Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.07 · 20:19 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2010 — Валиков В.В. — Разработка: от идеи до изделия
.


Валиков
Владимир Викторович

кандидат технических наук,
главный инженер ООО НПО «Мир»








Доклад (тезисы)
на научно-практической конференции 
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»
26 мая 2010 года

Разработка: 
от идеи до изделия

Истинное  вознаграждение 
всегда пропорционально 
труду и принесённым жертвам.
Никола Тесла

Будучи разработчиком, я как-то не задумывался над процессом разработки, его движущейся силой, работа была интересной, и не хотелось тратить время на «философию». 
Пришло время и потребовалось самому организовывать процесс разработки. Изменились условия, изменились требования, появилось множество вопросов, требующих немедленного решения. Необходимо было разобраться более глубоко в труде разработчиков, понять, что ими движет и как это использовать для повышения эффективности их работы. Некоторые выводы хочу представить на Ваше обсуждение. Конечно, не все положения бесспорны, однако считаю, что они будут интересны. 

«Знание – сила». Это широко известное выражение Фрэнсиса Бэкона как нельзя точно отражает движущую силу разработчика. Выражаясь языком физики, можно ещё сказать, что это «энергетический баланс» разработчика. 

W = A

Здесь знание (в смысле умение, опыт, навык) W – потенциальная энергия, которая может быть использована для выполнения работы, а сила A – это работа, которую выполняет разработчик (разрабатывает изделие, прибор, программу). 
Тогда процесс разработки можно представить, как показано на рисунке 1.


Рис. 1. Процесс разработки

Обладая знаниями, разработчик выполняет работу, в результате которой появляется изделие.
Таким образом, мы видим, что работа выполняемая разработчиком, всецело зависит от его знаний. Больше знаний значит, больше работы может выполнить разработчик.
С другой стороны это равенство можно трактовать, как возможность выполнять определённую работу в соответствии с имеющимися знаниями.
Т.е. нельзя давать работу инженеру третьей категории работу, которую должен делать ведущий инженер. Выражаясь образно: на грузовик грузоподъёмностью три тонны пытаются нагрузить пять тонн. Результат очевиден и очень плачевен и для грузовика, и для груза. 
Однако в этом равенстве есть некоторая особенность, которая отличает его от физического эквивалента. Эта особенность состоит в том, что здесь имеется обратная связь, причём положительная обратная связь. Эта обратная связь состоит в том, что выполняя работу, разработчик накапливает знание.
Например, провел разработчик патентное исследование, в его копилку знаний добавилась частичка новых знаний, умений, навыков. После выполнения следующей работы вновь добавилась частичка знаний и так далее, чем больше он делает работ, тем больше он накапливает знаний. 
Это можно отразить следующей схемой в соответствии с рисунком 2.

Рис. 2. Уточнённый процесс разработки

Отсюда можно сделать вывод, что в процессе работы разработчик пополняет свой потенциал.  
Поэтому в том случае, когда работа не удалась, имеет отрицательный результат, говорить, что зря было потрачено время не совсем верно. Да, результат мы не получили, работу не выполнили, но зато, разработчик пополнил свои знания. В следующие разы он уже не пойдет этим путём, а это экономия средств и времени. Здесь, как нельзя кстати, русская пословица: «За одного битого двух небитых дают» или крылатое выражение А. В. Суворова: «За учёного трёх неучёных дают». Таким образом, видно, что «движущая сила» разработчика заключается в его знаниях.
Общеизвестно, что знания имеют тенденцию устаревать. Поэтому их надо всё время обновлять и пополнять. Как говорит народная мудрость: «Век живи, век учись…». Существую достаточно много способов получения знаний. Мы не будем на них останавливаться, только заметим, для разработчика важно, чтобы эти знания подтверждались испытаниями,  исследованиями. Тут можно вспомнить высказывание классика марксизма: «Практика – критерий истины», т.е. любые теории должны проверяться на практике.
Можно обратиться к опыту нашего великого полководца, который говорил: «В кабинетах врут, а в поле бьют», и всегда требовал закреплять теоретические знания практическими занятиями в поле (на полигоне).
Для разработчика это особенно важно, так как он разрабатывает изделие, которое должно выполнять свои функции надёжно и удовлетворять поставленным требованиям. Поэтому разработчик должен применять проверенные решения.
Как мы знаем, затраты на устранение ошибок, в зависимости от этапа на котором они устраняются, определяются соотношением 1:10:100. Это соотношение трактуется так: требуется единица затрат при обнаружении ошибки на этапе разработки, десять единиц – на этапе производства и сто единиц – у заказчика. Отсюда становится понятно, что основные усилия по устранению и недопущению ошибок необходимо прикладывать при разработке. Так как плохая разработка оказывается себе дороже. 
Как решается эта проблема?
Здесь существенную помощь оказывают заделы. 
ЗАДЕЛ – запас деталей, полуфабрикатов, частей для сборки машин, промежуточных работ в промышленности, строительстве, необходимый для обеспечения непрерывности производственного цикла, бесперебойного функционирования предприятий и строек. 
Если  рассматривать задел применительно к разработке, то это есть наличие готовых, проверенных технических решений, в работоспособности которых есть безусловная уверенность. Достигается это предварительной работой. Это может быть НИР или исследование схемы, узла. Наличие задела позволяет ускорить выполнение работ и сократить затраты на последующих этапах разработки.

Что же движет разработчиком и что нужно организации?

Для разработчика, как и для любого человека, применима пирамида Маслоу, где в основании – удовлетворение жизненных потребностей человека, а высшим уровнем является самоактуализация, которая достигается с помощью знаний.
Для организации необходимо получить разработку и сохранить полученные знания для использования в последующих разработках.   
На основании сказанного вытекает баланс интересов разработчика и организации, который графически представлен на рисунке 3.



Рис. 3. Баланс интересов организации и разработчика

От разработчика требуется разработка и передача знаний, а организация должна обеспечивать возможность получения новых знаний и достойную оплату труда разработчика. 
Если с разработкой и оплатой достаточно понятно, то другие две компоненты требуют пояснения. 
Как разработчик передаёт знания? Это происходит путём: передачи документации на разработку, обучения коллег, наставничества, докладами на конференциях, подачи заявок на патенты.  
Возможность получения новых знаний обеспечивается: изучением информации, проведением поисковых работ, НИР и ОКР.
Сложив знания всех сотрудников, мы получаем синергетический эффект, который выражается в успехах компании.  
Следовательно, способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и применять знания есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества. Всё остальное: продукты, услуги являются производными от знаний. Таким образом, наличие знаний в организации является её ключевой компетентностью. 
Обратите внимание на правила компании Toyota (из книги Майкла Кеннеди «Почему Toyota лучше?»). 
При разработке продукции самое важное – это знания.
Имея знания, можно уменьшить затраты рабочего времени, капитала и материальных ресурсов, за счёт чего и повысить прибыли.
В компании трудится только одна категория работников – те, что создают знания, а затем действуют, принося пользу всему коллективу. 
Знания нельзя купить. Знания можно получить только путём обучения. И чаще всего это происходит при разработке новой продукции. Отсюда вытекают основные задачи, на которых необходимо сфокусировать внимание организации. Это обеспечение баланса интересов разработчика и организации для её развития и поддержания конкурентоспособности. 
Для получения организацией требуемых результатов от разработчика, необходимо обеспечить ему такие условия, чтобы у разработчика была возможность раскрыть свой потенциал и тем самым добиться превосходных показателей, позволяющей сделать организацию не похожей на все остальные. 
В свою очередь, носителями знаний являются специалисты: будь то рабочий, слесарь или инженер. Значит, специалисты с их знаниями являются основной ценностью организации. 
Попытайтесь назвать хотя бы одну крупную современную компанию, чей успех базировался бы на мускульной силе рабочих. 
В 1991 году папа Римский Иоанн Павел II писал: «Одно время решающим фактором производства была земля, затем капитал… Сегодня  решающий фактор – сам человек, его знания» (Из книги К. Нордстрема и И. Риддерстрале «Бизнес в стиле фанк»).   
В 1998 году более двух третей доходов General Electric приходилось на долю финансовых и информационных услуг и услуг по послепродажному обслуживанию. В компании Ericsson более 50 % – услуги и интеллектуальный труд. У Hewlett Packard  и IBM эта цифра составляет 80-90 %.
«…Происходит переход классической стандартной экономики к экономике знаний, в которой рыночные механизмы на знания не действуют, т. к. знания обладают способность бесконтрольно умножаться и распространяться… В развитых странах 25 % трудовых ресурсов сегодня занято в сфере науки и высоких технологий…». (Из доклада «Экономика знаний – уроки для России» секретаря отделения экономики РАН, директора Центрального экономико-математического института РАН академика В.Л. Макарова на общем собрании Российской академии наук).

Как мы работаем в НПО «Мир»?

Обучение.
К началу учебного года составляются планы обучения во всех управлениях. Обучение проводится в школах. Например, «школа разработчика» – для разработчиков, «школа проектировщиков» – для сотрудников проектного отдела. Преподавание проводят сами специалисты или привлекаются преподаватели ВУЗов. Всего в этом учебном году было организовано восемь школ.

Повышения уровня знаний разработчиков.
Для повышения уровня знаний разработчиков проводятся следующие мероприятия:
1) 5 % времени на информационное обеспечение и проведение исследований и задельные работы;   
2) Патентные исследования;                                         
3) Оформление заявок на патенты;
4) Посещение выставок;
5) Участие в конференциях; 
6) Проведение НИР и ОКР;
7) Самообразование.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 
26 мая 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Валиков Владимир Викторович  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD