Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.11 · 18:50 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2011 — Кужева С.Н. — Научная и инновационная деятельность вузов (часть 2)
.


Кужева
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»
31 мая 2011 года

Научная и инновационная 
деятельность вузов

(часть 2)

В настоящее время на территории Омской области функционируют 34 учреждения высшего, профессионального образования, в том числе 11 государственных вузов.
В качестве «соседних регионов» для Омской области рассматривались субъекты Российской Федерации, территориально близкие ей и входящие в Сибирский федеральный округ (СФО). Это – Новосибирская область, Томская область, Кемеровская область и Алтайский край.
Численность студентов государственных вузов в Омской области увеличивалась и составила в 2009/10 учебном году 469 человек на 10 тыс. человек населения (рис. 1). Это выше среднероссийского уровня, 16 место в РФ и третье место в СФО.


Рис. 1. Численность студентов государственных вузов в 2009 году 
на 10 тыс. человек населения в России, Омской и соседних областях, СФО

Численность студентов государственных вузов на 10 тыс. человек населения самая высокая из рассматриваемых регионов в Томской области. Причина этого – самое малое значение знаменателя при расчёте этого показателя. Среднегодовая численность населения Томской области в 2009 году составляла чуть более миллиона человек, в соседних же регионах – более двух миллионов. Наибольшая численность населения в Кемеровской области – 2822,7 тыс. человек, а численность студентов государственных вузов на 10 тыс. человек населения – невысокая – всего 358 человек.
Научно-исследовательская деятельность вузов является составляющей инновационной активности в регионе. Но найти здесь адекватные показатели для оценки непросто, несмотря на то, что инновации давно рассматриваются, как средство развития экономики и общества и множество исследований посвящено развитию инновационной активности.
Для осуществления сравнительного анализа может быть использован индекс численности студентов государственных вузов на 10 тыс. человек населения. Показатель нормируется по формуле линейного масштабирования. Максимальное значение показателя «численность студентов вузов, на 10 тыс. человек населения» по России в 2008 году было в г. Москва – 1249 студентов на 10 тыс. жителей.
Динамика индекса численности студентов государственных вузов на 10 тыс. человек населения, представленная на рис. 2, свидетельствует о незначительных изменениях этого показателя в период 2005-2008 гг. Значение индекса численности студентов государственных вузов, на 10 тыс. человек населения Омской области возросло на 0,039 пункта. Рейтинг рассматриваемых регионов по этому показателю не изменился.
Это иллюстрирует ещё одну особенность инновационного развития регионов: если в регионе есть крупный город – центр высшей школы (Новосибирск, Томск, Омск), возникает кумулятивный эффект воздействия позитивных факторов, усиливающий инновационность развития. 

Рис. 2. Индексы числа студентов государственных вузов 
на 10 тыс. человек в России, Омской и соседних областях

Только в тринадцати регионах РФ значения индекса инновационности выше, чем в среднем по России. Кроме федеральных городов – Москва и Санкт-Петербург, в этот список попали регионы с относительно высоким научным потенциалом крупных наукоградов (Калужская область), а также регионы с крупнейшими вузовскими центрами. Это Свердловская, Нижегородская, Самарская области, республика Татарстан и наши соседи – Новосибирская, Томская области.
Активность инновационной деятельности вузов определяется развитой системой высшего образования и научно-исследовательской базой, общим уровнем экономического развития того пространственного локала (региона), где расположен вуз, наличия там НИИ, КБ и прочей инновационной инфраструктуры.
В этой связи интересен анализ показателей: численность персонала, занятого исследованиями и разработками (рис. 3), и численность занятых в экономике (рис. 4).


Рис. 3. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками 
в Омской и соседних областях в 2009 году, человек

Разница в численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в Кемеровской и Новосибирской областях – 16,3 раза, в Кемеровской и Томской областях – всего лишь 6,3 раза.
В Кемеровской области самая низкая доля персонала, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей численности занятых в экономике (0,1 %). Высока эта доля в Новосибирской и Томской областях: 1,699 % и 1,687 % соответственно. Но если рассмотреть показатели, участвующие в расчёте доли персонала, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей численности занятых в экономике, то можно увидеть, что численность занятых в экономике Томской области в 2,7 раза ниже значения этого показателя в Кемеровской области. Численность занятых в экономике Новосибирской области составляет 96 % от уровня Кемеровской области.


Рис. 4. Численность занятых в экономике Омской и соседних областей 
в 2009 году, тыс. человек

То есть высокое значение доли персонала, занятого исследованиями и разработками, в процентах от общей численности занятых в экономике Томской области определяется, в большей степени, «невысокой» по сравнению с соседями численностью занятых в экономике.
Кемеровская и Новосибирская области, являясь крупнейшими промышленными центрами СФО и России, имеют и большую численность занятых в экономике. В тоже время доля занятых в экономике в среднегодовой численности населения рассматриваемых регионов находится на среднероссийском уровне – 48 %.
Так как большая доля научных исследований и разработок наукоёмкой продукции сосредоточена в высших учебных заведениях, то в современных условиях остро встаёт вопрос разработки новых подходов к организации вузовской инновационной деятельности и поиску новых её организационных моделей.
На данный момент в рамках системы высшего профессионального образования Омской области функционируют следующие инновационные, внедренческие структуры.
Деловой центр «Фабрика бизнеса» Омского государственного технического университета;
Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников при Омском государственном университете им. Ф. М. Достоевского;
Студенческий бизнес-инкубатор Ресурсного центра кадрового обеспечения образовательных систем Омского государственного педагогического университета;
Молодёжный бизнес-инкубатор Омского государственного университета путей сообщения;
Студенческий инновационный бизнес-инкубатор Омского государственного аграрного университета (ОмГАУ);
НП «Технопарк» Сибирской автомобильно-дорожной академии «СибАДИ».

Активнее всего инновационная база развивается в Омском государственном техническом университете (ОмГТУ). Здесь осуществляется подготовка специалистов по новым и перспективным направлениям: нанотехнологии, внедрение новых технологий в металлообработку, радиоэлектронику. Всё это требует нового материально-технического уровня образовательного процесса и атомарного подхода. На собственные средства уже закуплены растровые японские микроскопы для обучения студентов.
В 2010 году создан ресурсный центр. На его создание было потрачено около миллиона долларов США. На эти средства было закуплено оборудование.
Проведённый анализ продукции мировых лидеров в области радиоэлектроники позволил выбрать наиболее подходящее оборудование и для нового Центра электроники и приборостроения. Теперь университет имеет возможность на уровне мировых стандартов создавать уникальные компоненты для различных радиоэлектронных устройств и проводить высокотехнологичные научные исследования в области радиоэлектроники и приборостроения.
На базе ресурсного центра ведутся испытания уникальных технологий и их дальнейшая коммерциализация для внедрения в серийное производство. Проект сверхмалогабаритных антенных устройств низкочастотных радиодиапазонов для использования в оборудовании переносной радиосвязи продемонстрировал практические возможности вузовской науки в сфере инноваций и нанотехнологий. В рамках данного проекта предполагается освоение промышленного производства точечных ферромагнитных излучателей нового вида антенн средневолнового и длинноволнового диапазона. Разработанные с использованием наноструктурированных материалов антенны обладают рядом уникальных свойств. При поднятии антенны на высоту 10 м дальность связи увеличивается до 50 км. Эти антенны имеют высокий коммерческий потенциал.
Госкорпорация РОСНАНО изучает предложения разработчиков проекта. Проект предварительно оценивается в 100 млн. руб. со сроком окупаемости три года. В ходе встречи с А. Чубайсом были рассмотрены научно-технические проекты, предлагаемые вузом для организации производства на предприятиях регионального радиоэлектронного комплекса, входящих в концерн «Орион». Также было принято решение о создании на территории ОмГТУ специализированной лаборатории электропитания, на базе которой будут готовить специалистов-разработчиков и технологов для данной отрасли.
В 2010 году восемь проектов студентов ОмГТУ получили гранты на их реализацию. Этот факт является еще одним наглядным доказательством того, что ресурсная база вместе с высоким качеством образования являются одним из условий развития инноваций в регионе и стране.
Всего до 2012 году в ОмГТУ планируется создать 10 ресурсных центров различной специализации, оснащённых самым современным оборудованием. Уже в ближайшее время в университете будут открыты ресурсные центры в области нано- , био- и микротехнологий в  ракетостроении.

В соответствии с приказом Рособразования от 15 марта 2007 года № 504 «О мерах по созданию в 2007 году инновационных бизнес-инкубаторов для студентов, аспирантов и научных работников с использованием недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных Рособразованию» в целях совершенствования научно-исследовательской и инновационной деятельности университета был создан Межвузовский инновационный бизнес-инкубатор (МИБИ) при ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского».
В целом деятельность МИБИ направлена на создание условий для организации и эффективной деятельности научно-исследовательских коллективов и малых инновационных предприятий, включающих студентов, аспирантов и научных сотрудников омских вузов для реализации инновационных научно-технических идей, социальных и бизнес-проектов.
Размещение проектных команд здесь осуществляется по итогам университетского конкурса инновационных идей и по итогам участия в программах «УМНИК» и «СТАРТ». В ноябре 2008 года «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» провёл в Омской области конкурс УМНИК («Участник молодёжного научно-инновационного конкурса»). По результатам этого конкурса 10 лучших инновационных разработок получили гранты на реализацию инновационных проектов.
Инкубируемые предприятия размещаются в отдельных изолированных помещениях, оборудованных офисной мебелью и компьютерной техникой с полным обеспечением телекоммуникационными услугами. Помимо того, что прошедшим отбор коллективам офисные площади предоставляются на льготных условиях, команда бизнес-инкубатора обеспечивает сопровождение своих резидентов на всем периоде их пребывания в бизнес-инкубаторе: от оказания содействия развитию инновационных проектов на ранних стадиях до их реализации в форме малых инновационных предприятий – производителей наукоёмкой продукции (startups).

В 2008 году начал свою работу студенческий бизнес-инкубатор Омского государственного педагогического университета (ОмГПУ), созданный по инициативе руководства университета на базе Ресурсного центра ОмГПУ. Особенность бизнес-инкубатора в том, что студенты получают возможность профессиональной ориентации на ту специфическую область деятельности, которая традиционно не свойственна педагогическим специальностям – на сферу предпринимательства, внедрённого в сферу образования.
Отличием бизнес-инкубатора педагогического университета от аналогичных структур в других областях деятельности является и то, что студенты имеют возможность апробировать и внедрять свои проекты в систему работы уже действующих образовательных учреждений, имеющих определённые ресурсы для поддержки таких проектов. Бизнес-инкубатор обеспечивает благоприятные условия для возникновения и развития инновационных студенческих проектов, реализующих оригинальные научно-практические идеи. Для этого студентам предоставляются материальные ресурсы, информационные, консультационные и другие услуги, необходимые для развития и внедрения их бизнес-идей в систему деятельности образовательных учреждений омского региона. Таким образом, любая творческая идея студента может найти практическую поддержку уже на этапе своего зарождения.
Кроме того, отчёт о деятельности инкубатора можно найти на специально созданном сайте, там же можно узнать и о последних новостях, программах.

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС) – один из ведущих разработчиков на железнодорожном транспорте в области диагностики технических средств; технологии восстановления и ремонта деталей и узлов подвижного состава; электрической тяги; электроснабжения и токосъёма, ресурсо- и энергосберегающих технологий и оборудования и др.
В ОмГУПС создан Молодёжный бизнес-инкубатор. Преподаватели и студенты ведут исследования в области надёжности и обслуживания подвижного состава, электрификации, повышения скоростей движения, энергосбережения, качества электрической энергии, связи и сигнализации, централизации и блокировки, экономики железных дорог, систем передачи информации, разработки элементов перспективных видов монорельсового транспорта.
В 2008 году ОАО «РЖД» обратилось с предложением разработать инновационные технологии для их последующего внедрения в своей структуре. Омские учёные и представители промышленности, члены НП «Сибирское машиностроение» откликнулись на призыв транспортной компании и разработали ряд бизнес-проектов.
В марте 2010 года были представлены реальные проекты с бизнес-планами. Основным является проект производства газотурбинных двигателей ГТД-1С для подвижного состава нового поколения –   маневровых турбовозов.
К 2012 году планируется организовать производство газотурбинных двигателей на заводе им. Баранова с ежегодным объёмом выпуска 60 единиц. Основные преимущества продукции – высокий КПД двигателя, очень хорошие экологические характеристики, отсутствие системы смазки и надёжность.
Так же была представлена высокоскоростная, гибкая система железнодорожного транспорта, которая уже имеет восемь патентов. Она состоит из трех этапов – изготовление колёсной пары («гибкое» колесо), которую на первоначальном этапе планируется устанавливаться на стандартном подвижном составе, далее – разработка инвариантной тележки и создание новой системы для диагностирования и ремонта подвижного состава.
Учёные ОмГУПСа и ОАО «НИИТКД» представили несколько систем диагностики и ремонта подвижного состава. Компания, которая сейчас базируется в Омском бизнес-инкубаторе, также разработала систему, позволяющую продлевать срок службы электродвигателя. Для этого на нём необходимо установить дозаторы, которые будут наносить на изоляцию агрегата специальный нанополимер. Это поможет избавиться от утечки тока и напряжения при изменениях температуры окружающей среды.

Три омских вуза – ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, ОмГУПС и ОмГТУ – представили программы развития, направленные на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Программы развития будут реализовываться в 2010-2019 годах.
Бизнес-инкубаторы при вузах, а так же учреждениях среднего профессионального образования активно содействует развитию инноваций, объединяется с другими структурами. Вузы готовят высококвалифицированный персонал, который так же участвует в инновационном процессе, работая уже на конкретных предприятиях. Так, был запущен проект по производству самого дешёвого в мире кремния, сейчас ведется разработка проекта по добыче сапропеля. Наиболее востребованными в последнее время становятся специалисты технических специальностей, а так же грамотные управленцы.
Объективный характер существующих различий, сложившихся по разным причинам (природным, демографическим, историческим и др.), – неравномерность экономического развития отдельных территорий, разный удельный вес производств, принадлежащих к различным технологическим укладам, – и вызываемые ими противоречия заставляют органы государственного управления и местные власти различного уровня дифференцировать подход к выбору пути перехода к высшим технологическим укладам, искать дополнительные резервы для интенсификации процессов регионального экономического развития.
Большое внимание уделяется при этом такому практически неисчерпаемому ресурсу, как инновационная деятельность. Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на создание и вовлечение в экономический оборот результатов научных исследований, опытных конструкторских работ, новых или усовершенствованных видов продукции и технологий. Это деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т.п.) [2].
Для развития территориальных инновационных образований местные органы власти разрабатывают четыре типа программ:
- технического содействия, в том числе предусматривающие доступ к сооружениям и оборудованию;
- помощи кадрами, включая доступ к научному и техническому персоналу;
- коммерческой помощи в виде предоставления лицензий и субсидий на подготовку строительных площадок и сооружений;
- финансовой помощи, особенно в форме доступа к рисковому капиталу, налоговых скидок на НИР, ссуд на техническую подготовку персонала, займов.
Рассмотренная выше практика территориальной интеграции науки, вузов и промышленности свидетельствуют о том, что развитию этого процесса наряду с историческими и национальными особенностями присуща общая черта. Близость к «мозговому центру» является решающей по сравнению с другими факторами: удобствами транспортировки, близость источников сырья, рабочей силы и даже рынков сбыта, хотя эти факторы наряду с природно-климатическими условиями являются важной составляющей коммерческого успеха конкретного комплекса.
Таким образом, образовательно-научно-технический комплекс (учебно-научно-производственный или учебно-научно-инновационный центр) – это высшее учебное заведение, имеющее статус юридического лица или ассоциации юридических лиц; прошедшее аттестацию и государственную аккредитацию; реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего и среднего профессионального образования; ведущее научные исследования и научно-техническую деятельность; имеющее в своём составе аккредитованные инновационные структуры; обеспечивающее единство образовательного процесса, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной деятельности на всех этапах и формах подготовки специалистов; обеспечивающее выпуск инновационных продуктов: вещественного, информационного и подготовленного или получившего новую квалификацию специалиста.

(См. начало доклада: часть 1)

___________________________
[1] Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Ст. сб./ Росстат. – М., 2010.
[2] Закон № 527-ОЗ «Об инновационной деятельности на территории Омской области», ст. 2, п.1.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 
31 мая 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD