OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.16 · 05:35 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2008 — Кузнецов А.А., Телегин Е.Н. — Комплексная экспертиза инновационного проекта
.


Телегин
Евгений Николаевич  
директор
ООО «Независимая оценка и экспертиза собственности»

Кузнецов
Алексей Александрович

партнер юридической компании
ООО «Интел-сервис консалтинг»








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инфраструктура инновационной деятельности»
4 декабря 2008 года

Комплексная экспертиза 
инновационного проекта

Заинтересованность государства и общества в целом в инновационной деятельности понятна – это стремление укрепить экономику страны, повысив уровень производства, качество жизни сограждан. Под инновационной деятельностью при этом понимается процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.
Государство предпринимает меры по поддержке внедрения научных инициатив, в том числе вводя понятие инновационной деятельности в нормативно-правовую базу. Так, в Омской области принят Закон Омской области от 13 июля 2004 года № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области», а также Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года, утвержденная Постановлением Правительства Омской области от 11 апреля 2007 года № 43-п. На федеральном уровне проходит согласование законопроект проект «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». В последнее время мы слышим не только политические заявления в поддержку развития инноваций, но и реальные шаги навстречу. Пример тому – Постановление Мэра города Омска от 30 июня 2008 г. № 502-п, которым утвержден Порядок предоставления мер муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства города Омска.
Среди разнообразных способов развития инновационной деятельности называются участие в федеральной или областной целевой программе, участие в размещении государственного заказа, реализация инновационного проекта. На последнем хотелось бы остановиться, поскольку инновационный проект предполагает инициативность и, в связи с этим, наибольшую степень учета интересов предпринимательства.

Инновационный проект собирает вокруг себя множество заинтересованных лиц – заказчиков, разработчиков, экспертов, исполнителей, научные кадры, наконец. Всех их призваны «обслуживать» организации инновационной инфраструктуры. 
Заказчиками инновационного проекта могут быть любые заинтересованные в его продвижении лица, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления. Обычно последние обеспечивают финансирование посредством организации государственного (муниципального) заказа, целевой программы. 
Разработчиками инновационного проекта предполагаются научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации, но также и иные лица. 
Исполнители инновационного проекта – это так называемые субъекты инновационной деятельности. 
Экспертами по инновационным проектам выступают юридические и физические лица, являющиеся специалистами в различных областях знаний, что позволяет им компетентно и комплексно оценить как соответствие проекта требованиям законодательства, так и его экономическую целесообразность и конкурентоспособность. В настоящее время в Омской области такие специалисты есть, однако почти все они разрознены, что затрудняет квалифицированную оценку проектов. Единственный известный нам пример комплексного подхода – работа Центра Маркетинговых Коммуникаций, объединяющего специалистов в области права, оценки, экономики, маркетинга и информационно-коммуникационных технологий.
Если мы ожидаем государственную или муниципальную поддержку инновационных проектов, важно знать, в какой форме такой проект ожидается государством или муниципальным образованием и каким должно быть его содержание. Исходя из названных нормативных актов, определение инновационного проекта таково. 
Инновационный проект – это:
а) документация, т.е., своего рода план деятельности. Следует отличать от вошедшего в обиход понимания проекта как специальной функции, направления деятельности какого-либо субъекта.
б) социальное, организационное, правовое и технико-экономическое обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объемах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации.
в) заявленная и подлежащая реализации цель – освоение и распространение новых видов продукции, услуг, технологий. Здесь имеются в виду также новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации.

Несмотря на несовершенство даваемых законом определений, все же мы имеем представление о, так сказать, «правилах игры». Следовательно, можем оценивать те или иные идеи на предмет соответствия их параметрам инновационного проекта, который, как мы видим из краткой его характеристики, представляет собой пакет из множества документов. Иными словами, такая документация подлежит комплексной экспертизе прежде предоставления финансирования соответствующего проекта. 
В качестве предмета исследования инновационный проект предстает перед экспертами как инвестиционный проект, с необходимым обоснованием экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, но с учетом направленности на реализацию результатов научно-технических достижений и востребованности рынком конечного инновационного продукта (товара).
Комплексная экспертиза в качестве основных направлений оценки отвечает прежде всего на вопросы права и технико-экономические вопросы.
В ходе правовой экспертизы инновационный проект проходит проверку на соответствие его нормам права – от уровня принципов права до служебных норм, содержащихся в подзаконных актах. Поэтому основные вопросы, стоящие перед экспертом таковы:
- содержит ли проект все предусмотренные законодательством необходимые положения?
- соответствует ли форма представленных документов требованиям законодательства?
Требований к перечню документов, составляющих проект, законодательством не установлено, поэтому для оценки проекта экспертам приходится руководствоваться аналогией закона. 
Так, для успешного прохождения экспертизы проекта он должен содержать следующие сведения.
Исполнители инновационного проекта – это субъекты инновационной деятельности, которыми могут быть любые физические и юридические лица, осуществляющие инновационную деятельность. Индивидуальные предприниматели особо законом не указаны. Надо полагать, это не станет основанием для ограничения их в правах.
Должны быть указаны субъекты, содействующие инновационной деятельности, среди которых: 
1) инвесторы, осуществляющие финансирование инновационных проектов;
2) организации инновационной инфраструктуры (научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры);
3) органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
4) общественные объединения, организации, способствующие развитию инновационной деятельности.
Обязательно указание на один или несколько объектов инновационной деятельности. Главной общей характеристикой объекта инновационной деятельности является его освоение на основе реализации результатов научно-технических достижений. Например, объектами инновационной деятельности могут быть:
1) новые технологии;
2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации;
3) новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера.
Необходимо указание на форму осуществления инновационной деятельности, однако ее выбор осуществляется заинтересованным лицом самостоятельно.
Источниками финансирования инновационной деятельности могут являться любые, не запрещенные законодательством, источники поступления денежных средств. Нет запрета на использование и неденежных средств.
Правовая часть экспертизы предполагает также исследование юридической защищенности проекта в части наличия соответствующих охранных документов, лицензий, разрешений.
Техническо-экономическая часть экспертизы проекта включает в себя:
- экспертизу характеристик (показателей) объекта инвестирования и условий его реализации;
- краткую характеристику исходных данных проекта;
- технико-экономические и иные показатели проекта;
- оценку ожидаемого экономического эффекта от реализации проекта (с количественной оценкой);
- общие выводы о целесообразности инвестиций в проект;
- рекомендации, замечания и предложения по дополнительной проработке отдельных разделов проекта;
- верификацию исходных данных;
- проверку полноты и корректности экономических расчетов;
- оценку доходности проекта; 
- оценку рисков при реализации проекта.
При анализе инновационного проекта, кроме оценки его финансовых показателей, на основании стандартного набора финансовых коэффициентов (желательно в динамике на несколько расчетных периодов), необходимо сделать прогноз о возможности реализации проекта по наиболее вероятным сценариям.
Перед тем как проводить экспертизу расчетов, необходимо провести верификацию исходных данных (т.е. проверить их достоверность). Методы верификации делятся на прямые и косвенные. Прямые методы подразумевают сравнение данных, заложенных в расчеты с реальными цифрами (в основном это относится к ценовому окружению). Косвенные основываются на сравнении предлагаемого проекта с аналогами. 
При анализе доходности, проверяется обоснованность, корректность и полнота расчетов, при этом необходимо обращать внимание на следующие факторы:
- наличие расчета денежных потоков для финансового планирования, определения экономической эффективности по проекту и срока реализации проекта в целом; 
- полнота расчетов затрат; 
- учет налогов и сборов (основное внимание уделяется учету НДС и льготам по налогу на прибыль);
- учет прогнозируемых рисков (изменение структуры рынка, очевидные изменения цен и т.д.);
- юридическая защищенность проекта (наличие соответствующих охранных документов, лицензий, разрешений и т.д.);
- степень подтверждения информации документами.
Для анализа прибыльности проекта составляется отчет о движении его денежных средств и рассчитывается внутренняя норма прибыли, после этого просчитываются различные формы финансирования и выбирается оптимальная. При необходимости соответствующие расчеты корректируются и дополняются с учетом выбранной формы финансирования. 
При проведении анализа рисков, кроме выявления возможных рисковых событий, их влияния на реализацию проекта и методов борьбы с рисками, необходимо оценить плату за минимизацию рисков и соотнести ее с опасностью рисковых событий. Корректировка денежных потоков должна производится с учетом возможных сценариев наступления рисковых событий, необходимого резервирования денежных средств и страхования рисков, как проекта, так и инвестора. 
Экспертное заключение должно содержать:
- краткую характеристику исходных данных, условий проекта, а также технико-экономических и иных показателей проекта;
- ожидаемый эффект от реализации проекта (с количественной оценкой);
- общие выводы о целесообразности инвестиций в проект, рекомендации, замечания и предложения по дополнительной проработке отдельных разделов проекта.

Качественная подготовка и комплексная экспертиза инновационного проекта требуется не только для полноценной реализации новых технологий, получения максимального экономического эффекта, но и для поддержки проекта на первом этапе – при рассмотрении его инвестором или получения субсидий из бюджета.
В настоящее время, в связи с обнаружением государством своего внимания к малому и среднему предпринимательству, наукоемким технологиям, мы все вправе ожидать появления подзаконного нормативного акта Омской области, содержащего требования к инновационному проекту, методику его экспертной оценки. 
Экспертный совет Некоммерческого партнерства «Центр Маркетинговых Коммуникаций» в настоящее время заканчивает разработку методики комплексной экспертизы инновационных проектов, которая может быть использована при подготовке такого нормативного правового акта.
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инфраструктура инновационной деятельности» 
4 декабря 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Телегин Евгений Николаевич  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD