Недобросовестная конкуренция в любой отрасли бизнеса становится все более важной проблемой. Помимо чисто моральных издержек, компании, добросовестно соблюдающие принципы свободной конкуренции, несут прямые материальные убытки от различных нарушений в данной области. Причем убытки по некоторым случаям могут исчисляться суммами со многими нулями – это, например, проигранные тендеры, отток клиентов и т.п.
Торговля товарами в сфере информационных технологий, в данном случае мало отличается от любой другой, однако некоторая специфика все-таки есть. И главное, как у каждого товара, судьбу товаров и услуг в сфере ИТ определяет наличие клиента, покупателя. естественно, на него можно и нужно воздействовать. Вопрос только, насколько этичными и законными методами?
Являясь товаром, любая услуга или программный продукт обладают набором потребительских свойств, имеют систему распространения, репутацию и фирменный стиль, часто – товарный знак. Причём крайне дорогостоящим является именно репутационная составляющая. Это касается как товаров, так и услуг в сфере ИТ. Специфика же состоит в том, что данная область является довольно специфичной и специализированной.
В отличие, например, от потребительских товаров и услуг, в которых конечный покупатель обычно все-таки более-менее разбирается, в сфере ИТ критические решения часто принимаются, исходя из того, какая последняя информация дошла до покупателя.
Соответственно, искажение реальной информации может дать недобросовестным конкурентам немалую выгоду – и очень быстро.
На какую же нормативную базу следует опираться при определении «что такое хорошо» в данной области?
Прежде всего, приведу общеизвестное определение недобросовестной конкуренции:
«Недобросовестная конкуренция – это нарушение общепринятых правил и норм конкуренции».
При этом нарушаются и законодательные нормы, и неписанные правила.
Статья 4 закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (утратила силу согласно федеральному закону от 26.07.2006 N 135-Фз) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» трактует это понятие как: «любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации».
Формы недобросовестной конкуренции установлены статьёй 10 указанного выше закона. Это:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
- некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
- продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
- получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.
Во многих странах официально запрещён демпинг, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама и другие методы недобросовестной конкуренции.
В России существует специфический термин «административный ресурс», часто используемый в конкурентной борьбе. Под этим обычно понимается нарушение государственными должностными лицами своих полномочий. То есть – коррупция.
Опираться стоит не только на российскую законодательную базу, а в целом – на общепризнанные принципы и нормы международного права в области пресечения недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые противоречат честной производственной или торговой практике. Эти принципы определяет Парижская конвенция и выделяет следующие виды недобросовестной конкуренции:
- все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
- ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
- использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определённых целей или количества товаров.
Ещё 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. На данный момент наша страна вполне подходит под это определение. Это следующие виды:
1. Подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность. В нашем случае это есть «задаривание» принимающих решение лиц в организациях, либо обещание оным «отката», когда организация уже стабильно работает с конкурентами. Очень сильно пересекается с коррупцией.
2. Выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путём шпионажа или подкупа его служащих. Как вариант – довольно частое явление прихода на семинар для клиентов компании под видом представителя организации – клиента, вполне может подпадать под эту категорию.
3. Неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента. В данном случае подходит раскрытие информации, полученной в результате действий из предыдущего пункта.
4. Побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем. Стандартная формула агрессивного хэдхантинга, всё более распространяющегося на территории РФ.
5. Угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли. Сложный вопрос, правомочность здесь определяется квалификацией юристов, определяющих цели иска.
6. Бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции. Встречается зачастую в виде подведения политической или этической базы под «непокупание» продукции конкурентов. Например – «Долой американское!».
7. Демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить её. Встречается сплошь и рядом, особенно при участи в конкурсах и тендерах, когда фирма падает по цене «в ноль», чтобы «влезть» в интересующую организацию.
8. Создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет. Довольно частая разновидность – это когда цена сначала по-тихому поднимается на энный процент, а затем с большой помпой на этот процент объявляется скидка.
9. Намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента. В это входит, в частности, использование похожего цветового решения, начертания шрифтов, похожие слоганы в рекламе. Если переходит границу, то может быть пресечено путём использования законодательства по защите интеллектуальной собственности и положений об охране авторских прав.
10. Поощрение нарушений контрактов, заключённых конкурентами. Из серии «вставлять палки в колёса» конкурентам по уже заключённым контрактам.
11. Выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов. В случае программного обеспечения, обладающего чёткими количественными тестируемыми характеристиками, например, антивирусного ПО, пожалуй, неизбежное нарушение.
12. Нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами. Например, когда официальный реселлер связан контрактом с оговорённой минимальной ценой и штрафными санкциями, а реселлер без контракта, на уровне устной договорённости с производителем и дистрибьютором, может демпинговать безнаказанно.
Недобросовестная конкуренция зачастую вещь крайне труднодоказуемая, так как пересекается с коррупцией. В результате чего с клиентской стороны появляется чёткое нежелание идти на контакт с честно работающими фирмами. Однако, как говорится в одной хорошей поговорке – «поступай с другими людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Мы же не хотим, чтобы с нами вели нечестную игру?