OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.25 · 12:53 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2009 — Арент Н.Ю. — Коммерческие обозначения
.



Арент 
Наталья Юрьевна
директор  

ООО «ПрофИТ»







Коммерческие 
обозначения 

В настоящее время современные предприниматели пользуются значительным количеством понятий, касающихся индивидуализации бизнеса, товаров и услуг, которые они производят или реализуют. Речь идет о логотипе, бренде, фирменном наименовании, товарном знаке, знаке обслуживания и так далее. Во всем этом многообразии не просто ориентироваться даже человеку, неплохо разбирающемуся в гражданском законодательстве.
До 1 января 2008 года правовой режим коммерческого обозначения никакими правовыми нормами не регулировался. Коммерческое обозначение было лишь упомянуто в гл. 54 части второй Гражданского кодекса РФ, посвященной коммерческой концессии.
Четвертая часть Гражданского кодекса РФ впервые в качестве самостоятельного средства индивидуализации выделила и коммерческое обозначение.
Для потребителя коммерческое обозначение – это внешнее проявление бизнеса, на которое он ориентируется, совершая покупки, обращаясь за оказанием услуг. Поэтому значимость коммерческого обозначения достаточно велика. Коммерческими обозначениями могут являться названия магазинов, торговых центров, ресторанов, автозаправок, кафе быстрого питания, мастерских обуви. Использовать коммерческое обозначение можно путем указания на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или упаковках.
Если возможность иметь фирменные наименования действующее законодательство предоставляет только юридическим лицам, то коммерческие обозначения вправе использовать и предприниматели. Предпринимателям оно заменяет фирменное наименование, а для компаний является средством дополнительной индивидуализации.

Признаки коммерческого обозначения, условия возникновения исключительного права на него и срок действия этого права содержит глава 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий» части четвертой Гражданского кодекса РФ. Примечательно, что точного определения коммерческого обозначения кодекс также не дает, а лишь характеризует его через ряд особенностей, к которым относится наличие достаточных различительных признаков и локальный характер коммерческого обозначения. 
Подробных критериев различимости и известности в отношении коммерческих обозначений законодатель не приводит, что, безусловно, порождает проблемы, в частности, риск столкновения одинаковых коммерческих обозначений между собой и с иными средствами индивидуализации.
Коммерческое обозначение может использоваться исключительно для индивидуализации предприятия. Это означает, что оно выделяет среди множества других не конкретный товар, а предприятие, то есть не что иное, как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. 
Для индивидуализации одного предприятия может использоваться только одно коммерческое обозначение. В то же время допускается использование единого коммерческого обозначения для индивидуализации нескольких предприятий (п. 2 ст. 1538 ГК РФ).
В отличие от фирменного наименования, регистрация права на коммерческое обозначение не требуется. Соответственно, при его создании не нужно проверять, соответствует ли обозначение критериям, установленным Гражданским кодексом РФ. Необходимость правовой экспертизы может возникнуть, если право на коммерческое обозначение нарушается или оспаривается. Поэтому в интересах правообладателя – соблюдать установленные критерии охраноспособности. Это означает, что должны присутствовать все отличительные признаки коммерческого обозначения, а также коммерческое обозначение не должно дублировать иные средства индивидуализации, зарегистрированные до начала использования коммерческого обозначения.
При соблюдении двух основных условий (различительная способность и известность на определенной территории) действующее законодательство наделяет правообладателя исключительным правом использования коммерческого обозначения любым способом, не противоречащим закону (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). 
Правообладатель может использовать коммерческое обозначение так, как он пожелает, а также вправе воспрепятствовать другим лицам использовать это обозначение без его разрешения, оформленного установленным законом способом.
На территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для отличия предприятия, также находящегося на территории нашей страны (п. 1 ст. 1540 ГК РФ), т.е. за пределы России исключительное право на коммерческое обозначение не распространяется. Кроме того, если обозначение указывает на предприятие, находящееся за рубежом, на территории России на него также не может распространяться исключительное право.

Срок действия исключительного права на коммерческое обозначение законом не ограничен. Однако исключительное право прекращается, если обозначение не используется непрерывно в течение года (п. 2 ст. 1540 ГК РФ). К сожалению, законодатель не дополнил данный пункт ответами на вопросы, с какой даты отсчитывается указанный срок, кто может выступить инициатором прекращения исключительного права на коммерческое обозначение, требуется ли при этом соблюдение каких-либо процедурных моментов.
Соответственно, не составляет труда и процедура смены коммерческого обозначения, если, конечно, не брать в расчет материальные затраты на смену вывесок, бланков и прочих атрибутов. Достаточно просто начать использовать новое обозначение, а право на «старое» автоматически прекратится через год.
Инициаторами прекращения действия исключительного права на коммерческое обозначение могут в судебном порядке выступить конкуренты, желающие «прибрать к рукам» известное название. В таком случае необходимо будет доказать факт использования обозначения, предъявив бланки, отчеты, рекламные материалы и т.д. с указанием коммерческого обозначения.

Учитывая, что обязательной регистрации права на коммерческие обозначения не требуется, то для защиты своего исключительного права желательно подробно задокументировать факт использования коммерческого обозначения в предпринимательской деятельности, а именно:
- передать документы, содержащие коммерческое обозначение, на хранение нотариусу с получением свидетельства об этом;
- депонировать в Российском авторском обществе;
- установить в судебном порядке факт, имеющей юридическое значение.
Допустимы любые законные способы получения доказательств, которые помогут подтвердить дату начала использования коммерческого обозначения, а значит, и момент возникновения исключительного права на него. Этот момент может быть также подтвержден показаниями свидетелей, заключением экспертов и др.
Меры правовой защиты, которые вправе применять правообладатель при нарушении его права на коммерческие обозначения, отражены в статье 1539 ГК РФ.
Для нарушителей исключительного права на коммерческое обозначение установлена обязанность по требованию правообладателя прекратить использование коммерческого обозначения и возместить правообладателю причиненные убытки, состоящие из реального ущерба и упущенной выгоды (п. 3 ст. 1539 ГК РФ).
В статье 1252 Гражданского кодекса РФ также перечислены меры защиты, которые может использовать правообладатель любого средства индивидуализации, а значит, и коммерческого обозначения. Так, лицо, чье право на коммерческое обозначение было нарушено, вправе в судебном порядке требовать от нарушителя:
- признания своего права на коммерческое обозначение;
- пресечения противоправных действий, нарушающих его права на коммерческое обозначение;
- возмещения убытков, причиненных ему нарушителем;
- изъятия материального носителя, на котором изображено или иным способом выражено коммерческое обозначение;
- публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.
При неоднократном или грубом нарушении интеллектуальных прав по иску прокурора в судебном порядке может быть ликвидировано юридическое лицо или прекращена регистрация индивидуального предпринимателя, нарушающих данные права (ст. 1253 ГК РФ). Данный вид нарушения исключительных прав является новым для нашего законодательства. Единообразное толкование понятия «грубое нарушение» отсутствует, поэтому остается ждать, когда соответствующие разъяснения будут даны судебными органами. Интересный факт: при разработке проекта части четвертой Гражданского кодекса РФ предлагалось более подробное толкование данного термина – неоднократное нарушение в крупном размере, имеющее своей целью извлечение прибыли либо направленное на причинение вреда. Однако в окончательный вариант текста ст. 1253 ГК РФ указанная «расшифровка» не вошла.

Вместе с тем, четвертая часть Гражданского кодекса РФ содержит достаточно подробную регламентацию правового режима коммерческих обозначений. Дальнейшее совершенствование правовой регламентации в сфере средств индивидуализации будет способствовать все большему вовлечению коммерческих обозначений в хозяйственный оборот.
 

Опубликовано:
Правовая гарантия • информационно-аналитический журнал • № 6 (33) август-сентябрь 2009
рубрика «Омская марка. Интеллектуальная собственность»

 
 
Автор : Арент Наталья Юрьевна  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD