Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.09.27 · 21:00 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2009 — Шевелёва А.А. — Государственное регулирование инновационной деятельности
.


Шевелёва 
Анжелика Аркадьевна
кандидат исторических наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса
ГОУ ВПО «Омская академия МВД России»








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
24 ноября 2009 года

Государственное регулирование 
инновационной деятельности 

Одной из задач государства является регулирование общественных отношений с целью их упорядочения и совершенствования существующих правовых форм для удовлетворения интересов и потребностей различных социальных групп, а также поддержания условий существования самого общества. Расширение регулятивной деятельности государства в сфере экономики приобретает особую актуальность в наиболее сложные периоды её развития. В этом смысле необходимы новые подходы и методы воздействия, которые бы позволили изменить сложившуюся экономическую ситуацию и вывести  национальную экономику на более высокий и продуктивный уровень развития. 
На сегодняшний день одним из таких приоритетных направлений государственной политики является развитие инновационной деятельности, где государство в лице специально уполномоченных органов создает организационные, экономические и правовые условия для этой деятельности. Формирование и реализация государственной инновационной политики обусловлено необходимостью создания такой системы, которая бы позволила в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал нашей страны [1]. Осуществление данного направления происходит сегодня через различные целевые федеральные программы и проекты по поддержке инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры. В свою очередь, на уровне регионов также разрабатываются свои региональные и межрегиональные инновационные программы и проекты, направленные на оказание поддержки и стимулирование инновационной деятельности.
Деятельность государства, имеющая целью повышение эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в производство, не нова для российской политики последних лет. В начале 90-х гг. ХХ в. в РСФСР уже существовал Инновационный совет при Председателе Совета министров РСФСР, который курировал развитие инновационной деятельности на территории нашей страны. При этом инновационная деятельность рассматривалась как внедренческая деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до реализации их в виде готового товара на рынке [2]. Однако в силу различных политических, социально-экономических условий необходимого результата развитие такой деятельности не дало. В конце 90-х гг. ХХ в. вновь поднимается вопрос об актуальности и необходимости разработки на уровне государства инновационной политики, которая должна была стать мощным рычагом для преодоления спада в российской экономике, обеспечения её структурной перестройки и насыщения рынка разнообразной конкурентоспособной продукцией.
Сегодня инновационная деятельность рассматривается уже намного шире, так как включает в себя не только научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, но и подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг) [3]. Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе за счёт оптимизации издержек при производстве товаров, работ и услуг повседневного спроса. Содержание инновационной деятельности определяет содержание и государственной политики в области развития инновационной системы, которая сегодня определяется как часть государственной научно-технической и промышленной политики, представляющая собой совокупность осуществляемых государством социально-экономических мер, направленных на формирование условий для развития производства конкурентоспособной инновационной продукции на базе передовых достижений науки, технологий и техники и повышение доли такой продукции в структуре производства, а также системы продвижения и реализации продукции и услуг на отечественном и мировом рынках [4].
Основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяет Президент РФ на основе специального доклада Правительства РФ. Выбор приоритетных направлений развития науки и техники, разработка рекомендаций и предложений о реализации научных и научно-технических программ и проектов, об использовании достижений науки и техники, в соответствии с требованиями федерального законодательства должны осуществляться в условиях гласности, с использованием различных форм общественных обсуждений, экспертиз и конкурсов [5]. При этом в качестве общественности необходимо привлекать не только представителей науки и государственных структур, но и бизнеса, для того чтобы те или иные разработки отвечали интересам всех участников инновационной деятельности – и государства, и субъектов предпринимательской деятельности. Одновременно здесь встаёт проблема развития новых организационно-правовых форм взаимоотношений между научными организациями и хозяйствующими субъектами, решение которой, возможно только через доступность форм и процедур такого сотрудничества. Кроме того, одним из важных факторов эффективности государственной политики является развитие общественного контроля за развитием и реализацией инновационной деятельности.
Одной из основ модернизационных процессов в экономике является развитие на всех уровнях государственно-частного партнёрства, которое выражается в совместном финансировании тех или иных инновационных проектов, при создании дополнительных государственных гарантий частным инвесторам таких проектов. Целью развития государственно-частного партнёрства является объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности на территории России на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
Другим важным направлением политики государства является развитие человеческого потенциала, через увеличение и стимулирование трудовых ресурсов. Содержанием данного направления является моральное и финансовое стимулирование субъектов инновационной деятельности, защита их интересов, кадровая и ресурсная обеспеченность.
Таким образом, обеспечение поставленных целей невозможно только директивными методами государства, здесь необходимы постоянные дискуссии и иные формы взаимодействия представителей науки, власти и бизнеса. Только последовательные и взаимосвязанные мероприятия, основанные на согласовании интересов всех участников инновационной системы, позволят обеспечить необходимый результат.
___________________________
[1] Постановление Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 «О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы» // СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.
[2] Письмо Министерства финансов РСФСР от 14 мая 1991 года № 16/135В «Об инновационных (внедренческих) сферах деятельности» // СПС «Консультант Плюс».
[3] И. Ершова Предпринимательское право. [Электронный ресурс]. http://www.inventech.ru/lib/pravo/pravo-0174/.
[4] Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. Правительством РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7) // СПС «Консультант Плюс».
[5] Федеральный закон РФ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (в ред. от 02.08.2009 № 217-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
24 ноября 2009 года, г. Омск

 
 
Автор : Шевелёва Анжелика Аркадьевна  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD