Одной из задач государства является регулирование общественных отношений с целью их упорядочения и совершенствования существующих правовых форм для удовлетворения интересов и потребностей различных социальных групп, а также поддержания условий существования самого общества. Расширение регулятивной деятельности государства в сфере экономики приобретает особую актуальность в наиболее сложные периоды её развития. В этом смысле необходимы новые подходы и методы воздействия, которые бы позволили изменить сложившуюся экономическую ситуацию и вывести национальную экономику на более высокий и продуктивный уровень развития.
На сегодняшний день одним из таких приоритетных направлений государственной политики является развитие инновационной деятельности, где государство в лице специально уполномоченных органов создает организационные, экономические и правовые условия для этой деятельности. Формирование и реализация государственной инновационной политики обусловлено необходимостью создания такой системы, которая бы позволила в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал нашей страны [1]. Осуществление данного направления происходит сегодня через различные целевые федеральные программы и проекты по поддержке инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры. В свою очередь, на уровне регионов также разрабатываются свои региональные и межрегиональные инновационные программы и проекты, направленные на оказание поддержки и стимулирование инновационной деятельности.
Деятельность государства, имеющая целью повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство, не нова для российской политики последних лет. В начале 90-х гг. ХХ в. в РСФСР уже существовал Инновационный совет при Председателе Совета министров РСФСР, который курировал развитие инновационной деятельности на территории нашей страны. При этом инновационная деятельность рассматривалась как внедренческая деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке [2]. Однако в силу различных политических, социально-экономических условий необходимого результата развитие такой деятельности не дало. В конце 90-х гг. ХХ в. вновь поднимается вопрос об актуальности и необходимости разработки на уровне государства инновационной политики, которая должна была стать мощным рычагом для преодоления спада в российской экономике, обеспечения её структурной перестройки и насыщения рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Сегодня инновационная деятельность рассматривается уже намного шире, так как включает в себя не только научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, но и подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг) [3]. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе за счёт оптимизации издержек при производстве товаров, работ и услуг повседневного спроса. Содержание инновационной деятельности определяет содержание и государственной политики в области развития инновационной системы, которая сегодня определяется как часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках [4].
Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяет Президент РФ на основе специального доклада Правительства РФ. Выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники, в соответствии с требованиями федерального законодательства должны осуществляться в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов [5]. При этом в качестве общественности необходимо привлекать не только представителей науки и государственных структур, но и бизнеса, для того чтобы те или иные разработки отвечали интересам всех участников инновационной деятельности – и государства, и субъектов предпринимательской деятельности. Одновременно здесь встаёт проблема развития новых организационно-правовых форм взаимоотношений между научными организациями и хозяйствующими субъектами, решение которой, возможно только через доступность форм и процедур такого сотрудничества. Кроме того, одним из важных факторов эффективности государственной политики является развитие общественного контроля за развитием и реализацией инновационной деятельности.
Одной из основ модернизационных процессов в экономике является развитие на всех уровнях государственно-частного партнёрства, которое выражается в совместном финансировании тех или иных инновационных проектов, при создании дополнительных государственных гарантий частным инвесторам таких проектов. Целью развития государственно-частного партнёрства является объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности на территории России на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
Другим важным направлением политики государства является развитие человеческого потенциала, через увеличение и стимулирование трудовых ресурсов. Содержанием данного направления является моральное и финансовое стимулирование субъектов инновационной деятельности, защита их интересов, кадровая и ресурсная обеспеченность.
Таким образом, обеспечение поставленных целей невозможно только директивными методами государства, здесь необходимы постоянные дискуссии и иные формы взаимодействия представителей науки, власти и бизнеса. Только последовательные и взаимосвязанные мероприятия, основанные на согласовании интересов всех участников инновационной системы, позволят обеспечить необходимый результат.