OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.16 · 18:23 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2008 — Панов С.Л. — Противодействие обороту контрафактных и фальсифицированных товаров для детей: криминологический аспект
.


Панов
Сергей Леонидович

кандидат юридических наук,
доцент кафедры криминологии
ГОУ ВПО «Омская академия МВД России»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Противодействие обороту 
контрафактных и фальсифицированных товаров для детей: 
криминологический аспект

Российский потребительский рынок товаров для детей ежегодно увеличивается на 15-20 % и на 1 января 2008 года оценивался экспертами в 10-12 млрд. долларов. В настоящее время ассортимент детских товаров значителен: помимо традиционных игрушек и питания, современные магазины детских товаров предлагают самую разнообразную одежду, обувь, мебель, технику и косметику. Основными поставщиками детских товаров в страну являются: Китай – более 70 % рынка; страны Европейского союза – около 20 %; государства СНГ и отечественные производители – около 10 %.
Главная проблема рынка детских товаров – контрафактная и поддельная продукции, особенно игрушки, одежда и детское питание. По данным Национальной ассоциации игрушечников России, до 70 % некачественных игрушек поставляется из стран Юго-Восточной Азии (преимущественно Китай). Нередки случаи, когда при изъятии товаров для детей правоохранительные органы не могут установить их производителя.
Особенностью оборота контрафактной и фальсифицированной детской продукции является то, что такой товар не только нарушает права потребителей, но и опасен для жизни и здоровья.
Недобросовестные предприниматели торгуют поддельными товарами детского назначения без сертификатов, гигиенического заключения и прочих документов, подтверждающих их безопасность. К сожалению, сегодня отечественный потребитель не застрахован от приобретения вредного для здоровья товара и при совершении покупки в специализированном магазине.
Часто детские пищевые продукты реализуются без обязательной информации указание сроков годности, наличие различных добавок и пр. на каждой единице потребительской тары. 
Регулярно правоохранительными органами выявляются факты реализации на отечественном рынке контрафактных детских учебников, которые не соответствуют ГОСТу по весу, что может привести к искривлению детского позвоночника, и по химическому составу типографской краски, клея и самой бумаги, что может вызвать различные нарушения здоровья. Увеличение случаев продажи контрафактных, поддельных, некачественных учебников связано с тем, что проведение тендеров на указанный вид деятельности осуществляется не на федеральном или региональном уровнях, как было раньше, а на уровне муниципалитета или даже отдельной школы. Это позволяет некоторым организациям, никак не связанным с изданием учебников, получить нелегальную прибыль.
Современный этап развития потребительских отношений характеризуется тем, что все больше граждан вовлекаются в торговый оборот посредством интернет-магазинов (при этом изготовитель (продавец), предлагающий данный товар может находиться в другой стране). Такой вид продаж нередко создает возможность для недобросовестных продавцов реализовать контрафактную, поддельную продукцию. Повышенная опасность такого рода продаж – реализация товаров для детей.
В последние годы на потребительском рынке товаров для детей прослеживается тенденция появления значительного числа контрафактных продуктов и изделий российских, украинских и белорусских марок. Это обусловлено возникновением соответствующего предпочтения покупателей, чем в полной мере пользуются мошенники, изготавливающие «левый» товар под маркой известных российских брэндов.

Предлагаем перечень условий для оборота контрафактных, поддельных, некачественных товаров для детей на потребительском рынке страны, ставший результатом изучения литературы по данной тематике.
1. В Европе сертификации подлежат не только сами детские товары, но и сырье, использованное для их изготовления, средства транспортировки и продажи. В России такие требования отсутствуют, так как технический регламент, защищающий здоровье и жизнь детей и регулирующий безопасность оборота указанной продукции до сих пор в законодательном порядке не принят.
2. На основании Федерального закона от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» контролирующие структуры могут проводить плановую проверку лишь один раз в два года, что значительно затрудняет борьбу с производителями и распространителями некачественных детских товаров.
3. Главной проблемой отечественного рынка детских товаров остается несоответствие предложения спросу. Высокие цены на указанные товары в магазинах вынуждают потребителя совершать покупки на рынке, где риск приобретения контрафактной вещи достаточно велик.
4. Получить сертификаты соответствия и качества для иностранных поставщиков, в том числе и тех, кто ввозит товар по поддельным санитарным заключениям, не представляет особого труда. Крупные изготовители за получением сертификата, как правило, обращаются в «Ростест Москва», так как в качестве своего товара не сомневаются. А вот мелкие поставщики предпочитают получать разрешения (естественно, предварительно вознаградив чиновников) в частных центрах экспертизы, которые готовы закрыть глаза на качество товаров.
5. По мнению экспертов, сегодня выявить поддельную детскую одежду (например, изделия из джинсовой ткани) трудно, так как качество фальсифицированных изделий заметно улучшилось. При этом очень часто контрафактные изделия изготавливаются тем же производителем, что и фирменные, поэтому подделки нередко неотличимы от подлинников. Однако изготавливаются они из некондиционного сырья и реализуются за полцены. 
6. Производители контрафактных детских товаров неплохие психологи и прекрасно понимают, что большинство граждан, купив недорого подарок ребенку, вряд ли станут обращаться в соответствующие контрольно-надзирающие, правоохранительные структуры с претензиями по качеству приобретенного товара.

Специалисты предлагают меры противодействия обороту контрафактных, фальсифицированных товаров для детей, а именно:
- разработку профилактических программ по обеспечению защиты юного потребителя и безопасности реализуемой продукции;
- принятие на законодательном уровне технического регламента, защищающего здоровье и жизнь детей и регулирующего безопасность указанной продукции;
- подготовка к изданию соответствующего перечня товаров, запрещенных к реализации путем дистанционных продаж (через сеть Интернет), с включением в него ассортимента товаров для детей;
- улучшение информационной работы с привлечением СМИ в целях наделения покупателей сведениями об обороте контрафактных и фальсифицированных товарах на потребительском рынке страны.
Предложенные меры не являются исчерпывающими, но они, безусловно, сыграют позитивную роль в дальнейшем развитии цивилизованного рынка товаров для детей и подростков, отвечающего требованиям контролирующих структур и отдельных покупателей.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Панов Сергей Леонидович  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD