Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 13:03 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2009 — Лизунов В.В. — Кластеры как форма инновационного развития региона
.

Лизунов 
Владимир Васильевич

кандидат физико-математических наук,
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Омского института (филиала) ГОУ ВПО
«Российский государственный торгово-экономический университет», директор Омского научно-образовательного комплекса,
старший научный сотрудник Омской экономической лаборатории
Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, председатель Комитета по инновационной деятельности
при Омской торгово-промышленной палате









Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
24 ноября 2009 года

Кластеры как форма 
инновационного развития региона 

В современной рыночной экономике происходят различного рода интеграционные процессы, возникающие как реакция предприятий на усиление конкуренции и давление окружающей социальной и природной среды. Активные предприниматели проводят поиск и налаживают сотрудничество с различными партнёрами (в том числе – с использованием межотраслевых связей и новых механизмов взаимодействия), имеющими необходимые ресурсы и возможности для формирования совместной инновационной деятельности, позволяющей повысить гибкость и научный потенциал, снизить общие издержки, разработать согласованные маркетинговые стратегии, получить высокую инновационную ренту, сформировать новые конкурентные преимущества.
Наиболее эффективной формой интеграции являются кластеры (от англ. cluster – скопление), которые в соответствии с теорией профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера определяются как группы географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определённой сфере и взаимодополняющих друг друга [1, 2]
На основе инноваций и синергетических эффектов террито-риальной самоорганизации и партнёрства при формировании кластеров возникает некое инновационное сообщество как субъект развития территории и создается эффективный комплексный механизм развития, обеспечивающий рост конкурентоспособности региона. (Эксперты отмечают, что в последние десятилетия появились инновационные субъекты нового типа, представляющие собой сплоченные группы людей из управленцев, ученых, инженеров и бизнесменов, которые формируют перспективные социотехноструктуры на эффективных и прорывных направлениях экономики, используют самые разнообразные ресурсы для реализации целей, которые они вырабатывают и эффективно реализуют.)
М. Портер определил, что конкурентоспособность и устойчивое развитие региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных её организаций, а именно кластеров – объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние и привлекаемые ресурсы. Им разработана диаграмма для определения конкурентных преимуществ, получившая название «конкурентный ромб» («алмаз») с четырьмя группами преимуществ, к которым относятся: 
- факторные условия – людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в том числе качество жизни; 
- условия внутреннего спроса – качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, рост объёмов спроса;
- смежные и обслуживающие отрасли (кластеры отраслей) – сферы поступления сырья и полуфабрикатов, сферы поступления оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
- стратегия и структура фирм, наличие конкуренции – цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Кроме того, существуют два дополнительных фактора, существенно влияющие на эффективность работы кластера. Это государственная политика и случайные события (которые руководство фирм не может контролировать).
Кластеры, как сообщество организаций из тесно связанных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, выполняют роль «локомотивов» развития региона. Вслед за первым часто образуются новые кластеры, и конкурентоспособность региона значительно увеличивается. Как правило, вне кластеров хозяйственное развитие менее эффективно. В кластере же конкурентные преимущества развиваются благодаря системным связям
- новые производители, приходящие из других отраслей, ускоряют развитие, стимулируя исследования и предоставляя ресурсы для реализации новых стратегий;
- происходит целевой обмен информацией и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков и/или потребителей, имеющих контакты с различными конкурентами;
- взаимосвязи внутри кластера, часто непредсказуемые, ведут к появлению новых направлений в конкуренции и порождают качественно новые возможности;
- человеческие ресурсы и идеи образуют новые комбинации и  результаты, позволяющие кластеру получать инновационную ренту.
Различают три типа кластеров, связанных с особенностями структуры и функционирования:
- региональные структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, обычно привязанные к научным учреждениям или вузам (НИИ, университетам и т.д.);
- вертикальные производственные цепочки, в которых последовательные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, «поставщик – производитель – сбытовик – потребитель»), или сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
- отрасли промышленности, имеющие высокий уровень агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов ещё более высокого уровня агрегации (например, «агропромышленный кластер») [2].
Начиная с 90-х годов ХХ столетия во всем мире кластеры стали играть основную роль в формировании инновационных стратегий территориального развития, связанных с ориентацией на локальные конкурентные преимущества региональных научных и производственных систем, что привело к пересмотру основ экономической и промышленной политики, а также доминировавших ранее моделей централизованного развития. 
Методы государственного вмешательства в экономическое развитие, которые аргументируются несовершенством рынка, в настоящее время корректируются под воздействием выявленных «провалов» государства, в том числе – недостатков традиционных отраслевого и регионального подходов, а также несогласованности различных ветвей и уровней власти. Перспективность кластерного подхода объясняется его комплексной формой и эффективным сочетанием промышленной политики, региональной политики, политики поддержки малого бизнеса, политики по привлечению внешних и внутренних инвестиций, инновационной, научно-технической, кадровой, образовательной и других политик [3]
Органы регионального и муниципального управления играют важную роль в процессах кластеризации. Хотя реальные кластеры должны формироваться «снизу» на основе имеющегося инновационного (в том числе – кадрового) потенциала, кластерные стратегии подразумевают меры преимущественно регулятивного характера, направленных на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и навыками, мешающих взаимодействию между различными участниками кластера. Их роль заключается как в создании инфраструктуры для деятельности кластера, так и в непосредственном воздействии на факторы конкурентоспособности. Государственная политика необходима, чтобы развить кластеры, находящиеся в стадии зарождения или усовершенствовать существующие кластеры. 
Деятельность кластеров становится основой привлечения внешних ресурсов, крупных капиталовложений и особого внимания органов управления. Системная организация конкурентов, покупателей и поставщиков способствует росту эффективной специализации и кооперации производства. При этом кластер предоставляет работу и множеству малых предприятий. Кластерная форма организации приводит к созданию особой формы инновации – совокупного инновационного продукта, поскольку спонтанная концентрация разнообразных научных и технологических новшеств заменяется оптимальной системой распространения и реализации новых знаний и технологий. Благодаря формированию устойчивых связей между участниками кластера происходит эффективная трансформация изобретений, новых разработок и технологий в инновации, а инноваций в конкурентные преимущества. Это происходит при сохранении конкуренции, что выгодно отличает кластеры от прежних территориальных научно-производственных комплексов.
Инновационная ориентированность кластера является его важной особенностью, наиболее успешные кластеры обеспечивают «прорыв» в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночные ниши», поэтому многие страны (как экономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику) активно используют кластерный подход в формировании и развитии своих региональных и национальных инновационных программ. Например, основным лозунгом инновационной политики США является «Инвестирование в технологии – это инвестирование в будущее Америки», что предусматривает четыре основные формы государственной инновационной политики: 
1 - прямая бюджетная поддержка разработки и внедрения новых технологий и товаров; 
2 - косвенная поддержка посредством налоговой политики и с помощью административного регулирования; 
3 - инвестиции в систему образования; 
4 - поддержка элементов инфраструктуры, необходимых для быстрого продвижения инноваций [2].
В России существуют «спонтанные протокластеры», образованные вокруг ключевых отраслей промышленности (химической, нефтегазовой, металлургии, машиностроения и др.). Но эти структуры вряд ли могут сравниться с настоящими западными кластерами с хорошо отлаженной системой взаимосвязей, где использование кластерного подхода к управлению экономикой уже имеет определённую историю. Так, полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность, в США больше половины предприятий работают по кластерной модели производства: предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциал. Ключевые промышленные кластеры в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) сформировались в 50-60-е годы прошлого столетия. В результате, взаимодействие целых групп отраслей внутри кластеров способствовало росту занятости, инвестиций и ускорило распространение передовых технологий в национальной экономике. Страны Европейского Союза приняли шотландскую модель кластера, при которой ядром такого совместного производства становится крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы. Существует и итальянская модель – более гибкое и «равноправное» сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. Опыт этих стран показывает эффективность взаимодействия частного сектора, государства, торговых ассоциаций, исследовательских и образовательных учреждений в инновационном процессе. 
В постсоциалистических странах кластерная политика, как правило, реализуются на региональном уровне. В качестве примеров потенциальных российских кластеров можно привести авиакосмические кластеры в Москве и Самаре, информационно-телекоммуникационный кластер в Москве, образовательные кластеры в Татарстане, пищевые кластеры в Москве, Санкт-Петербурге и Белгородской области, судостроительный кластер в Санкт-Петербурге, Алтайский биофармацевтический кластер в г. Бийске и т.п. Кластерный подход все чаще используется при разработке региональных стратегий развития. Например, в Петербурге с 2000 года выполняется совместный российско-финский проект «Долгосрочная стратегия развития экономики Санкт-Петербурга» [4]. Была создана модель основных городских кластеров, которых в Петербурге насчитывается уже девять: энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, пищевой, транспортный, туризм, деревообработка, программное обеспечение и информационные технологии, оптическое приборостроение,  металлургия. Финансовый сектор и образование не вошли в этот список, поскольку по своим показателям «не дотянули» до кластера. Судостроение и судоремонт, а также деревообработка были отнесены к потенциальному типу кластеров ввиду «неэффективной институциональной структуры», а также отсутствия целенаправленной государственной политики по их формированию.
К проблемам реализации кластерной политики в России и странах с переходной экономикой эксперты относят: 
1 – недостаточную развитость малого бизнеса, относительно худшие инфраструктурные и организационные условия; 
2 – слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, особенно во взаимоотношениях бизнеса и власти; 
3 – отсутствие факторных условий (в основном – доступа к дешёвым ресурсам) как базы для развития кластеров [5]
Первый Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики», проведённый в г. Самара 6-7 июля 2007 г., определил суть государственной кластерной политики как специальной деятельности органов власти всех уровней, направленной на поддержку инициатив по созданию и развитию сетевых объединений, основанных на интересе, взаимной выгоде и оказывающих влияние на производительность труда и занятость населения, включающих в себя не только предприятия, учреждения науки, высшей школы и среднего специального образования, организации по сотрудничеству, но и органы управления всех уровней, а также другие заинтересованные стороны [6].
Инструменты реализации кластерной политики должны интегрировать в себе все основные действующие инструменты социально-экономического развития страны: программы поддержки малого бизнеса, технопарков, промпарков, особых экономических зон, центров «трансфера» технологий; инвестиционные и венчурные фонды; национальные проекты; целевые и адресные инвестиционные программы. 
Основным инструментом как на федеральном, так и на региональном уровне следует признать комплекс образовательных и консультационных мероприятий, осуществляемых с привлечением заинтересованных сторон и ведущих специалистов. Эти мероприятия могут проходить в формате семинаров и конференций, «круглых столов» и совещаний, а также должны включать в себя серии тематических публикаций и образовательных курсов. 
На региональном и муниципальном уровне целесообразно проводить выявление и диагностику потенциальных кластеров, разрабатывать и принимать программы их развития. В органах власти необходимо формирование межотраслевых рабочих групп для координации развития кластеров и снятия ведомственных и отраслевых ограничений. При этом, принимая во внимание сложившуюся структуру отраслей отечественного хозяйства, особое внимание следует уделять взаимодействию крупного и малого бизнеса как одному из наиболее приоритетных направлений формирования кластеров. 
В Омске «стихийно» сложились машиностроительный и нефтехимический научно-производственные комплексы, имеющие признаки кластеров, третий год проводится формирование кластера по получению биоэтанола из растительного сырья фирмой «Титан-Агро». Получила положительную оценку на федеральном и международном уровне программа реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в систему кластеров – сетей инновационных малых и средних предприятий с участием ведущих зарубежных фирм, реализующих лучшие мировые и собственные разработки («Омский Локомотив-М»). По результатам Регионального совещания разработчиков, изготовителей и пользователей медицинской техники, прошедшего в Омском научном центре СО РАН 26 августа 2009 г., разработано и находится в стадии согласования «Соглашение о государственно-корпоративном партнёрстве по созданию кластера в области биомедицинских технологий и медицинской техники».
В сфере АПК и торгово-экономического образования большую роль может сыграть образовательный кластер, создаваемый Омским институтом Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) совместно с Омским государственным аграрным университетом (ОмГАУ), включающий в свой состав профильные школы, колледжи торгово-экономической направленности, учебные центры и производителей сельскохозяйственной продукции из районов Омской области, а также создаваемые торговые дома, обеспечивающие площадки для встречи сельхозпроизводителей, производителей сельхозтехники и других заинтересованных сторон [7].
Необходимыми условиями для эффективного развития кластера является наличие (или формирование) инновационного субъекта, а также – информационная, организационная и ресурсная поддержка различных этапов развития кластера региональными и местными органами управления в соответствии с их компетенцией и отраслевой направленностью. 
Социально-экономическими результатами формирования кластеров являются вовлечение в хозяйственный оборот дополнительных экономических ресурсов, повышение инвестиционного рейтинга региона, решение насущных экономических проблем, выполнение роли «локомотивов» развития экономики, обеспечение позитивной динамики уровня и качества жизни населения. 
В деятельности по созданию омских кластеров необходимо широко использовать имеющиеся методологические работы, а также практический опыт Санкт-Петербурга, Москвы, Самары, Татарстана, Алтая и других регионов России.

Библиографический список:
1. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
2. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. – № 5.
3. Лизунов В.В. Кластерная политика и перспективы формирования образовательных кластеров // VI Омские торгово-экономические чтения. Материалы международной научно-практический конференции. Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты. В 2-х частях. Ч.2. – Омск: ИП Погорелова Е.В., 2008. – С. 484-498. 
4. Панченко Л. Чем болеют наши кластеры? // Невское время. – № 95 (2218). – 30 мая 2000.
5. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. – 2007. – № 4.   Интернет-ресурс: http://www.cluster-center.ru/about1.html.
6. Обзор результатов и выступлений участников первого Межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» (г. Самара, 6-7 июля 2007 г.) – Интернет-ресурс: http://www.idn.govirk.ru/tematicheskie20razdely/klastery.
7. Лизунов В.В., Карпов В.В. Кластеры как эффективная форма развития социально-экономических систем // Динамика систем, механизмов и машин: Материалы VII Международной научно-практической конференции (10-12 ноября 2009 г.). Книга 4. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – С. 39- 56.
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
24 ноября 2009 года, г. Омск

 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD