OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.17 · 00:18 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2010 — Слесарюк Н.В. — Нематериальные активы: правовые основы
.


Слесарюк 
Наталья Владимировна
юрисконсульт 
Омской Геральдической Коллегии, 
преподаватель кафедры гражданского права 
НОУ ВПО «Омский юридический институт»







Нематериальные активы: 
правовые основы

Двадцатый век породил принципиально новый вид активов – нематериальные активы. Компании имеют зарегистрированные товарные знаки, коммерческие секреты, патенты или авторские права, у них существуют сложившиеся отношения с проверенными поставщиками, круг клиентов и известность на рынке. Эти невещественные объекты нельзя потрогать, так как они являются результатами интеллектуальной деятельности, средствами индивидуализации товаров, работ, услуг и предприятий или деловой репутацией. Но подчас именно эти активы становятся ценнее и оборудования, и запасов, и зданий, и денежных средств, вместе взятых. Например, у всех на слуху успех компании Coca-Cola, имеющей секретную формулу для приготовления напитка с аналогичным названием. Внедряются дорогостоящие информационные системы, создаются и раскручиваются торговые марки (брэнды), предприятия активно используют права на промышленные образцы, полезные модели и изобретения… Становится все более очевидным, что нематериальные активы могут играть значимую роль в процессе получения предприятием прибыли. Недооценка важности и ценности этих объектов может приводить к нежелательным последствиям – это касается и финансовых показателей, и репутации компании.
Так, например, Федеральная антимонопольная служба РФ вынесла летом 2009 г. постановление о наложении штрафа в размере сто тысяч рублей за недобросовестную конкуренцию на ООО «Омский завод плавленых сыров» за «недобросовестное приобретение и использование исключительных прав на словесный знак «Омичка» по свидетельству № 251966, являющийся идентичным словесному обозначению «Омичка», используемому ОАО «ВАМИН Татарстан», при введении в гражданский оборот на территории РФ плавленых сыров до даты приоритета указанного знака». Несмотря на то, что технология изготовления «Омички» была разработана еще в 1971 году на Омском заводе плавленых сыров. ФАС посчитал, что ООО «Омский завод плавленых сыров» является лишь собственником предприятия, но не универсальным правопреемником Омской маслобазы как юридического лица, поэтому и уравнял права омского и татарского заводов на использование обозначения «Омичка»  при производстве сыра. Кто первый подает заявку на получение свидетельства на товарный знак, тот и имеет приоритет. 
Другой пример. Московская коммерческая организация «Спартак» добилась того, что омский волейбольный клуб «Спартак» изменил название, став «Омичкой», и при этом клуб выплатил московскому «Спартаку» двести тысяч рублей за то, чтобы в течение нескольких месяцев до конца ноября 2009 г. доиграть матчи под известным болельщикам именем. 
Известный омичам «Детский мир» по пр. Маркса 7 был переименован в «Дружный мир». С правовыми проблемами столкнулись и владельцы вывески «Луговская слобода».
Подобных примеров возникающих у компаний проблем при невнимательном отношении к правовым вопросам использования и охраны нематериальных активов можно привести немало.
Истинное значение нематериальных активов (НМА) пока для большинства представителей бизнес-сообщества остается неясным, несмотря на то, что НМА начинают играть доминирующую роль в процессе создания капитала.
Основным документом по бухгалтерскому учёту нематериальных активов являются Положения по бухгалтерскому учету «Учёт нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153н., пришедшие на смену ПБУ 14/2000. Разрабатывалось это Положение уже с учётом вступившей в силу четвертой части ГК РФ, посвященной правам на интеллектуальную собственность. Также целью принятия нового Положения было приблизить правила нашего российского учета к международным стандартам. При этом Минфин впервые дал в тексте ПБУ ссылку на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО № 38) в части проверки нематериальных активов на обесценение. Цель была достигнута только отчасти. Так, в ПБУ 14/2007 не раскрывается понятие «нематериальные активы», которое есть в МСФО № 38. Отсутствует определение термина «активный рынок». При этом официального перевода международных стандартов на русский язык до сих пор нет. 
По МСФО № 38 под нематериальными активами понимаются идентифицируемые неденежные активы, не имеющие материально-вещественной формы и используемые в производстве товаров. В Налоговом кодексе РФ также есть определение нематериальных активов – п. 3 ст. 257 НК РФ определяет нематериальные активы как приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд в течение длительного времени (свыше 12 месяцев). 
В ПБУ 14/2007 к НМА относятся объекты, которые единовременно соответствуют следующим критериям:
1) объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем (т.е. объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации)
2) организация имеет право на получение экономических выгод, которые данный объект способен приносить в будущем (т.е организация имеет документы, подтверждающие существование актива и права на него), а также существует контроль над объектом (ограничивается доступ иных лиц к таким экономическим выгодам)
3) существует возможность идентификации (выделения или отделения) объекта от других активов
4) объект предназначен для использования в течение длительного времени (более 12 месяцев или обычного операционного цикла)
5) организация не предполагает продажу объекта (в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла)
6) фактическая (первоначальная стоимость объекта может быть достоверна определена
7) объект не имеет материально-вещественной формы
При выполнении всех этих условий к НМА относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (по нормам четвертой части ГК РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г. – интеллектуальная собственность), а именно:
- произведения науки, литературы и искусства;
- программы для электронных вычислительных машин;
- базы данных;
- исполнения;
- фонограммы;
- сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещания организации эфирного или кабельного вещания);
- изобретения;
- полезные модели;
- промышленные образцы;
- селекционные достижения;
- топологии интегральных микросхем;
- фирменные наименования;
- товарные знаки и знаки обслуживания;
- наименования мест происхождения товаров;
- коммерческие обозначения.
В отличие от ПБУ 14/2000 в новом ПБУ упомянуты и секреты производства (ноу-хау). Прежде они фигурировали как НМА лишь в налоговом учёте. Однако четвёртая часть ГК РФ относит ноу-хау к объектам интеллектуальной собственности. Поэтому с 2008 года права на секреты производства являются нематериальными активами и в бухгалтерском учёте.
ПБУ 14/2007 позволяет отнести к единому объекту НМА также сложные объекты, такие, как кинофильм, иное аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт и единую технологию.
К НМА также относится деловая репутация (гудвилл). Этот объект называют самым нематериальным из нематериальных активов из-за того, что он является неотъемлемой составляющей стоимости активов предприятия и может быть продан только вместе с ним. ПБУ 14/2007 определяет его как разность между ценой покупки предприятия как единого имущественно-хозяйственного комплекса и стоимостью его чистых активов. То есть все НМА, которые трудно идентифицировать, относят к гудвиллу. Причем критериям отнесения к нематериальным активам деловая репутация, несомненно, не отвечает.
А вот расходы, связанные с образованием юридического лица (организационные расходы), интеллектуальные и деловые качества персонала организации к НМА не относятся. Ранее, несмотря на то, что не соответствовали приведенным в ПБУ 14/2000 условиям, организационные расходы учитывались в числе НМА. Но это противоречило международным стандартам финансовой отчетности.
Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, давшие положительный результат, оформленные в установленном законодательством порядке также относятся к НМА по ПБУ 14/2007. Примечательно, что МСФО № 38 к НМА относит лишь опытно-конструкторские работы, способные приносить предприятию выгоду в будущем.

Итак, важно помнить, что нематериальные активы могут стать основным ресурсом компании в конкурентной борьбе. Зачастую это относится к предприятиям, имеющим на рынке устойчивую деловую репутацию, владеющим известными товарными знаками или работающими на рынке наукоемкой продукции. Процветание компании, благополучие его владельцев и сотрудников зависит как от правильной финансовой политики и планирования, так и от грамотного и своевременного учета нематериальных активов предприятия.
 

Опубликовано:
Правовая гарантия • информационно-аналитический журнал • № 3 (38) апрель 2010
рубрика «Омская марка. Интеллектуальная собственность»

 
 
Автор : Слесарюк Наталья Владимировна  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD