Как известно, программа «Сибирское машиностроение» представляет собой комплексную межрегиональную инновационную программу освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа (СФО).
Её тематические отраслевые подпрограммы закреплены за регионами округа. Омская область ответственна за две подпрограммы: развития машиностроения для ТЭК и транспортного комплекса – «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс». Функции Омской региональной дирекции программы Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области возложены на НП «Сибирское машиностроение», членами которого являются более 30 предприятий и организаций высокотехнологичного машиностроения. В их числе предприятия оборонно-промышленного комплекса, малые и средние инновационные научно-технические предприятия, вузы и научные организации.
Исторически старт разработки программы «Сибирское машиностроение», одной из первых комплексных инновационных программ развития территориального машиностроения в современной России, состоялся в 2007 году, за несколько лет до того, как тема «инноваций» приобрела широкое освещение и развитие. Программа «Сибирское машиностроение» прошла согласование базовыми федеральными министерствами и крупными отраслевыми заказчиками и была утверждена в СФО в 2008 году, а её пилотные подпрограммы «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс», ставшие в дальнейшем прототипом для аналогичных тематических подпрограмм других регионов округа, запущены в реализацию с 2008 года. До недавнего времени это был практически единственный комплексный документ, определявший направления развития промышленной политики в округе.
В 2010 году была утверждена Правительством Российской Федерации «Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года», определяющая приоритеты задач и путей развития регионов Сибири на текущее десятилетие [1].
В её разделе IV «Приоритетные межотраслевые направления развития Сибири», в подразделе «Развитие инновационной системы», отмечено:
«Крупнейшие инвестиционные проекты Сибири, реализация которых планируется, в основном сосредоточены в сырьевых отраслях, а также связаны с развитием транспортной и энергетической инфраструктуры. Их реализация определяется результатами разработки и применения инновационных технологий, ориентированных на разведку, добычу, обогащение и углублённую переработку природных ресурсов, а также создания высоких технологий для топливно-энергетического комплекса, промышленности, инфраструктурных отраслей транспорта и связи. Так, например, программа «Сибирское машиностроение», направленная на ускоренное развитие отраслей инвестиционного комплекса, предполагает реализацию комплекса проектов, суммарная стоимость которых составляет 48 млрд. рублей. При этом 60 процентов инвестиционных затрат направляется на техническое перевооружение, 30 процентов – на научные исследования и конструкторские разработки, а 10 процентов – на сопутствующие направления».
Таким образом, программа «Сибирское машиностроение» является существенным и неотъемлемым элементом Стратегии.
Следует отметить, что тематические отраслевые подпрограммы регулярно корректируются с учётом изменения экономической ситуации, производится актуализация их целевых тем и проектов. В июне 2011 года были подготовлены и выпущены третьи редакции подпрограмм «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс», приуроченные к Международной выставке «ВТТВ-Омск-2011» и совместному заседанию Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в СФО и Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» 6 июля 2011 года [2], [3].
В то же время, программа «Сибирское машиностроение», сформированная в более ранний, ещё «докризисный» период 2007-2008 годов, не в полной мере соответствует форме реализации мероприятий Стратегии.
Как отмечено в Стратегии, «…Основными механизмами реализации Стратегии являются федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Сибири. Механизмом реализации Стратегии также является реализация крупнейших инвестиционных проектов, в том числе с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации».
При этом отмечено, что инвестиционные проекты и мероприятия, отражённые в Стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета, они должны быть ориентиром для реализуемых на территории СФО государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Значимым механизмом реализации Стратегии является модельное управление, особенно по отношению к малому и среднему предпринимательству, жилищной политике и рынку труда. Действенными мерами реализации Стратегии устанавливается также создание зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности, включая зоны территориального развития, особые экономические зоны, а также развитие территориально-производственных комплексов, технопарков и бизнес-инкубаторов.
Упомянутый перечень первоочередных инвестиционных проектов является неотъемлемой частью Стратегии, уточняется и утверждается Правительством Российской Федерации. Порядок отбора и формирования перечня регламентируется Постановлением Правительства РФ от 3 августа 2011 года № 648 «О порядке отбора и координации реализации приоритетных инвестиционных проектов федеральных округов и внесения изменений в некоторые акты Правительства РФ» [4].
Программой «Сибирское машиностроение» был предусмотрен многоканальный инвестиционный механизм, включающий в общем случае следующие источники:
- собственные средства и кредитные источники предприятий-исполнителей;
- средства отраслевых заказчиков (через корпоративные планы НИОКР, новой техники и поставки материально-технических ресурсов) – на конкурсной основе;
- профильные федеральные целевые программы (на конкурсной основе); формы государственной поддержки субъектов Федерации округа в соответствии с законодательством, в т.ч. по линии поддержки малого и среднего предпринимательства;
- венчурное финансирование;
- механизмы инновационной инфраструктуры, включая промышленно-инновационные парки и зоны научно-промышленного инновационного развития.
Можно отметить, что утверждённый механизм реализации Стратегии частично перекрывается и дублируется ранее сформированным механизмом реализации программы «Сибирское машиностроение» в части федеральных целевых программ, инновационной инфраструктуры, поддержки малого и среднего предпринимательства. В то же время, как было отмечено выше, программа была разработана значительно раньше, чем Стратегия, и в ней отсутствует такой важнейший механизм государственной поддержки, как система крупных важнейших, или приоритетных, инвестиционных проектов, являющийся базовым для реализации Стратегии.
До настоящего времени при реализации проектов подпрограмм «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс» предприятиями Омской области были задействованы преимущественно два первых источника многоканального инвестиционного механизма, что, тем не менее, обеспечило за период 2008-2010 г.г. общий объём выполнения по этим двум подпрограммам более 5 млрд. рублей при общем объёме по всему СФО немногим более 16 млрд. рублей. Опыт государственной поддержки, наряду с венчурным финансированием, незначителен и относится главным образом к поддержке малого инновационного предпринимательства, включает систему федеральных и региональных грантов и отрабатывается на пилотных проектах.
Необходимость развития и расширения государственной поддержки программы «Сибирское машиностроение» именно в рамках Стратегии была отмечена, в частности, на упомянутом заседании Советов Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). По результатам заседания МАСС была инициирована соответствующая работа. И отмеченная ситуация начала изменяться с вступлением в действие упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 3 августа 2011 года № 648. Данным постановлением прямо прописаны условия отбора важнейших инвестиционных проектов для государственного инвестирования. Отмечены следующие критерии отбора инвестпроектов для включения в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень:
- предусмотрены капитальные вложений на территории одного или нескольких регионов, входящих в состав федерального округа;
- соответствие инвестиционного проекта «Стратегиям 2020» и России, и округа, и региона-инициатора;
- наличие положительного социально-экономического и бюджетного эффекта от реализации инвестиционного проекта;
- суммарный объём капитальных вложений в инвестиционный проект (стоимость инвестиционного проекта), составляющий не менее 500 млн. рублей.
Но, как было отмечено выше, программа «Сибирское машиностроение» была сформирована значительно раньше утверждения Стратегии и подписания данного постановления, регламентирующего критерии отбора инвестпроектов. Отраслевые подпрограммы программы «Сибирское машиностроение», включённые в Стратегию, выпадают из ряда указанных критериев. С другой стороны, гибкая иерархическая структура подпрограмм, включающая в общем виде субблоки по подотраслям, укрупнённые тематические модули, комплексные целевые темы и технические проекты, не всегда соответствует понятию «инвестиционные проекты».
По результатам консультаций по данному вопросу с Министерством регионального развития Российской Федерации, последним рекомендовано формирование системы инвестпроектов, соответствующих указанным критериям, на базе действующих актуальных целевых тем в составе подпрограмм. В настоящее время НП «Сибирское машиностроение» ведётся данная работа. В качестве пилотных в процессе формирования находятся два крупных инвестпроекта – «Организация промышленного производства семейства вездеходных амфибийных транспортных средств и судов на воздушной подушке «Арктика» большой грузоподъёмности» и «Организация разработки и производства семейства многоцелевых промышленных и транспортных газотурбинных установок малой и средней мощности с формированием регионального кластера газотурбостроения». Предполагается формирование в 2012 году ряда других инвестпроектов, в т.ч. по интеллектуальным системам мониторинга, контроля и управления сложными техническими системами.