Одной из насущных проблем, в том числе и в Омской области, в сфере государственного управления и экономического взаимодействия является внешний документооборот хозяйствующих субъектов между собой и с органами государственной власти, а также открытые торговые системы, обеспечивающие эффективную экономическую связь частного и государственного секторов. Вопрос заключается в отсутствии интегрированных электронных юридически значимых систем документооборота и электронных торговых систем.
В связи с этим актуальны задачи дальнейшего развития телекоммуникационного комплекса Омской области и Российской Федерации и организации на его основе интегрированной электронной системы юридически значимого документооборота, деловой переписки, проведения открытых торговых сделок, в том числе по государственным закупкам и закупках для муниципальных нужд.
Уже созданы все условия для создания электронной системы отечественного товарного рынка, а именно:
- действует Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи»;
- имеются высокоскоростные сети передачи данных и Интернет, к которым на сегодня подключена вся активная часть населения, организации и государственные учреждения;
- разработаны надежные информационные технологии и программное обеспечение, позволяющие создавать различные автоматизированные системы, в том числе в сфере экономического обмена;
- накоплен положительный опыт построения электронных торговых систем и систем документооборота;
- на федеральном и региональных уровнях приняты программы и концепции информатизации, предполагающие электронную торговлю.
Однако ощущается нехватка теоретической базы, методологии (принципов) организации и технологии работы электронной системы всего товарного рынка.
Создание интегрированной электронной системы стало насущным в силу потребности субъектов товарного рынка и государственных служб сократить временные и финансовые издержки на оборот товаров, услуг и связанного с этим внешнего юридически значимого документооборота, финансовых и деловых бумаг. Как показали исследования омских специалистов, в среднем у каждого субъекта товарного рынка размер издержек экономического обмена составляет до 30 % от общих затрат.
Официально работа по созданию отрытой (интегрированной) системы торговли началась в Омской области в 2000 году. С указанного времени ведутся предпроектные работы, научное обоснование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, экономическое обоснование и официальные экспертизы по созданию электронной системы российского товарного рынка по методике «Система электронных сделок» (далее – СЭС) на региональном, окружном и федеральном уровнях.
В 2007 году в соответствии с СЭС создано потребительское общество «Система электронных сделок», которое одновременно выступает инструментом взаимовыгодного партнерства между бизнесом, властью и обществом и управляющей компанией-разработчиком электронной системы товарного рынка «Система электронных сделок». Данное общество еще и организационно-правовой прототип создаваемой электронной системы товарного рынка, которая затем развернется в территориально распределенную (сетевую) инфраструктуру.
СЭС организуется как экономический институт всего товарного рынка, который позволяет субъектам экономики осуществлять полный цикл товарооборота в электронном виде на любом сегменте рынка, что значительно повышает эффективность рыночных операций, товарооборота и связанного с этим оборота юридически значимых и финансовых документов. Названная система позволяет интегрировать существующие технологии и решения по электронной торговле, электронному документообороту, а также согласовывать в электронном виде работу субъектов товарного рынка и государственных служб.
Кроме того, СЭС представляет собой инструмент организационного и экономического партнерства между бизнесом, властью и обществом и позволяет российским хозяйствующим субъектам любой формы собственности, в том числе и государственной, а также их объединениям на кооперативной основе участвовать в ее регулировании и получать прибыль от ее коммерческой эксплуатации.
Экономическая целесообразность создания СЭС заключается в том, что она дает возможность проводить полный цикл товарооборота в электронном виде на любом сегменте рынка с минимальными временными и финансовыми затратами. Так, размер издержек экономического обмена для субъекта рынка в СЭС составит не более 2 %. При этом сам институт СЭС является высокорентабельным предприятием, способным за счет собственной прибыли развиваться.
«Система электронных сделок» целесообразна для омского бизнеса по ряду причин:
- в лице организационной инфраструктуры СЭС, через которую обеспечиваются ее коммерческие услуги, регион получает несколько крупных налогоплательщиков;
- существенно снижаются расходы регионального и муниципального бюджета;
- создаются предприятия сопровождения, соответственно, на региональном рынке труда возникают дополнительные рабочие места. Только непосредственно предприятия СЭС задействуют около 200 человек, не считая финансовых, страховых и иных учреждений, которые обычно образуются вокруг такого рода систем;
- будет получен дополнительный импульс для привлечения крупных инвестиций, связанных с организацией финансовых, страховых, логистических и иных коммерческих центров.
Общий эффект от создания электронной системы товарного рынка состоит в повышении качества организации и эффективности экономики России за счет более широкого использования современных информационных и коммуникативных технологий. И здесь просматриваются несколько основных направлений: экономическое, организационное, техническое, социальное.
Экономический эффект будет состоять в получении прибыли от эксплуатации СЭС и содействии в повышении производительности труда, общему росту экономики. Организационный – в создании института взаимовыгодных партнерских отношений между бизнесом, властью и обществом. Технические достижения, полагаем, заключаются в увеличении скорости обработки и обмена информацией, снижении объемов бумажных документов и связанных с этим затрат на бумагу, транспортные расходы. А позитивное в социальной сфере – это улучшение качества ведения бизнеса и повышение уровня жизни и качества обслуживания населения, а также предоставление равных возможностей для участия в социальной и экономической жизни общества.