То есть высокое значение доли персонала, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей численности занятых в экономике Томской области определяется, в большей степени, «невысокой» по сравнению с соседями численностью занятых в экономике.
Кемеровская и Новосибирская области, являясь крупнейшими промышленными центрами СФО и России, имеют и большую численность занятых в экономике. В тоже время доля занятых в экономике в среднегодовой численности населения рассматриваемых регионов находится на среднероссийском уровне – 48 %.
Так как большая доля научных исследований и разработок наукоёмкой продукции сосредоточена в высших учебных заведениях, то в современных условиях остро встаёт вопрос разработки новых подходов к организации вузовской инновационной деятельности и поиску новых её организационных моделей.
На данный момент в рамках системы высшего профессионального образования Омской области функционируют следующие инновационные, внедренческие структуры.
• Деловой центр «Фабрика бизнеса» Омского государственного технического университета;
• Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников при Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского;
• Студенческий бизнес-инкубатор Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем Омского государственного педагогического университета;
• Молодёжный бизнес-инкубатор Омского государственного университета путей сообщения;
• Студенческий инновационный бизнес-инкубатор Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ);
• НП «Технопарк» Сибирской автомобильно-дорожной академии «СибАДИ».
Активнее всего инновационная база развивается в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ). Здесь осуществляется подготовка специалистов по новым и перспективным направлениям: нанотехнологии, внедрение новых технологий в металлообработку, радиоэлектронику. Всё это требует нового материально-технического уровня образовательного процесса и атомарного подхода. На собственные средства уже закуплены растровые японские микроскопы для обучения студентов.
В 2010 году создан ресурсный центр. На его создание было потрачено около миллиона долларов США. На эти средства было закуплено оборудование.
Проведённый анализ продукции мировых лидеров в области радиоэлектроники позволил выбрать наиболее подходящее оборудование и для нового Центра электроники и приборостроения. Теперь университет имеет возможность на уровне мировых стандартов создавать уникальные компоненты для различных радиоэлектронных устройств и проводить высокотехнологичные научные исследования в области радиоэлектроники и приборостроения.
На базе ресурсного центра ведутся испытания уникальных технологий и их дальнейшая коммерциализация для внедрения в серийное производство. Проект сверхмалогабаритных антенных устройств низкочастотных радиодиапазонов для использования в оборудовании переносной радиосвязи продемонстрировал практические возможности вузовской науки в сфере инноваций и нанотехнологий. В рамках данного проекта предполагается освоение промышленного производства точечных ферромагнитных излучателей нового вида антенн средневолнового и длинноволнового диапазона. Разработанные с использованием наноструктурированных материалов антенны обладают рядом уникальных свойств. При поднятии антенны на высоту 10 м дальность связи увеличивается до 50 км. Эти антенны имеют высокий коммерческий потенциал.
Госкорпорация РОСНАНО изучает предложения разработчиков проекта. Проект предварительно оценивается в 100 млн. руб. со сроком окупаемости три года. В ходе встречи с А. Чубайсом были рассмотрены научно-технические проекты, предлагаемые вузом для организации производства на предприятиях регионального радиоэлектронного комплекса, входящих в концерн «Орион». Также было принято решение о создании на территории ОмГТУ специализированной лаборатории электропитания, на базе которой будут готовить специалистов-разработчиков и технологов для данной отрасли.
В 2010 году восемь проектов студентов ОмГТУ получили гранты на их реализацию. Этот факт является еще одним наглядным доказательством того, что ресурсная база вместе с высоким качеством образования являются одним из условий развития инноваций в регионе и стране.
Всего до 2012 году в ОмГТУ планируется создать 10 ресурсных центров различной специализации, оснащённых самым современным оборудованием. Уже в ближайшее время в университете будут открыты ресурсные центры в области нано- , био- и микротехнологий в ракетостроении.
В соответствии с приказом Рособразования от 15 марта 2007 года № 504 «О мерах по созданию в 2007 году инновационных бизнес-инкубаторов для студентов, аспирантов и научных работников с использованием недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию» в целях совершенствования научно-исследовательской и инновационной деятельности университета был создан Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор (МИБИ) при ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского».
В целом деятельность МИБИ направлена на создание условий для организации и эффективной деятельности научно-исследовательских коллективов и малых инновационных предприятий, включающих студентов, аспирантов и научных сотрудников омских вузов для реализации инновационных научно-технических идей, социальных и бизнес-проектов.
Размещение проектных команд здесь осуществляется по итогам университетского конкурса инновационных идей и по итогам участия в программах «УМНИК» и «СТАРТ». В ноябре 2008 года «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» провёл в Омской области конкурс УМНИК («Участник молодёжного научно-инновационного конкурса»). По результатам этого конкурса 10 лучших инновационных разработок получили гранты на реализацию инновационных проектов.
Инкубируемые предприятия размещаются в отдельных изолированных помещениях, оборудованных офисной мебелью и компьютерной техникой с полным обеспечением телекоммуникационными услугами. Помимо того, что прошедшим отбор коллективам офисные площади предоставляются на льготных условиях, команда бизнес-инкубатора обеспечивает сопровождение своих резидентов на всем периоде их пребывания в бизнес-инкубаторе: от оказания содействия развитию инновационных проектов на ранних стадиях до их реализации в форме малых инновационных предприятий – производителей наукоёмкой продукции (startups).
В 2008 году начал свою работу студенческий бизнес-инкубатор Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), созданный по инициативе руководства университета на базе Ресурсного центра ОмГПУ. Особенность бизнес-инкубатора в том, что студенты получают возможность профессиональной ориентации на ту специфическую область деятельности, которая традиционно не свойственна педагогическим специальностям – на сферу предпринимательства, внедрённого в сферу образования.
Отличием бизнес-инкубатора педагогического университета от аналогичных структур в других областях деятельности является и то, что студенты имеют возможность апробировать и внедрять свои проекты в систему работы уже действующих образовательных учреждений, имеющих определённые ресурсы для поддержки таких проектов. Бизнес-инкубатор обеспечивает благоприятные условия для возникновения и развития инновационных студенческих проектов, реализующих оригинальные научно-практические идеи. Для этого студентам предоставляются материальные ресурсы, информационные, консультационные и другие услуги, необходимые для развития и внедрения их бизнес-идей в систему деятельности образовательных учреждений омского региона. Таким образом, любая творческая идея студента может найти практическую поддержку уже на этапе своего зарождения.
Кроме того, отчёт о деятельности инкубатора можно найти на специально созданном сайте, там же можно узнать и о последних новостях, программах.
Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) – один из ведущих разработчиков на железнодорожном транспорте в области диагностики технических средств; технологии восстановления и ремонта деталей и узлов подвижного состава; электрической тяги; электроснабжения и токосъёма, ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования и др.
В ОмГУПС создан Молодёжный бизнес-инкубатор. Преподаватели и студенты ведут исследования в области надёжности и обслуживания подвижного состава, электрификации, повышения скоростей движения, энергосбережения, качества электрической энергии, связи и сигнализации, централизации и блокировки, экономики железных дорог, систем передачи информации, разработки элементов перспективных видов монорельсового транспорта.
В 2008 году ОАО «РЖД» обратилось с предложением разработать инновационные технологии для их последующего внедрения в своей структуре. Омские учёные и представители промышленности, члены НП «Сибирское машиностроение» откликнулись на призыв транспортной компании и разработали ряд бизнес-проектов.
В марте 2010 года были представлены реальные проекты с бизнес-планами. Основным является проект производства газотурбинных двигателей ГТД-1С для подвижного состава нового поколения – маневровых турбовозов.
К 2012 году планируется организовать производство газотурбинных двигателей на заводе им. Баранова с ежегодным объёмом выпуска 60 единиц. Основные преимущества продукции – высокий КПД двигателя, очень хорошие экологические характеристики, отсутствие системы смазки и надёжность.
Так же была представлена высокоскоростная, гибкая система железнодорожного транспорта, которая уже имеет восемь патентов. Она состоит из трех этапов – изготовление колёсной пары («гибкое» колесо), которую на первоначальном этапе планируется устанавливаться на стандартном подвижном составе, далее – разработка инвариантной тележки и создание новой системы для диагностирования и ремонта подвижного состава.
Учёные ОмГУПСа и ОАО «НИИТКД» представили несколько систем диагностики и ремонта подвижного состава. Компания, которая сейчас базируется в Омском бизнес-инкубаторе, также разработала систему, позволяющую продлевать срок службы электродвигателя. Для этого на нём необходимо установить дозаторы, которые будут наносить на изоляцию агрегата специальный нанополимер. Это поможет избавиться от утечки тока и напряжения при изменениях температуры окружающей среды.
Три омских вуза – ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГУПС и ОмГТУ – представили программы развития, направленные на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Программы развития будут реализовываться в 2010-2019 годах.
Бизнес-инкубаторы при вузах, а так же учреждениях среднего профессионального образования активно содействует развитию инноваций, объединяется с другими структурами. Вузы готовят высококвалифицированный персонал, который так же участвует в инновационном процессе, работая уже на конкретных предприятиях. Так, был запущен проект по производству самого дешёвого в мире кремния, сейчас ведется разработка проекта по добыче сапропеля. Наиболее востребованными в последнее время становятся специалисты технических специальностей, а так же грамотные управленцы.
Объективный характер существующих различий, сложившихся по разным причинам (природным, демографическим, историческим и др.), – неравномерность экономического развития отдельных территорий, разный удельный вес производств, принадлежащих к различным технологическим укладам, – и вызываемые ими противоречия заставляют органы государственного управления и местные власти различного уровня дифференцировать подход к выбору пути перехода к высшим технологическим укладам, искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития.
Большое внимание уделяется при этом такому практически неисчерпаемому ресурсу, как инновационная деятельность. Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий. Это деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т.п.) [2].
Для развития территориальных инновационных образований местные органы власти разрабатывают четыре типа программ:
- технического содействия, в том числе предусматривающие доступ к сооружениям и оборудованию;
- помощи кадрами, включая доступ к научному и техническому персоналу;
- коммерческой помощи в виде предоставления лицензий и субсидий на подготовку строительных площадок и сооружений;
- финансовой помощи, особенно в форме доступа к рисковому капиталу, налоговых скидок на НИР, ссуд на техническую подготовку персонала, займов.
Рассмотренная выше практика территориальной интеграции науки, вузов и промышленности свидетельствуют о том, что развитию этого процесса наряду с историческими и национальными особенностями присуща общая черта. Близость к «мозговому центру» является решающей по сравнению с другими факторами: удобствами транспортировки, близость источников сырья, рабочей силы и даже рынков сбыта, хотя эти факторы наряду с природно-климатическими условиями являются важной составляющей коммерческого успеха конкретного комплекса.
Таким образом, образовательно-научно-технический комплекс (учебно-научно-производственный или учебно-научно-инновационный центр) – это высшее учебное заведение, имеющее статус юридического лица или ассоциации юридических лиц; прошедшее аттестацию и государственную аккредитацию; реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего и среднего профессионального образования; ведущее научные исследования и научно-техническую деятельность; имеющее в своём составе аккредитованные инновационные структуры; обеспечивающее единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех этапах и формах подготовки специалистов; обеспечивающее выпуск инновационных продуктов: вещественного, информационного и подготовленного или получившего новую квалификацию специалиста.