Анализируются факторы, сдерживающие интенсивное развитие труднодоступных территорий водных бассейнов Обь-Иртышского, Ленского, Енисейского. Приводятся технические решения, реализованные при проектировании вездехода на воздушной подушке ЭР 85-02 проекта «NORD».
При выборе путей и способов долгосрочного развития огромных территорий России, в условиях бездорожья, весенне-осенних распутиц и летнего обмеления рек, необходимо опираться на развитую сеть различных по назначению всепогодных высоко мобильных транспортных средств – амфибийных вездеходов на воздушной подушке (АВВП).
Как нигде, такой транспорт необходим на труднодоступных пространствах, в том числе, в поймах малых рек Обь-Иртышского, Ленского и Енисейского бассейнов с низкой и сверхнизкой плотностью проживания и размещением удаленных производств.
Для решения подобного рода задач, долгое время использовалась малая авиация и малотоннажный речной транспорт. Однако, в настоящее время, из-за убыточности полетов, приводящих даже к отсутствию средств для приобретения топлива, низкого уровня технического состояния самолетов и вертолетов (исправность авиапарка северных регионов составляет в среднем 18 %), и снижения глубины фарватеров малых рек не всегда обеспечивается выполнение даже правительственных программ по «Северному завозу».
Исходя из прогнозируемой убыточности малой авиации и традиционного речного флота, для решения этих задач в 1980-1990 годах были разработаны, выпущены и эксплуатируются до настоящего времени несколько сотен отечественных АВВП: «Гепард», «Аллигатор», «Пума», «Рысь», «Ирбис» и другие (в 1985 году институтом комплексных транспортных проблем Госплана СССР потребность народного хозяйства в АВВП различного назначения и размерений к концу 1995 года оценивалась в 2400 шт. [1]).
Данному назначению также в полной мере соответствует современный АВВП ЭР85-02 проекта «NORD», спроектированный ООО КБ «Эридан», изготовление опытного образца которого начато в ООО ПКФ «Белый медведь» в 2006 году (см. рис. 1).
В отличии от известных на сегодня вездеходов предыдущего поколения («Аллигатор», «Пума», «Рысь», «Ирбис») вездеход ЭР85-02 «NORD» разработан в период 2004-2006 г.г. с использованием современной элементной базы, с учетом последних отработанных технических и технологических достижений для подобной техники и обладает набором существенных эксплуатационных преимуществ, в сравнении с аналогами.
Рис. 1. Внешний вид АВВП ЭР85-02 проекта «NORD»
Основные технические характеристики АВВП ЭР 85-02 проекта «NORD»
1. Главные размерения (в режиме на воздушной подушке), м: - длина - ширина - высота с мачтой | 11,80 4,91 4,20 |
2. Размерения салона, м: - длина (с кабиной) - ширина - высота от настила | 5,00 2,35 1,80 |
3. Водоизмещение, кг: - полное - порожнее | 5600 3600 |
4. Полезная нагрузка, кг | 1600 |
5. Запас хода при работе на эксплуатационном режиме, ч | 10 |
6. Средний эксплуатационный расход топлива (со средней скоростью 50 км/ч), л/100 км, не более | 50 |
7. Скорость хода (с полным количеством пассажиров, с полными запасами топлива, в безветренную штилевую погоду), км/ч, не менее: - скорость максимальная (ограниченная) - скорость максимальная на мягкой поверхности (ограниченная) - скорость «малого хода» - эксплуатационная скорость хода на воде - эксплуатационная скорость хода на заснеженной поверхности - предельная расчётная скорость хода на ровной твёрдой поверхности (лёд) |
90 65 5 40-45 45-50
90 |
8. Двигатели: - количество - тип - мощность, л.с. - расход топлива, л/ч (в зависимости от режима эксплуатации) | 2 дизель «ISUZU» 6НЕ1 Р6 200 20-30 |
9. Полная заправочная ёмкость топливных баков, л | 800 |
10. Заправочная ёмкость топливных баков: - основных, л - наружных (дифферентовочных), л | 2×220 2×180 |
11. Материал корпуса и надстройки | алюминиевый сплав |
12. Температура, ºС: - эксплуатационная - хранения (стоянка) | –40…+45 –50…+50 |
13. Бортовая электрическая сеть, В | 24 |
14. Электропитание бортовых систем от сети 220 В на стоянке | есть |
15. Автономный мотор-генератор 220 В (опция), кВт | 1,5 |
16. Задний ход | есть |
17. Класс речного регистра | «Р» |
18. Ресурс работы вездехода до первого капитального ремонта, моточас | 3000 |
19. Срок службы, лет | 10 |
Исполнения салонов
1. Грузопассажирский | 15 пассажиров или 2 пассажира и 1400 кг груза |
2. Пассажирский эконом-класса | 18 пассажиров |
3. Пассажирский турист-класса | 15 пассажиров |
4. Пассажирский бизнес-класса | 12 пассажиров |
5. Пассажирский административного класса |
|
6. Салон со спецоборудованием |
|
Отличительными техническими решениями для АВВП ЭР85-02 «NORD» являются:
- применение сдвоенной движительно-рулевой установки (ДРУ) с широколопастными винтами изменяемого шага, с диапазоном поворота лопастей ±30º в аэродинамических кольцевых насадках, с высоким КПД винтов в диапазоне скоростей 50-90 км/час;
- применение сдвоенных облегченных центробежных нагнетателей воздуха с производительностью каждого 15 м3/с (у «Пумы» – 5 м3/с, у «Ирбис» – 6,5 м3/с) для создания воздушной подушки (ВП), как наиболее надежных, из-за отсутствия срывных зон (помпажа), в сравнении с осевыми;
- применение улитки изменяемой геометрии (с поворотным шибером) на центробежных нагнетателях ВП, для активного перераспределения воздушных потоков в ВП при повороте (маневрировании) АВВП, с целью обеспечения крена, для уменьшения радиуса циркуляции, без уменьшения клиренса (запатентованное ноу-хау фирмы-разработчика), положительно влияющее также на экономико-эксплуатационные показатели вездехода;
- применение трехъярусного гибкого ограждения с формами в виде полукруга в носу и прямоугольника в корме, с навесными элементами и воздушными ресиверами, конструктивно наиболее пригодного для эксплуатации в тяжелых условиях бездорожья и средне-пересеченной местности (т.е. при высоких динамических нагрузках);
- применение сдвоенных эластичных муфт для передачи крутящего момента от двигателей к нагнетателям и ДРУ, с целью максимального снижения крутильных колебаний и неравномерности вращения ДВС, передаваемых в виде вибрации на корпус вездехода;
- применение плоских зубчатых ремней в компоновке трансмиссии с целью снижения массо-габаритных и шумо-вибрационных характеристик силовой передачи АВВП;
- применение современных тепло-звуко-виброизолирующих материалов для тепло-звукоизоляции салона-кабины (пенофол, термофлекс и др.) с целью снижения массо-габаритных характеристик и энергопотребления АВВП;
- использование в клёпанной конструкции корпуса (лодки) и элементах надстройки АВВП современных алюминиево-магниевых сплавов и материалов, с целью оптимизации соотношения масса-прочность-долговечность;
- применение современной элементной и приборной базы средств управления движением АВВП и контроля за состоянием его агрегатов и систем, с целью повышения безопасности вождения и увеличения эксплуатационного ресурса: электрогидравлические следящие приводы управления ВИШ, гидрообъемные приводы рулей направления и поворота шибера нагнетателей подъемного комплекса и др.;
- применение оригинальной запатентованной схемы компоновки трансмиссии АВВП с целью возможности использования главных двигателей (дизелей) по схеме «каждый за каждого» для повышения аварийной живучести АВВП, т.е. в случае выхода из строя одного любого из ДВС, оставшийся позволяет АВВП двигаться с приемлемым снижением эксплуатационных характеристик. При этом работают оба нагнетателя ВП и обе ДРУ;
- художественно-конструкторское решение, определяющее современный, оригинальный внешний вид АВВП, представляющего собой судно речного регистра класса «Р» и одновременно вездеход, способный перемещаться над твердой поверхностью, болотом, снегом, льдом и т.п., защищен как промышленный образец в Федеральном институте промышленной собственности.
В целом, конструкция АВВП ЭР85-02 «NORD» обеспечивает экономически оправданную гарантированную доставку грузов, пассажиров, спасателей, врачей и др. при отсутствии развитой сети автодорог с твердым покрытием, за счет трех основных критериев:
1. Конкурентоспособной энерговооруженности – менее 100 л.с. на тонну веса вездехода с полной загрузкой.
2. Созданием движительной установкой тяги ≥0,1 веса вездехода с полной загрузкой (для преодоления уклонов в 5-6º).
3. Применение на вездеходе более дешевых в установке (монтаже) и эксплуатации высокоресурсных дизельных ДВС.
Кроме того, в настоящее время, сфера сбыта техники данного типа будет постоянно расширяться за счет класса состоятельных людей, частных предпринимателей и предприятий, связанных с индустрией отдыха и туризма, с освоением труднодоступных территорий.
На основании вышеперечисленных показателей и с учетом возрастающей потребности в вездеходах, очевидно, что в настоящее время и на ближайшие 5-10 лет (судя по состоянию производства и предложению на рынке основных отечественных производителей подобной техники), современный АВВП ЭР85-02 проекта «NORD» может занять достойное место в своем классе вездеходов.