OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 23:59 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2008 — Лизунов В.В. — О реализации Закона Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области» (часть 2)
.


Лизунов
Владимир Васильевич  
кандидат физико-математических наук,
директор Омского научно-образовательного комплекса (ОНОК),
доцент кафедры «Менеджмент и маркетинг»
Омского института (филиала) ГОУ ВПО
«Российский государственный торгово-экономический университет»,
заместитель председателя Совета Омского Дома учёных








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инфраструктура инновационной деятельности»
4 декабря 2008 года

О реализации Закона Омской области 
«Об инновационной деятельности 
на территории Омской области»

(часть 2)

4. Программа «Омский локомотив». 

С 2000 года (в результате проведенных маркетинговых и научно-технических исследований) общественными научными организациями совместно со специалистами Правительства Омской области была разработана Концепция Омской модели инновационно-индустриального стратегического развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества, шифр «Омский локомотив». Основой Концепции является диверсификация предприятий Омского оборонно-промышленного комплекса в интересах развития транспорта, аграрного машиностроения, ЖКХ и других отраслей. При формировании подпрограмм Концепции использовался принцип модульного построения агрегатов и систем различного назначения, характерного для современного машиностроения мирового уровня, при котором обеспечивается круглогодичная эксплуатация в различных отраслях энергоплатформ с навесным оборудованием, последовательная модернизация отдельных модулей с использованием инновационных технологий. 
Концепция прошла экспертизу в том числе в Госдуме, в Совете Федерации и Правительстве РФ, постоянно модернизировалась под различные инвестиционные источники, включая федеральные целевые программы. В 2005 году она победила в конкурсе Минэкономразвития России, на основании чего был создан «Омский региональный бизнес-инкубатор», открытый в октябре 2006 года.
После проведения экспертизы Концепции в Федеральном Агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и посещения г. Омска в ноябре 2006 года руководством РосОЭЗ было сделано предложение Омскому региону стать пилотной территорией по созданию Промышленно-инновационного парка как базы для создания Омской особой экономической зоны, на основе наличия в регионе крупного многоотраслевого инженерного и промышленного потенциала, достигнутых результатов в темпах строительства жилья, выгодного географического положения для формирования мультимодальных транспортных коридоров, а также центров инновационного обучения и трансфера технологий. 
При этом учитывалось наличие зарубежных инвестиционно-технологических партнёров из таких развитых стран как Германия, Япония, Белоруссия, Чехия, Сингапур и др. В настоящее время формируются резидентские программы таких организаций как: ОмГУПС, СибАДИ, НП «Омсельмаш», НП «Омскагрострой», ГУП Центр «Транспорт», ОАО Концерн «Суперкомпозит» (Москва), Омский НИИ приборостроения (ОНИИП), ПО «Иртыш», ПО «Полёт», Омский институт РГТЭУ и др., являющихся инновационными организациями промышленности, малоэтажного строительства, аграрного и инженерного машиностроения, железнодорожного и автомобильного транспорта, отраслевой науки и высшего образования.
Одной из базовых площадок парка была предварительно определена территория на ПО «Полёт», которое по Указу Президента РФ теперь вошло в состав объединения имени Хруничева (Москва). Другую площадку предлагается разместить в рамках ПО «Иртыш».
Разработан ряд инвестиционных проектов в областях: ракетно-космической техники, индустриального коттеджного домостроения, аграрного и универсального машиностроения, железнодорожного машиностроения, приборостроения, альтернативной энергетики, мультимодальной транспортной системы, новых конструкционных и отделочных строительных материалов и строительных технологий, экологии водных систем и нефтегазодобывающего оборудования, а также проекты реконструкции основных цехов ПО «Полет» с применением немецких и японских технологий нового поколения, в том числе – литейного, кузнечного, штамповочного, инструментального, сборочно-сварочного, механообрабатывающего, резино-пластмассового, контрольно-испытательного, термообрабатывающего цехов.

5. Съезд инженеров Сибири в г. Омске. 

20-21 марта 2008 года в Омске был проведен II Съезд инженеров Сибири, который поддержал омские инновационные инициативы и принял Резолюцию съезда и Обращение участников II Съезда инженеров Сибири к Президенту Российской Федерации. Съезд поддержал создание Восточного отделения Высшего инженерного совета (ВИС) России для осуществления программ по интенсификации инновационной деятельности в регионах Сибири и Дальнего Востока с центром в г. Омске. 
Участники Съезда считают необходимым утвердить на правительственном уровне Концепцию развития инженерно-инновационного дела в стратегически важных регионах Сибири и Дальнего Востока. Эта Концепция будет основой для формирования национальной инженерно-инновационной системы, которая должна предусматривать выработку эффективных решений на федеральном и региональном уровне, в том числе:
1. Завершение разработки и принятие Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в Российской Федерации», обеспечивающего создание необходимых для инновационного развития экономики страны условий, включая активизацию инновационной деятельности и льготное налогообложение;
2. Разработку Федерального закона «Об инженерной деятельности и статусе инженера в Российской Федерации», предусматривающего осуществление кардинальных мер, направленных на устранение явного противоречия между низким статусом инженеров в российском обществе и той ключевой ролью, которая им должна быть отведена в решении назревших проблем экономики страны;
3. Создание системы региональных инновационных центров, направленных на реализацию научно-технической, технологической и экономической политики; 
4. Разработку и принятие концепции региональных интегрированных территорий (кластеров) развития, перевод региональной экономики на инновационный путь; 
5. Создание правовых и экономических условий для становления и широкого развития национального венчурного бизнеса, как важнейшего системообразующего компонента инновационной экономики;
6. Разработку системы экономической, юридической, информационной поддержки и продвижения плодотворных инновационных идей – от их выявления и патентования, до разработки конструкторской документации и подготовки к серийному производству; 
7. Разработку и внедрение методологии отбора и всемерной поддержки системообразующих технологий, то есть технологий, изменяющих и обеспечивающих развитие системы производства одновременно в ряде отраслей экономики;
8. Принятие федеральной целевой программы «Научные, педагогические и инженерные кадры инновационной России», предусматривающей меры по привлечению молодежи в сферу науки, инженерного дела, образования и закреплению ее в этой сфере; 
9. Сочетание системных и программно-целевых методов инновационного развития на основе межрегиональной и межотраслевой кооперации предприятий и территориальной специализации, создание структур и механизмов, обеспечивающих управление реализацией крупных целевых проектов;
10. Придание Высшему инженерному Совету и Российской инженерной академии государственного статуса.
Разрабатываются такие масштабные инновационные проекты как «Сибирское машиностроение» и «Промышленно-инновационный парк «Омский локомотив - М». Интеграция указанных проектов с инвестиционной программой «Урал промышленный - Урал полярный», позволит создать на территории Западно-Сибирского экономического района эффективную модель ускоренного социально-экономического развития восточных регионов России в рамках формируемой национальной инженерно-инновационной системы. 
Участники Съезда просят поддержать предлагаемый масштабный эксперимент по приданию Западной Сибири статуса особой экономической зоны с учетом мирового опыта формирования национальных инновационных систем, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, развития малого и среднего инновационно-технологического предпринимательства [7].

6. Решения Совета по инновационной деятельности при Мэре г. Омска. 

Творческим коллективом Омского Дома ученых совместно со специалистами администрации г. Омска в период с 1999 по 2002 гг. была разработана «Концепция стратегического развития города Омска», основанная на инновационных подходах [8]. 5 декабря 2002 года Концепция была рассмотрена и одобрена на региональной научно-практической конференции с участием Администрации (Правительства) Омской области [9]. В последние годы активную работу осуществляет Совет по инновационной деятельности при Мэре г. Омска. Программа «Омский локомотив-М» была рассмотрена Советом 28 февраля 2007 года (доклад П. И. Горбунова), а также 19 июня 2008 года и было принято следующее  Решение:
«1. Принять к сведению информацию о выполнении Решения Совета по инновационной деятельности при Мэре города Омска от 28 февраля 2007 года № 1.
2. Одобрить деятельность ОмскОРосСНИО (Председатель П. И. Горбунов, член Совета по инновационной деятельности при Мэре города Омска) по продвижению проекта на федеральном и международном уровне.
3. Отметить особую актуальность создания трансмеридиального инновационного коридора на территории Западной Сибири, включающего в себя транспортно-энергетическую инфраструктуру инвестиционного проекта от Уральского федерального округа «Урал промышленный - Урал полярный» и комплексную инфраструктуру мультимодального скоростного транспортного коридора Межрегиональной инновационной программы «Омский Локомотив - М» от Сибирского федерального округа.
4. Доработать совместно с представителями Администрации города Омска проект «Омский промышленно-инновационный парк – база инновационного развития Омского региона» с целью его презентации на мероприятиях, проводимых в России и за рубежом, а также в Министерстве экономического развития РФ – в рамках представления инвестиционных проектов, разработанных к 300-летию основания города Омска.
5. Поддержать идею проведения в городе Омске II Съезда инженеров России [10]».
Наиболее эффективной формой организации региональной экономики в настоящее время является кластерная политика и формирование территориальных кластеров – групп географически соседствующих взаимосвязанных компаний (производителей, поставщиков и др.) и связанных с ними организаций (образовательных учреждений, органов государственного управления, институтов инфраструктуры), действующих в определенной сфере и взаимодополняющих друг друга. В Омске прорабатываются вопросы формирования ряда технологических и образовательных кластеров. 
Перспективы хорошие. Надо только скоординировать и успешно реализовать соответствующую деятельность.

(См. начало доклада: часть 1)

Список литературы:
1. Закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области» от 13 июля 2004 года № 527-ОЗ. 
2. Нестеренко Ю. Мировой опыт формирования национальных инновационных систем и проблемы России // Проблемы теории и практики управления. – 2006. - № 1. – С. 81-87.
3. Закон Омской области «О государственном регулировании в сфере научной деятельности и научно-технической политики в Омской области» от 6 января 2000 года № 226-ОЗ.
4. Карпов В.В., Лизунов В.В. О динамике социально-экономических полисистем и инновационной инфраструктуре // Мат-лы V Междунар.научно-технич.конференции «Динамика систем, механизмов и машин» (16-18 ноября 2004 г.). Книга 4. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004. – С. 20-30. 
5. Лизунов В.В. Об истории и проблемах региональной научно-технической и инновационной политики // Инновации в экономике Омской области: перспективы и пути развития. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 8 июня 2004 г. – Омск: Правительство Омской области, 2004. – С. 37-45.
6. Лизунов В.В., Карпов В.В., Горбунов П.И. Инновационная инфраструктура – основа регионального развития // Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. – Омск: Омская академия МВД России, 2008. – С. 83-85. 
7. Резолюция и Обращение участников II Съезда инженеров Сибири к Президенту Российской Федерации. – Омск, 20-21 марта 2008 г.
8. Карпов В.В., Колоколов А.А., Лебедев В.М., Лизунов В.В. и др. Концепция стратегического развития города Омска. – Омск: Администрация города Омска, 2002. – 100 с.
9. Материалы научно-практической региональной конференции «Омск: стратегия развития города» (5 декабря 2002 г.). – Омск: Администрация города Омска, 2003. – 104 с.
10. Решение «Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска» от 19 июня 2008 года № 3.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инфраструктура инновационной деятельности» 
4 декабря 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Лизунов Владимир Васильевич  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD