В современных условиях все большее значение приобретает гражданский оборот средств индивидуализации хозяйствующих субъектов, принадлежащих им предприятий, производимых товаров и оказываемых услуг. Данная тенденция вполне закономерна: с одной стороны, многие добросовестные субъекты предпринимательской деятельности успели приобрести определенную известность и положительную рыночную репутацию, что является гарантией их стабильного экономического положения, с другой стороны, развитие рыночных отношений характеризуется усилением конкурентной борьбы и стремлением некоторых предпринимателей использовать чужое доброе имя, рыночную репутацию и клиентуру для получения дополнительной прибыли.
Преградой действиям недобросовестной конкуренции является гражданско-правовой институт интеллектуальной собственности, предоставляющий хозяйствующим субъектам режим исключительного права на средства индивидуализации, к которым в частности относится и фирменное наименование.
Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ с 1 января 2008 г. была введена в полном объеме часть четвертая Гражданского кодекса РФ. В данном законе получили свое завершение и приобрели некоторую стройность нормы гражданского законодательства, регулирующие право на фирменное наименование. Но как показывает практика, споры относительно прав на фирменное наименование в условиях России до сих пор носят довольно острый характер, да и доктрина не успела определиться однозначно по многим вопросам применения норм о фирменном наименовании.
Согласно статьи 1473 ГК РФ фирменное наименование отражает в себе связь с корпоративным правом и принадлежность к результатам интеллектуальной деятельности. Оно по-прежнему остается «привилегией» только коммерческих организаций, определяется в учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) при государственной регистрации.
Нормы статьи 1474 ГК РФ предусматривают, что юридическому лицу с момента его государственной регистрации принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
При этом надо учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом, только если они включены в ЕГРЮЛ. В противном случае недобросовестный «оппонент» сможет воспользоваться иностранной транскрипцией названия вашей фирмы.
В отношении же некоммерческих организаций законодатель использует термин «наименование» организации или предприятия (п.1 ст.54 ГК РФ) и об исключительных правах на зарегистрированное «наименование» нигде в законе не говорится.
Такая ситуация приводит к тому, что в настоящее время некоммерческая организация становиться более беззащитной при столкновении на рынке с коммерческой организацией, которая, оказывается, имеет «в рукаве лишний козырь» - право на фирменное наименование. А также не может защитить свои права, в случае если другая фирма решит зарегистрировать схожий или тождественный её наименованию товарный знак или фирменное наименование.
В этой связи представляет интерес Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 июня 2001 г. по делу N А43-7420/00-23-239, в котором подход к нефирменным наименованиям как не являющимся объектом самостоятельной правовой охраны был подтвержден.
Выход из такой ситуации для некоммерческой организации – своевременно регистрировать тождественный своему наименованию товарный знак.
Коммерческой организации защититься от использования другими лицами аналогичных (похожих) или тождественных (одинаковых) фирменных наименований в настоящее время тоже порой бывает весьма сложно.
Поэтому рекомендуется выбирать для названия своей фирмы, независимо от ее вида (коммерческая или нет), такие наименования, которые могут быть зарегистрированы и в качестве товарных знаков в отношении определенных товаров и услуг. Тогда в случае конфликта будет легче отстаивать свои права на наименование, так как, с одной стороны, оно будет охраняться как товарный знак, а с другой - как фирменное наименование.
Отсутствие проверок по поиску сходных наименований при государственной регистрации юридических лиц фактически оставляет нерешенной проблему дублирования фирменных наименований. Эталоном для аналогии тут может выступать практика оказания Федеральным институтом промышленной собственности услуг по поиску сходных с заявленным словесных обозначений в автоматизированной системе базы данных товарных знаков Роспатента.
Поэтому, регистрируя в настоящее время организацию и, осуществляя постановку на бухгалтерский учет исключительного права на фирменное наименование организации, субъект предпринимательской деятельности может получить реальное подтверждение на использование этого права в соответствии с законом, только осуществив проверку словесного обозначения фирменного наименования по реестру зарегистрированных товарных знаков Роспатента.
В противном случае, в какой-то момент может возникнуть ситуация, когда окажется, что все время приходилось «раскручивать» чей-то чужой товарный знак.
Необходимо также отметить, что в последнее время возросло и количество споров вокруг товарных знаков. В большинстве случаев использование имиджа чужого товарного знака или наименования с похожим названием бывает намеренным, поскольку это несет прямую выгоду.
Ввиду несовершенства действующего законодательства, в соответствии с которым при разной организационно-правовой форме (ЗАО, ООО, ОАО и др.) допускается использование одинаковых названий, защита от действий недобросовестных конкурентов сводится к регистрации в обязательном порядке юридического лица и, следовательно, наименования фирмы. На сегодняшний день способа подстраховаться в такой ситуации нет, если только не зарегистрировать сразу все организационно-правовые формы с одним наименованием.
Любой правообладатель, в свою очередь, может потребовать от других лиц прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, а также возмещения причиненных ему убытков, но только в отношении видов деятельности, осуществляемых правообладателем (ст. 1474 ГК РФ). При этом такое право возникает у него, при условии, что его фирменное наименование было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование нарушителя.
В случае же, если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате этого вводят в заблуждение потребителей и контрагентов, преимущество имеет то средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (ст. 1252 ГК РФ).
Защита права на фирменное наименование может быть осуществлена в административном и судебном порядке. Так, компания может обратиться с иском в арбитражный суд, или спор по соглашению сторон может быть рассмотрен третейским судом.
В административном порядке конфликты решаются через антимонопольный орган, а также, если речь идет о столкновении фирменного наименования и товарного знака, через Палату по патентным спорам.
Решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд (п. 2 ст. 11 ГК РФ).
Однако не всегда стоит спешить применять меры по устранению с рынка фирмы с аналогичным названием. Так, появление очередной новой фирмы с тождественным наименованием, только лишь заявляющей о себе в рекламе, но не производящей товаров и услуг, вряд ли может нанести ущерб деловой репутации «старой» фирмы. По крайней мере, доказать нанесение ущерба будет крайне сложно. Поэтому нет большого смысла и экономически невыгодно начинать борьбу против одного лишь факта совпадения наименований.
Если товары и услуги фирм не сталкиваются на рынке и не имеет места недобросовестная конкуренция в их деятельности, попытки запретить использовать в названии фирмы тождественное наименование вряд ли будут успешными.
Учитывая вышеизложенное, можно лишь порекомендовать обладателям наименований, вызывающих сомнения, не откладывая в долгий ящик, заняться приведением их в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Тем более, что процедура привычная. Сначала вносятся изменения в уставные документы, которые затем оформляются протоколом общего собрания участников организации или решением единственного учредителя о смене фирменного наименования. Затем в налоговый орган подается заявление с приложением всех необходимых документов в полном соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».