Важнейшим условием развития является высокая инновационная активность на всех уровнях управления (общественном, государственном, предпринимательском), а также наличие эффективной инновационной инфраструктуры, которая становится базовой составляющей современного общества, фундаментом экономики. Инновационная инфраструктура представляет собой совокупность взаимосвязанных общественных и производственных институтов (организационно-управляющих и конструкторско-технологических систем, предпринимательских структур, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, отдельных ученых и изобретателей), необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности [1, 81-87].
В июле 2004 года был принят закон Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области», наметивший региональную политику исходя из «социальной значимости инновационной деятельности и ее определяющего влияния на уровень и темпы развития рынка товаров и услуг, обеспечивающих приток финансовых и материальных ресурсов в экономику Омской области».
11 апреля 2007 года Постановлением Правительства Омской области № 43-п была принята Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года. Решено разработать концепцию целевой программы «Развитие инновационной инфраструктуры Омской области до 2015 года».
В результате проведенных маркетинговых и научно-технических исследований была разработана Концепция Омской модели инновационно-индустриального стратегического развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества (шифр – «Омский локомотив»). Основой Концепции является диверсификация предприятий Омского оборонно-промышленного комплекса в интересах развития транспорта, аграрного машиностроения, ЖКХ и других отраслей. При формировании подпрограмм Концепции использовался принцип модульного построения агрегатов и систем различного назначения, характерный для современного машиностроения мирового уровня, при котором обеспечивается круглогодичная эксплуатация в различных отраслях энергоплатформ с навесным оборудованием, последовательная модернизация отдельных модулей с использованием инновационных технологий.
После проведения экспертизы документа в Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и посещения г. Омска в ноябре 2006 года, руководством РосОЭЗ нашему региону было сделано предложение стать пилотной территорией по созданию промышленно-инновационного парка как базы для создания Омской особой экономической зоны, на основе наличия в регионе крупного многоотраслевого инженерного и промышленного потенциала, достигнутых результатах в темпах строительства жилья, выгодного географического положения для формированию мультимодальных транспортных коридоров, а также центров инновационного обучения и трансфера технологий. При этом учитывалось наличие зарубежных инвестиционно-технологических партнеров – таких развитых стран, как Германия, Япония, Белоруссия, Чехия, Сингапур и др. В течение 2006 года формировались резидентские программы: ОмГУПС, СибАДИ, НП «Омсельмаш», НП «Омскагрострой», ГУП Центр «Транспорт», ОАО Концерн «Суперкомпозит» (Москва), Омского НИИ приборостроения (ОНИИП), ПО «Иртыш», ПО «Полёт», Омского института РГТЭУ и др., являющихся инновационными организациями промышленности, малоэтажного строительства, аграрного и инженерного машиностроения, железнодорожного и автомобильного транспорта, отраслевой науки и высшего образования.
Одной из базовых площадок парка предварительно определена территория на ПО «Полет», которое по Указу Президента РФ вошло в состав объединения им. Хруничева (Москва). Другую площадку предлагается разместить в рамках ПО «Иртыш», готовящегося стать частью федерального холдинга.
Разработан ряд инвестиционных проектов в областях: ракетно-космической техники, индустриального коттеджного домостроения, аграрного и универсального машиностроения, железнодорожного машиностроения, приборостроения, альтернативной энергетики, мультимодальной транспортной системы, новых конструкционных и отделочных строительных материалов и строительных технологий, экологии водных систем и нефтегазодобывающего оборудования, а также проекты реконструкции основных цехов ПО «Полет» с применением немецких и японских технологий нового поколения.
Основной проблемой в развитии научно-технических и инновационных процессов региона следует считать отсутствие координирующей организации под эгидой Правительства Омской области, обладающей ресурсами для формирования баз данных, разработки комплексных программ и проектов, привлечения инвестиций, обеспечения системной деятельности в этой области (системного оператора Омского технопарка). В условиях активизации российской научно-технической и инновационной региональной политики эта проблема, по нашему мнению, требует незамедлительного решения.