Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.09.27 · 21:03 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2010 — Лизунов В.В. — Кластерные стратегии в формировании региональной экономики
.


Лизунов
Владимир Васильевич

кандидат физико-математических наук,
член-корреспондент Академии медико-технических наук РФ,
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Омского института (филиала) ГОУ ВПО
«Российский государственный торгово-экономический университет»,
председатель Комитета по инновационной деятельности при Омской ТПП,
старший научный сотрудник
Омской экономической лаборатории ИЭиОПП СО РАН








Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
3 декабря 2010 года

Кластерные стратегии 
в формировании региональной экономики 

Кластером (от англ. cluster – скопление) называют объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. В статистике кластер – это множество результатов поиска, связанных единством темы, или класс родственных элементов статистической совокупности; в информатике – единица хранения данных на гибких и жёстких дисках компьютеров или же группа компьютеров, объединённых высокоскоростными каналами связи и представляющая единый аппаратный ресурс; в астрономии – группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации или суперструктура, состоящая из нескольких галактик; в химии – сложное объединение нескольких атомов или молекул; в физике – коррелированная группа элементарных частиц; в лингвистике – группа близких языков или диалектов; в экономике – группа связанных между собой отраслей.
Майкл Портер, профессор Гарвардской школы бизнеса, кластером назвал группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний (разработчиков, производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определённой сфере и взаимодополняющих друг друга. По М. Портеру конкурентоспособность региона или страны следует рассматривать с точки зрения конкурентоспособности не отдельных её организаций, а именно кластеров – объединений предприятий различных отраслей, способных эффективно использовать внутренние ресурсы. 
М. Портером также были разработана диаграмма для определения конкурентных преимуществ региона («конкурентный ромб» – «алмаз») с четырьмя группами преимуществ:
I - факторные условия – людские и природные ресурсы, научно-информационный потенциал, капитал, инфраструктура, в т.ч. качество жизни; 
II - условия внутреннего спроса – качество спроса, соответствие тенденциям развития спроса на мировом рынке, рост объёмов спроса;
III - смежные и обслуживающие отрасли – сферы поступления сырья и полуфабрикатов, оборудования, сферы использования сырья, оборудования, технологий;
IV - стратегия и структура фирм, наличие конкуренции – цели, стратегии, способы организации, менеджмент фирм, внутриотраслевая конкуренция.
Современные экономика и управление рассматривают формирование кластеров как комплексные механизмы развития, обеспечивающие рост конкурентоспособности региона на основе инноваций и синергетических эффектов территориальной самоорганизации и партнёрства, обеспечивающих формирование инновационного сообщества как субъекта развития территории.
Кластеры создают особую форму инноваций – совокупный инновационный продукт, поскольку спонтанная концентрация разнообразных научных и технологических новшеств заменяется оптимальной системой распространения и реализации новых знаний и технологий.
Фактически происходит отказ от отраслевого подхода и пересмотр инновационных стратегий территориального развития, основ экономической и промышленной политики, а также моделей централизованного развития.
При этом, специфическими особенностями кластеров являются:
элементная однородность, взаимодополнительность;
наличие центростремительных сил;
нечёткость, подвижность границ и внутренней структуры; 
частичное обобществление ресурсов.
Выделяют 3 типа кластеров, связанных с особенностями структуры и функционирования:
I – региональные структуры с экономической активностью внутри родственных секторов экономики, обычно привязанные к научным учреждениям или вузам (НИИ, университетам и т.д.);
II – вертикальные производственные цепочки, в которых последовательные этапы производственного процесса образуют ядро кластера («поставщик - производитель - сбытовик - потребитель»), или сети, формирующиеся вокруг головных фирм;
III – предприятия отраслей промышленности, имеющих высокий уровень агрегации (например, «химический кластер») или совокупности секторов более высокого уровня агрегации (например, «агропромышленный кластер»).
 В СССР существовали понятия «научно-производственный комплекс» и «территориально-производственная кооперация». Однако плановая система и отраслевой принцип управления экономикой накладывали жёсткие ограничения на их деятельность. Например, выбор поставщика зачастую определялся не интересами предприятия, а распоряжением «сверху». В результате комплектующие изделия, которые производились в регионе, завозились из других республик. Главным отличием кластера от территориально-производственного комплекса является то, что кластер максимально учитывает рыночный механизм, он может быть эффективным только тогда, когда создается по инициативе снизу, когда сами предприятия для повышения своей конкурентоспособности приходят к необходимости объединения в кластер.
Кластерный подход радикальным образом изменяет содержание государственной промышленной политики: усилия органов власти теперь направляются не на поддержку отдельных предприятий, а на развитие системы взаимоотношений:
- между поставщиками и производителями;
- между конечными потребителями и производителями;
- между самими производителями и государственными институтами и т. д.
В кластерном подходе выводы выглядят абсолютно либеральными: развивать надо все кластеры, поскольку все они могут оказаться перспективными для повышения конкурентоспособности. Очевидно, что не все кластеры будут успешными, но это определит рынок, а не властные структуры. 
На раннем этапе по М. Портеру главная задача органов власти – улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, а затем – устранение ограничений к развитию инноваций. 
В России в настоящее время существует множество «спонтанных» кластеров – протокластеров, образованных вокруг ключевых отраслей промышленности (химической, нефтегазовой, металлургии, машиностроения, информатики и др.). 
Но эти структуры значительно отличаются от западных кластеров с наличием конкуренции и хорошо отлаженной системой взаимосвязей, где использование кластерного подхода к управлению экономикой уже имеет определённую историю. Так, полностью кластеризованы финская и скандинавская промышленность. В США больше половины предприятий работают по кластерной модели производства: предприятия кластера находятся в одном регионе и максимально используют его природный, кадровый и интеграционный потенциал. Ключевые промышленные кластеры в Германии (химия, машиностроение) и Франции (производство продуктов питания, косметики) сформировались ещё в 50-60-е годы ХХ века. Общепризнаны «шотландская модель», в которой ядром кластера является крупное предприятие, объединяющее вокруг себя небольшие фирмы и «итальянская модель» – гибкое и равноправное сотрудничество предприятий малого, среднего и крупного бизнеса.
Примерами потенциальных российских кластеров – протокластеров являются:
- авиакосмические территориальные комплексы в Москве и Самаре;
- информационно-телекоммуникационный комплекс в Москве;
- пищевые комплексы в Москве, Санкт-Петербурге и Белгороде;
- судостроительный комплекс в Санкт-Петербурге;
- машиностроительный комплекс в Омске и т.п. 

Кластерная политика является комплексной формой и представляет собой эффективное сочетание
- промышленной политики;
- региональной политики; 
- инновационной и научно-технической;
- политики поддержки малого бизнеса;
- политики по привлечению внутренних и внешних инвестиций;
- кадровой и образовательной и пр.

В качестве инструмента кластерной политики должна выступать интеграция всех основных действующих инструментов социально-экономического развития страны: 
- программы поддержки малого бизнеса, 
- технопарки, промпарки, 
- особые экономические зоны, 
- центры «трансфера» технологий; 
- инвестиционные и венчурные фонды; 
- национальные и региональные проекты; 
- целевые и адресные инвестиционные программы и т.д. 

В качестве основного инструмента, как на федеральном, так и на региональном уровнях, должен выступать комплекс образовательных и консультационных мероприятий с привлечением ведущих специалистов и заинтересованных сторон. В его формате могут быть: 
- рабочие группы;
- семинары и совещания,
- «круглые столы»,
- конференции;
- тематические публикации;
- образовательные курсы и пр.
Задачами рабочих групп (на региональном и муниципальном уровнях) должны быть:
- выявление, диагностика и моделирование потенциальных кластеров;
- разработка, согласование и оптимизация программ их развития;
- координация взаимодействия кластеров;
- снятие ведомственных и отраслевых ограничений.
Нами разработана типовая структура отраслевого образовательного кластера, представленная на рис. 1.



Рис. 1. Типовая структура отраслевого образовательного кластера

В Омске исторически сложились машиностроительный и нефтехимический научно-производственные комплексы, имеющие признаки кластеров; третий год проводится работа по формированию агропромышленного био-кластера фирмой «Титан-Агро» по производству этанола из растительного сырья; в сфере АПК и торговли формируется кластер, создаваемый Омским институтом РГТЭУ совместно с Омским аграрным университетом (ОмГАУ), включающий в свой состав профильные школы, колледжи торгово-экономической направленности, учебные центры и производителей сельхозпродукции из районов области, создаваемые торговые дома, обеспечивающие площадки для встречи сельхозпроизводителей, изготовителей сельхозтехники и других заинтересованных сторон. 
По решению Регионального совещания разработчиков, изготовителей и пользователей медицинской техники разработано и находится в стадии согласования «Соглашение о государственно-корпоративном партнёрстве по созданию кластера в области биомедицинских технологий и медицинской техники».
В настоящее время развитие здравоохранения в значительной мере зависит от диагностических и лечебных возможностей технических средств, (аппаратов, приборов, инструментов, оборудования и пр.). Наиболее эффективным направлением является использование физических и физико-химических методов комплексного воздействия различными видами энергии на ткани, органы и системы организма человека. Физические факторы открывают новые возможности и для лекарственной терапии, позволяя уменьшить дозу или вовсе отказаться от применения лекарственных средств.
В регионе имеется современная научная и техническая база, уникальные идеи, изобретения и разработки мирового уровня, творческий инженерный и медицинский потенциал, научные и биоинженерные школы, работающие в области био- и медицинского приборостроения, создающие ультразвуковую, озонгенерирующую, электромагнитную, криомедицинскую, лазерную и прочую аппаратуру, инструменты для хирургии, травматологии и ортопедии, медицинское оборудование общего назначения и пр.
В передовых промышленных странах мира наблюдается тенденция переориентации ряда отраслей на разработку новых методик и аппаратуры для создания экологически чистых технологий здравоохранения и жизнеобеспечения. В этой области разворачивается конкурентная борьба за приоритеты, а значит, и мировые рынки сбыта и потребления новой наукоёмкой продукции.
Отсутствие отрасли медицинского приборостроения, системы подготовки и переподготовки инженерных и медицинских кадров приводит к необходимости закупок и ремонта дорогостоящей импортной техники, к прогрессирующему отставанию соответствующих направлений отечественного здравоохранения и экономики.
Уровень достижений науки и технологий востребованных при производстве медицинских приборов и оборудования не уступает уровню необходимому для отраслей оборонно-промышленного комплекса, а затраты на разработку изделий медицинской техники их производство и сбыт, а также получаемые при этом прибыли приближаются к соответствующим показателям ОПК. В регионе имеется мощная производственная и технологическая база предприятий оборонного комплекса, которая может быть использована для развития отрасли медицинского приборостроения. При этом существует насущная потребность регионального и российского здравоохранения в техническом перевооружении лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений страны.
Создание кластера имеет свою предысторию. По инициативе областного совещания разработчиков, изготовителей и пользователей медицинской техники, проведённого экономическим комитетом Администрации Омской области 12 октября 1994 года, была разработана и утверждена постановлением Главы администрации (Губернатора) Омской области от 9 марта 1995 года № 124-п региональная программа развития медицинского приборостроения «Медприбор», которая достаточно успешно работала до настоящего времени и в рамках которой были разработаны и выпускались промышленностью около 40 изделий медицинской техники, в том числе аппараты типа «Тонзиллор», «Гинетон», «Кавитон», «Стоматон», «Аудиотон», «Озотрон», «Пролонг» и др. (разработчик НПП «Метромед»), криодеструкторы (разработчик НПК «Криомедицинские технологии»), низкочастотные электромагнитные диагностические и терапевтические устройства (ОНИИП), инструменты для хирургии, травматологии и ортопедии (НПП «Надежда), медицинское оборудование общего назначения (КБ «Полет») и т.д.
Задачами создаваемого кластера являются:
Укрепление и развитие сотрудничества в области создания новых биомедицинских технологий, а также разработки, производства и использования наукоёмкой, конкурентоспособной и импортозамещающей медицинской аппаратуры и оборудования.
Информационное, организационное, правовое, инфраструктурное и ресурсное обеспечение инновационного процесса формирования и развития отрасли медицинского приборостроения в Омской области.
Подготовка и переподготовка кадров и специалистов разного уровня и профессий, отвечающих потребностям инновационного развития отрасли медицинского приборостроения, эффективно использующих новую медицинскую технику и биомедицинские технологии на основе повышения качества профессионального образования с использованием новых информационных технологий, а также создания отвечающих требованиям развития отрасли современных учебно-лабораторных и учебно-производственных комплексов.
Создание престижа новой отрасли, повышение профессиональной квалификации персонала базовых организаций, привлечение молодёжи для работы в отрасли.
Популяризация и содействие широкому использованию в здравоохранении Омского региона и России в целом новых биомедицинских технологий и медицинской техники для диагностики, профилактики и лечения заболеваний в разных отраслях клинической медицины. 
Обмен информацией и принятие окончательных решений по важнейшим вопросам, включенным в Соглашение, обеспечение возможностей представителям Сторон принимать участие в рассмотрении всех вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе – обеспечении внутреннего арбитража, ресурсной и правовой поддержки в конфликтных ситуациях.
Формирование из представителей сторон Координационного Совета Кластера, выполняющего интегрирующие и координирующие функции, организующего и регулирующего совместные действия сторон.
Создание Агентства инноваций и современных технологий (АИСТ), обеспечивающего работы Кластера по маркетинговым исследованиям, патентованию, продвижению, сертификации и сбыту продукции, обслуживанию оборудования, юридическому сопровождению, привлечению финансирования.
Отраслевой образовательный кластер в сфере биомедицинских технологий и медицинского приборостроения – это научно-техническая и инвестиционно-производственная сетевая система, не имеющая юридического лица и постоянного членства, основанная на творческой инициативе и предприимчивости в сочетании с государственным регулированием, являющаяся составной частью инновационной экономики региона. 
Соглашение является документом, регулирующим отношения между сторонами и устанавливающим общие принципы проведения согласованной политики, направленной на развитие государственно-корпоративного партнерства в целях разработки, производства и использования в здравоохранении Омского региона и России вновь создаваемых высокоэффективных биомедицинских технологий и новой медицинской техники, усиления связей науки, образования, производства и здравоохранения населения.
Стороны и привлекаемые к деятельности Кластера на договорной или иной основе организации являются участниками Кластера, которые образуют структуру системы, осуществляют коммуникации и совместную деятельность в рамках Кластера. Участники Кластера, обеспечивающие координирующую деятельность, ведут Реестр участников Кластера, ежеквартально составляют информационные и отчётные материалы по установленной форме. Разработана и находится в стадии совершенствования структура создаваемого кластера биомедицинских технологий и медицинского приборостроения.
В рамках Межрегиональной ассоциации Сибирское соглашение (МАСС) разработана типовая структура Межрегионального инновационного консорциума, а также предложение по созданию кластера в области машиностроения (рис. 2). При этом используется алгоритм формирования кластера (рис. 3), разработанный Институтом социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда).



Рис. 2. Проект Омского машиностроительного кластера
(схема Г. Г. Гусельникова)



Рис. 3. Типовой алгоритм формирования кластера (схема Т. В. Усковой) 

При формировании кластеров может быть использован прекрасный опыт создания Алтайского биофармацевтического кластера в г. Бийске (рис. 4). 



Рис. 4. Проект Алтайского биофармацевтического кластера
(схема В. Г. Марачи)

С 2000 года (по результатам форума «СибТрансВуз-2000») в Омске разрабатывается и реализуется инновационная программа «Омский Локомотив-М» по реформированию предприятий ОПК в систему кластеров – сетей инновационных малых и средних предприятий с участием ведущих зарубежных фирм, реализующих лучшие мировые и собственные разработки омских предприятий и вузов. В 2005 году программа прошла конкурс Минэкономразвития РФ, благодаря чему в Омске появился Региональный бизнес-инкубатор (РБИ). 
В соответствии с механизмом создания кластера (П. И. Горбунов):
- создаётся Бизнес-инкубатор конструкторско-технологического типа;
- формируется Промышленно-инновационный парк с преференциями особой экономической зоны (ОЭЗ).
Вывод: В целях инновационного развития региональной экономики доказана перспективность создания кластеров – территориальных сообществ тесно связанных научных, инновационных, образовательных, отраслевых и управляющих организаций, развивающихся благодаря гибким системным связям, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, выполняющих роль зон роста внутреннего рынка и обеспечивающих эффективное социально-экономическое развитие территорий.

Библиографический список:
1. Идрисов А. Стратегия развития региона // Сайт Агентства  финансовой информации «Консультант». URL:  http://www.dinform.ru/newanalit
2. Лизунов В.В., Соловьев А.А., Ерофеев Ю.В. и др. Кластеры и кластерные стратегии: Монография. – Омск: Омское книжное изд-во, 2010. – 260 с. 
3. Лизунов В.В. Кластеры как форма инновационного развития региона // Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы: Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции (24 ноября 2009 г.). – Омск: НП «ЦМК», 2009. – С. 53-62.
4. Марача В.Г. Формирование кластеров как механизм территориальной самоорганизации и партнерства для реализации инновационной стратегии повышения конкурентоспособности // Высокие технологии – стратегия XXI века: Материалы конференции Десятого юбилейного международного форума «Высокие технологии XXI века» (21–24 апреля 2009 г.). – М.: ЗАО НПКФ «МаВР», 2009. – С. 507–510.
5. Марков Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России // Научный эксперт. – 2007. – № 4. URL: http://www.cluster-center.ru/about1.html
6. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
7. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. – 2003. – № 5.
 

Опубликовано:
Материалы второй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
3 декабря 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD