров, а также создание промышленно-инновационных парков и зон научно-промышленного развития.
Механизм финансирования программы имеет многоканальный характер на основе государственно-частного партнёрства и включает такие основные составляющие, как средства организаций – исполнителей, собственные и заемные (на условиях конкурсного закрепления комплексных целевых тем и (или) проектов подпрограммы); средства отраслевых заказчиков по корпоративным планам поставки материально-технических ресурсов, новой техники и НИОКР (на конкурсной основе); государственные безвозмездные ссуды на погашения части процентной ставки взятых кредитов предприятиями ОПК в соответствии с порядком, установленным Минпромторгом РФ; профильные федеральные целевые программы (на конкурсной основе); промышленно-инновационные парки и зоны научно-промышленного развития в соответствии с федеральными документами в СФО (на конкурсной основе) и прочие формы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности субъектов РФ в СФО, в соответствии с их законодательством.
В этом числе в первую очередь следует отметить проект Комплексной целевой программы «Создание высокотехнологичного оборудования и предоставление услуг для отраслей топливно-энергетического комплекса на основе научно-промышленного и инновационного потенциала оборонно-промышленного комплекса на 2010-2020 годы» Минпромторга России, разрабатываемой при участии рабочей группы Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, в который включён ряд мероприятий подпрограммы «СибМаш-ТЭК».
Упомянутые составляющие – иерархическая структура мероприятий по уровням подчинённости, инфраструктура и механизм финансирования – образуют «матрицу» инновационной системы СФО, в рамках которой возможно активное осуществление инновационной деятельности, и инновационная система Омской области, как важнейшая часть этой системы, занимает в ней одно из приоритетных мест.
Благодаря своей гибкой многоуровневой структуре, программа «Сибирское машиностроение» открыта для новых участников и соисполнителей действующих проектов, в т.ч. производственных и научно-производственных предприятий, организаций вузовской и отраслевой науки, а также малых инновационных предприятий.