ОМ • Включайтесь!
2020.10.28 · 11:26 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2011 — Лизунов В.В. — Особенности терминологии инновационной деятельности и реализации инновационного законодательства
.


Лизунов
Владимир Васильевич
кандидат физико-математических наук,
член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ,
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Омского института (филиала) ФГБОУ ВПО
«Российский государственный торгово-экономический университет»,
заместитель председателя Совета Омского Дома учёных,
председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП








Доклад 
на третьей научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
15 декабря 2011 года

Особенности терминологии инновационной деятельности 
и реализации инновационного законодательства

1. ОСНОВЫ ТЕРМИНОЛОГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Деятельность в отличие от множества действий в жизни человека определяется наличием своей цели. В философии и психологии определяются базовые виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, коммуникативная, ценностно-ориентировочная, воспитательная и эстетическая. 
В результате познавательной деятельности человек отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью, обществом и природой (в том числе – с использованием рационального научного метода). Коммуникативная деятельность обеспечивает передачу информации в прямом, опосредованном или косвенном (через материальные и символические носители) общении людей. Ценностно-ориентировочная (оценочная) деятельность выражает ценностное мироотношение людей, отражая явления действительности через призму их интересов, потребностей, вкусов и идеалов. Преобразовательная деятельность состоит в том, что человек в процессе живого труда трансформирует природный материал и материал жизни человека и общества, видоизменяя его качественные характеристики и пространственно-временные связи в соответствии со своими целями. Воспитательная деятельность является аспектом преобразовательной деятельности и проявляется в личностно-социальном плане, поскольку стремится воздействовать на духовный мир человека в интересах функционирования и развития общества. Эстетическая деятельность включает в себя художественные методы, обеспечивающие постижение и преобразование действительности через художественное творчество.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) третьего поколения (по управленческим специальностям направления «Экономика и управление») ориентирует вуз на подготовку обучающихся к следующим конкретным видам профессиональной деятельности: организационно-управленческая; административно-технологическая; информационно-аналитическая; методическая; коммуникативная; научно-исследовательская; проектная; предпринимательская; консультационная; педагогическая; вспомогательно-технологическая (исполнительская).
Эти конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится специалист, бакалавр или магистр, определяются руководством вуза совместно с обучающимися, научно-педагогическим составом и работодателями и отражаются в образовательных программах и учебно-методических комплексах (УМК), включающих необходимое обеспечение дисциплины учебной литературой и информационными материалами.
Под инновационной деятельностью в настоящее время понимается процесс последовательного проведения работ по преобразованию новации (новшества) в конечную продукцию и введение её в практику или вывод на рынок для коммерческого применения. Особенность инновационной деятельности и её сопряжённость с деятельностью исследовательской (познавательной) приводит к терминологической путанице и требует чёткой смысловой определённости и систематики.
Как и любая профессиональная деятельность, для достижения эффективного результата инновационная деятельность требует от человека наличия определённой квалификации: знаний, умений, навыков, компетентностей и специфических способностей.
Как и в любой деятельности необходимо определить логическую и временную структуру инновационной деятельности. В логическую структуру входят: субъект; объект; предмет; формы; средства; методы; результат. Во временную структуру – стадии, этапы, процедуры, фазы. Выделяют также внешние характеристики деятельности: особенности, условия, принципы и нормы.
Если деятельность является продуктивной, то она разбивается на завершённые циклы, которые называются проектами и определяются тремя фазами:
- фаза проектирования, результатом которой является построенная модель продукта (цель) и план реализации (алгоритм) деятельности;
- технологическая фаза, результатом которой является реализация проекта;
- рефлексивная фаза, результатом которой является оценка реализации и определение необходимости её коррекции, либо «запуска» нового проекта.
В любом виде деятельности важное значение имеет рефлексия (от лат. reflexio – отражение) – процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Нас будет интересовать рефлексия в процессе научной (познавательной) и инновационной деятельности.
В философии рефлексия – это процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании (за счёт реальной способности человека к самоотчёту об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний). 
В социальной психологии – осознание действующим субъектом (лицом или общностью) того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. 
Поскольку рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления, то рефлексия представляет собой процесс удвоенного, зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого выступает воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга.
Научные исследования (НИР – научно-исследовательские работы) – это творческая деятельность, направленная на получение новых знаний и способов их применения. 
Научные исследования могут быть фундаментальными, поисковыми и прикладными. 
Их результатами являются новации или новшества, то есть объекты научного знания, обладающие новыми или существенно отличающимися от существующих решениями.
Требуется чёткое разделение новаций и новшеств от инноваций, процесса получения нового знания и качества от их использования. 
Новация – это новый или обновленный продукт творческой деятельности (исследовательской, проектной, производственной и др.), предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны.
Новшество является результатом творческой или интеллектуальной деятельности, оно может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу (то есть является новым для потребителя).
Новатор – это создатель нового (продукта труда, содержащего новое решение). Новаторами могут быть физические или юридические лица (в результате творческой деятельности сотрудников, создавших новое).
Как уже говорилось выше, инновационная деятельность – процесс последовательного проведения работ по преобразованию новации (новшества) в конечную продукцию и введение её в практику или вывод на рынок для коммерческого применения. 
Инновационный продукт или инновация – это конечный результат инновационной деятельности (инновационного процесса), получивший реализацию в виде:
- нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или
- нового или усовершенствованного (более эффективного) технологического процесса, используемого в практической деятельности.
В инновационном процессе происходит преобразование, освоение и применение новшества, его трансформация и эффективное использование. 
При этом в результате получения рыночной информации: 
- новшество становится известным потребителю;
- потребителем осознаётся потребность в новшестве;
- осуществляется выбор инновационной стратегии по его использованию;
- появляется стремление к поиску и приобретению новшества. 
Затем происходит: 
- адаптация к новшеству и перевод его из категории нового в категорию обычного (то есть рутинизация новшества);
- включение его в организационную культуру, что приводит к повышению компетентности и эффективности деятельности (новым знаниям, росту цены труда и стоимости инновационного предприятия, совершенствованию управления, повышению технологического уровня, новым свойствам и качеству продукции и сервиса, снижению издержек, повышению производительности и т.д.). 
То есть инноватор реализует инновационный процесс: принимает новшество к потреблению, то есть к дальнейшему преобразованию или использованию, создаёт необходимые условия для его внедрения, освоения и использования (либо предварительно преобразовывает).
Инноватор – это потребитель, который осознал потребность в новшестве, поставил себе цель, выбрал для её достижения инновационную стратегию, приобрел новшество и освоил его, рутинизировал, включил в свою технологию и обновил её, повысил свою компетенцию и эффективность деятельности (знания, умения, навыки, качества деловой активности, свойства продукции и услуг, прибыль). Инноватор может быть как физическим, так и юридическим лицом. 
Инновационная политика органов управления – совокупность целей, направлений, форм деятельности органов государственного и муниципального управления по развитию инновационной деятельности на территории региона, в первую очередь направленных на создание условий для формирования и развития инновационных процессов.
Инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов территории (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационной деятельности.
Инновационный проект – документация, предусматривающая технико-экономическое, социальное, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности; сведения о целях, объёмах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта; планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, услуг, технологий.
Организации инновационной инфраструктуры – организации, осуществляющие и способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры.
Инновационно-технологические центры – юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в различных организациях, органах государственного и муниципального управления, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с действующим законодательством.
Инновационная способность экономики – характеристика хозяйства, определяющая возможность использовать в своих отраслях новые технологии, продукцию и услуги. Она зависит от экономического уклада, научно-технического, технологического и кадрового потенциалов, а также от наличия законодательных норм и организационных структур, обеспечивающих инновационную деятельность.
Инновационная восприимчивость социально-экономической системы зависит от «инновационной способности» экономики, а также от наличия действующих секторов рынка, имеющих инновации в качестве товара, активных субъектов, выражающих общественные потребности, и инновационной инфраструктуры. 
Особенности инновации как товара определяют специфику этого сектора рынка и включают в себя: 
- неопределённость в получении научно-технического результата; 
- высокую степень риска при финансировании;
- длительное время от разработки идеи до её реализации; 
- неопределённость платежеспособного спроса.
Предложение инноваций в силу неопределённости спроса имеет активную, опережающую роль. 
За счёт инноваций предприниматель заполняет выявленную им нишу на рынке и, устанавливая завышенные цены на дефицитные товары или услуги, получает предпринимательскую сверхприбыль (пока рынок не насыщен этими или аналогичными товарами). 

2. ОМСКИЙ ЗАКОН ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поскольку федеральный закон по инновационной деятельности до сих пор не принят, в 2003 году в план законопроектных работ Законодательного Собрания (ЗС) Омской области были включены разработка и принятие соответствующего областного закона. Была создана рабочая группа и Постановлением ЗС Омской области от 24 июня 2004 г. № 157 был принят Закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области». 13 июля 2004 года он был подписан Губернатором и получил № 527-ОЗ. 
За основу был взят Закон Томской области, в которой уже была создана и инновационная инфраструктура: технопарк, ряд инновационных центров, «Агентство развития Томской области», ещё в 1999 году был создан и получил государственную регистрацию – Томский региональный некоммерческий фонд «Инновационно-технологический центр», выполняются инновационные программы и проекты и т.д. 
Закон определяет основные направления государственной инновационной политики Омской области и регулирует правовые отношения органов государственной власти Омской области и субъектов инновационной деятельности в данной сфере. В Законе введены следующие основные понятия (Статья 2):
1) инновационная деятельность – деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий (нововведения);
2) государственная инновационная политика Омской области – совокупность целей, направлений, форм деятельности органов государственной власти Омской области по развитию инновационной деятельности на территории Омской области;
3) инновационный потенциал – совокупность различных видов ресурсов (материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных), необходимых для осуществления инновационной деятельности;
4) инновационный проект – документация, предусматривающая технико-экономическое, социальное, правовое и организационное обоснование инновационной деятельности, сведения о целях, объёмах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости проекта, планы и мероприятия по их реализации в целях освоения и распространения новых видов продукции, технологий;
5) организации инновационной инфраструктуры – организации, осуществляющие и способствующие осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, научно-исследовательские, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры;
6) инновационно-технологические центры – юридические лица, создаваемые в форме некоммерческих организаций для оказания субъектам инновационной деятельности содействия в выборе и реализации инновационных проектов, развитии их инновационной деятельности, защите и представлении их интересов в органах государственной власти Омской области, организациях, охране интеллектуальной собственности, аккредитованные в соответствии с положением об аккредитации инновационно-технологических центров, утверждаемым Правительством Омской области.
В соответствии с законом «Государственная инновационная политика Омской области является неотъемлемой частью социально-экономической политики Омской области и имеет своей целью развитие и эффективное использование инновационного потенциала, а также материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов Омской области, направляемых на создание наукоёмких технологий и инновационной инфраструктуры, а также создание условий для стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, содействие развитию рынка инновационных проектов, поддержку и развитие научно-технического потенциала, выпуск наукоёмкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счёт этого налогооблагаемой базы в интересах населения Омской области» (Статья 3).

«Государственная инновационная политика Омской области осуществляется, исходя из принципов:
1) признания социальной значимости инновационной деятельности и её определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Омской области;
2) гласности выбора приоритетных направлений инновационной деятельности, механизмов формирования и реализации инновационных программ и проектов, осуществляемых в интересах Омской области;
3) единства организационной инфраструктуры инновационной и научно-исследовательской деятельности;
4) интеграции инновационной, инвестиционной, научной, научно-исследовательской и научно-образовательной деятельности с целью обеспечения их комплексного взаимодействия с производством в условиях многоукладной экономики;
5) концентрации выделяемых на инновационную деятельность ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Омской области;
6) стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов через систему организационных, финансовых, налоговых, имущественных и иных льгот;
7) интенсификации развития инновационного потенциала научно-образовательной сферы Омской области;
8) создания условий для формирования современного технологического уровня в производственных отраслях Омской области;
9) объединения усилий органов государственной власти Омской области, общественных объединений, организаций для развития инновационной деятельности».

Основными направлениями государственной инновационной политики Омской области являются:
1) обеспечение увеличения валового регионального продукта за счёт освоения производства принципиально новых для Омской области видов продукции и технологий, а также формирование и расширение на этой основе рынков их сбыта;
2) выявление отраслевых проблем, для решения которых требуется развитие инновационной деятельности, и концентрация необходимых для их решения ресурсов;
3) утверждение и реализация областных целевых программ для решения выявленных проблем с учётом выделяемых и привлекаемых ресурсов;
4) проведение конкурсов и осуществление других форм реализации инновационных проектов в интересах Омской области;
5) формирование эффективной системы государственного регулирования инновационной деятельности;
6) развитие инновационной инфраструктуры и формирование среды, привлекательной для инвестиций в производственную и социальную сферы Омской области;
7) создание условий для формирования единой организационной инфраструктуры экспертного, информационного, патентно-правового и иного обеспечения инновационной и научно-исследовательской деятельности;
8) создание условий для интеграции инновационной, научно-исследовательской и патентной деятельности;
9) содействие повышению уровня занятости высококвалифицированных специалистов, занимающихся научной и (или) научно-исследовательской деятельностью;
10) содействие развитию рыночных отношений в научно-техническом комплексе, деятельности научно-технических обществ, рационализаторов и изобретателей;
11) обеспечение информированности населения Омской области о принципах и ходе реализации государственной инновационной политики, а также мониторинг общественного мнения по данному вопросу (Статья 4).

Субъектами инновационной деятельности на территории Омской области являются:
1) физические лица – граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные граждане, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области;
2) организации – независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие инновационную деятельность на территории Омской области.

Субъектами, содействующими инновационной деятельности, являются:
1) инвесторы, осуществляющие финансирование инновационных проектов на территории Омской области;
2) организации инновационной инфраструктуры;
3) органы государственной власти Омской области и органы местного самоуправления Омской области, участвующие в регулировании инновационной деятельности;
4) общественные объединения, организации, способствующие развитию инновационной деятельности (Статья 5).

Объектами инновационной деятельности, по поводу которых возникают правовые отношения между субъектами инновационной деятельности, являются осваиваемые на основе реализации результатов научных исследований и разработок или иных научно-технических достижений:
1) новые технологии;
2) новые процессы в различных сферах деятельности человека, обеспечивающие социально-экономические и экологические эффекты от их реализации;
3) новые и значительно улучшенные продукты (товары, работы, услуги) различного характера (Статья 6).

Инновационная деятельность может осуществляться в различных формах, в том числе при участии нескольких субъектов инновационной деятельности, связанных между собой научной, информационной, проектно-конструкторской деятельностью, через областную целевую программу, инновационный проект или областной заказ на создание и (или) реализацию продукции, созданной в результате инновационной деятельности (Статья 7).
Органы государственной власти Омской области, уполномоченные в сфере регулирования инновационной деятельности на территории Омской области, в соответствии со своей компетенцией осуществляют государственную поддержку инновационной деятельности путём:
1) разработки и принятия правовых актов об инновационной деятельности в Омской области и организации их исполнения;
2) подготовки, утверждения и реализации областных целевых программ;
3) предоставления средств, гарантий и льгот субъектам инновационной деятельности за счёт областного бюджета;
4) контроля за целевым использованием средств, выделяемых из областного бюджета на организацию и осуществление инновационной деятельности;
5) проведения аккредитации инновационно-технологических центров;
6) размещения на конкурсной основе областного заказа на создание наукоёмкой продукции;
7) взаимодействия с инновационными, научными, научно-исследовательскими, образовательными, производственными организациями, общественными объединениями, осуществляющими или содействующими осуществлению инновационной деятельности (Статья 8).

Источниками финансирования инновационной деятельности являются:
1) собственные средства субъектов инновационной деятельности;
2) средства областного бюджета;
3) внебюджетные источники;
4) иностранные инвестиции;
5) иные, не запрещённые законодательством, источники.
Финансирование инновационной деятельности из областного бюджета может осуществляться как на безвозвратной, так и на возвратной возмездной основе в соответствии с законом Омской области об областном бюджете на очередной финансовый год, областными целевыми программами  (Статья 9).
В порядке стимулирования инновационной деятельности «Организациям инновационной инфраструктуры, аккредитованным как инновационно-технологические центры, субъектам инновационной деятельности, находящимся в договорных отношениях с аккредитованными инновационно-технологическими центрами, иным субъектам инновационной деятельности и их объединениям, инвесторам, финансирующим инновационные проекты Омской области, могут быть предоставлены: льготы по арендной плате за пользование объектами, находящимися в собственности Омской области, в соответствии с областным законодательством; налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах; инвестиционный налоговый кредит в соответствии с областным законом» (Статья 10). 
Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть в июле 2004 года.

3. ОБСУЖДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОПРОЕКТА

В начале 2011 года в регионы был направлен для согласования Федеральный законопроект № 495392-5 «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации».
Законопроект предложен группой депутатов: Морозовым О.В., Чилингаровым А.Н., Черешневым В.А., Кокошиным А.А., Решульским С.Н., Осиповым В.К., Залихановым М.Ч., Игошиным И.Н., Фёдоровым Е.А., Колесниковым С.И., Зубаревым В.В., Аксаковым А.Г.
Предыдущий законопроект «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» был принят Госдумой ФС РФ в первом чтении ещё в 1999 году Постановлением от 16 июня 1999 г. № 4125-II ГД.  
Законопроект был отклонен и.о. Президента РФ, в письме которого от 03.01.2000 г. № Пр-14 говорится, что в законе «не даётся чёткого определения предмета его регулирования – инновационной деятельности», «нет чёткого определения предмета его регулирования, нет и возможности установить весь круг субъектов отношений, регулируемых Федеральным законом, что неизбежно приведёт к значительным затруднениям в правоприменительной практике, позволит произвольно толковать большинство норм Федерального закона». 
Законопроект 1999 года являлся консолидированным вариантом, подготовленным на базе проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации» (разработчики: Кресс В.М – член Совета Федерации, Глубоковский М.К. – депутат Государственной Думы) и проекта Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации» (разработан Минэкономики Российской Федерации). 
В законопроекте 1999 года была Статья 1. «Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе», которая содержала ключевые понятия:
«инновация – конечный результат творческого труда, получивший реализацию в виде новой или усовершенствованной продукции, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в экономическом обороте;
инновационная деятельность – создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений;
государственная инновационная политика – составная часть социально-экономической политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности;» и др.
В новом законопроекте определения инновационной деятельности и инноваций даются в Статье 7. «Инновационная деятельность как объект государственной поддержки»:
«1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности, исходя из того, что для целей настоящего Федерального закона под инновационной деятельностью понимаются действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных[выделено автором] на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (ин[выделено автором]новаций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Инновации включают в себя следующие результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии.»
Нами направлены в Москву следующие замечания. 
Во-первых, в первом абзаце имеется грамматическая ошибка – несогласованность в падеже слова «направленных»: «действия» должны быть «направленные». 
Во-вторых, результаты научной или научно-технической деятельности являются не «инновациями», а «новациями». 
И, в третьих, непонятно, почему действия (деятельность) понимаются как инновационные только «для целей настоящего Федерального закона».
Далее нами предложены основные термины и определения для включения в новый закон. 

Около 20 лет Россия ждёт закон об инновациях, что чрезвычайно тормозит процесс инновационного развития страны и регионов, формирования в России высокоэффективной и конкурентоспособной экономики. 
До сих пор федеральный закон по инновационной деятельности не принят.
 

Опубликовано:
Материалы третьй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
15 декабря 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD