Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.14 · 20:40 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2008 — Жайворонок А.В., Панов С.Л. — Взаимодействие стран СНГ по защите прав интеллектуальной собственности
.


Жайворонок
Артем Викторович 
адъюнкт, преподаватель кафедры криминологии  
ГОУ ВПО «Омская академия МВД России»

Панов
Сергей Леонидович

кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии 
ГОУ ВПО «Омская академия МВД России»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Взаимодействие стран СНГ 
по защите прав интеллектуальной собственности

Тесное взаимодействие государств-участников СНГ имеет большое значение не только для расширения и укрепления торгово-экономических связей между государствами, но и для осуществления совместных мер по защите прав потребителей и производителей от реализации продукции, изготавливаемой с нарушением прав интеллектуальной собственности.
Для России необходимость расширения и углубления международного сотрудничества по защите прав интеллектуальной собственности (далее – ИС) обусловлена рядом причин:
- быстрым развитием интеграционных процессов в мире, а также расширением политических, экономических, культурных, гуманитарных и иных связей между странами;
- приоритетным направлением внешней политики России, ориентированным на обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества (в рамках СНГ) задачам национальной безопасности страны;
- актуализацией дальнейшего развития правовой базы как основы надежной защиты прав и законных интересов граждан, а также соблюдением международно-правовых обязательств Российской Федерации (в составе СНГ) в сфере борьбы с экономической преступностью;
- восстановлением и совершенствованием хозяйственных связей между субъектами предпринимательской деятельности стран СНГ, нарушенные с распадом СССР;
- проведением работы по сближению законодательства стран СНГ в части урегулирования межгосударственного движения товаров и услуг (включая законодательство о качестве и стандартизации товаров и услуг);
- межрегиональным и межгосударственным индустриальным характером оборота контрафактной и фальсифицированной продукции;
- статистикой, подтверждающей, что значительная часть контрафактных товаров (как российских, так и иностранных) производится в ближнем зарубежье;
- отсутствием фактического контроля над ввозом и использованием высококлассного оборудования (в том числе полиграфического), с помощью которого преступники изготавливают продукцию с нарушением прав ИС по широкой номенклатуре товаров;
- упрощением порядка въезда и выезда за пределы РФ, пограничного и таможенного контроля, вследствие чего в страну ввозится для сбыта значительное количество контрафактной продукции.

В настоящее время налаживание и развитие экономического международного сотрудничества – одна из главных задач для всех стран СНГ, в том числе в сфере создания эффективной комплексной системы противодействия обороту товаров, изготовленных с нарушением прав ИС.
Для координации совместных действий по предупреждению и пресечению оборота контрафактных товаров, а также фактов применения методов недобросовестной конкуренции государства-участники СНГ организуют сотрудничество по следующим направлениям:
- разработка и соблюдение законодательства об интеллектуальной собственности, а также использование в правоприменительной практике четких, прозрачных, предсказуемых процедур и руководящих принципов;
- приведение национальных законодательств в соответствие с международными стандартами в области охраны и защиты прав ИС;
- наращивание совместных усилий по обнаружению, пресечению продажи и распространения контрафактной продукции посредством сети Internet, а также по сокращению пиратства в режиме on-line;
- улучшение координации стратегий по борьбе с преступлениями в сфере торговли контрафактной продукцией и интеллектуального «пиратства», а также повышение согласованности действий между правоохранительными органами, включая совместный анализ рисков;
- сотрудничество с партнерами из стран СНГ по обмену опытом в сфере обучения персонала и оказания технического содействия для достижения общих целей;
- выявление и пресечение фактов использования товарных знаков третьими лицами в нарушение прав владельцев;
- взаимовыгодное проведение мероприятий по предупреждению, пресечению, выявлению и раскрытию правонарушений и преступлений в области интеллектуальной собственности;
- предупреждение проникновения через таможенные границы на территории стран СНГ товаров, изготовленных и реализуемых с нарушением прав интеллектуальной собственности;
- создание общей информационной базы данных по правонарушениям в области интеллектуальной собственности с перечислением субъектов, имеющих доступ к ней;
- обмен информацией для пресечения использования каких-либо средств при обозначении товара, указывающего отличное от истинного места происхождения товара, вводящего в заблуждение потребителей в отношении географического происхождения товара;
- оперативно-розыскное, справочное и криминалистическое информирование о конкретных фактах, событиях, лицах, причастных к производству и реализации товаров, нарушающих право ИС;
- оказание взаимной помощи в создании, функционировании и взаимодействии электронных средств связи, обеспечивающих работу компетентных органов;
- проведение совместных научных исследований, семинаров и симпозиумов по обмену опытом в организации работы, использовании современных форм, методов и научно-технических средств при выявлении и пресечении фактов изготовления и сбыта контрафактных товаров;
- участие в совместных разработках новых уголовно-правовых мер борьбы с оборотом товаров, изготовленных с нарушением прав ИС;
- создание рабочих групп и обмен экспертами по вопросам, возникающим в процессе сотрудничества;
- предоставление по запросам сторон нормативных актов, регламентирующих какой-либо вид деятельности в области интеллектуальной собственности;
- обмен учебной, методической и специальной литературой;
- углубление межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ в области стандартизации, метрологии и сертификации продукции.

Многие направления возможного сотрудничества стран-участниц СНГ в борьбе с незаконным оборотом различных видов товаров успешно реализуются в конкретных двухсторонних и многосторонних договорах и соглашениях.
Так, в 2006 году девять ведущих фармацевтических ассоциаций стран СНГ и Межгосударственная комиссия по стандартизации, регистрации и контролю за качеством лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники государств-участников СНГ подписали Декларацию о сотрудничестве, которая определила основные принципы взаимодействия стран-участниц внутри некоммерческого проекта «Фармсодружество». Цель – создание единого пространства, позволяющего представителям фармацевтической отрасли обмениваться опытом, вырабатывать стратегии взаимодействия с правительствами и способствовать становлению цивилизованного фармацевтического рынка без контрафакта.
Ежегодно проходят заседания Совместной рабочей комиссии государств-участников Соглашения о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности, где рассматриваются проблемы гармонизации законодательства СНГ в сфере охраны прав ИС, вопросы урегулирования ситуаций с обозначениями, которые длительное время использовались на территории СССР многими производителями для маркировки своей продукции независимо друг от друга, а также проблемы определения приоритетов в борьбе с контрафактной продукцией и др.
В условиях технического прогресса и жесткой конкуренции неизбежно возникают как новые формы сотрудничества, так и различные конфликтные ситуации. Все это потребует формирования защитных механизмов: эффективных правовых и организационных институтов. Отметим, что взаимоотношения государств-участников СНГ строятся на прагматичной, взаимовыгодной основе, это отвечает их национальным интересам, и общему стремлению соответствовать реалиям времени.
Таким образом, укрепление международных связей России с мировым сообществом в целом и со странами СНГ в сфере защиты ИС должно происходить в направлении существенного сокращения мировой торговли контрафактной и фальсифицированной продукцией, а также организации совместной борьбы против транснациональных сетей, способствующих незаконной торговле. 

Литература:
1. Максичева М. Интеллектуальное пиратство как транснациональное преступление // Международное публичное и частное право. – 2007. – № 3.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Панов Сергей Леонидович  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD