OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 18:58 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Управление
2008 — Коробов А.А. — Синергетика процесса освоения потенциала интеллектуальной собственности на предприятиях наукоёмкого сектора
.


Коробов
Алексей Александрович
кандидат экономических наук,
преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин
ГОУ ВПО «Орловский юридический институт МВД России»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Синергетика процесса освоения 
потенциала интеллектуальной собственности 
на предприятиях наукоёмкого сектора

Одна из основных идей управления интеллектуальной собственностью (далее ИС) – более эффективное использование уже существующего знания, распространение имеющегося эффективного опыта. В ее реализации используются следующие подходы:
- хранение, оценка, распределение и использование таких активов, как авторские права, патенты, лицензии;
- сбор, организация и распространение невещественного знания (ноу-хау, индивидуальный опыт, инновационные решения и пр.);
- создание в организации соответствующей корпоративной культуры и интерактивной среды для обучения, в рамках которой люди передают опыт, делятся полученными навыками и способствуют возникновению нового знания.
Полагаем, что при реализации того или иного подхода следует избегать излишней технократичности. Целесообразней применять не только постоянное наращивание информационной базы, но и создание свободного доступа к ней со стороны сотрудников и партнеров предприятия в рамках командной работы над общими знаниями.
В последнее время многие западные фирмы стали вводить в штат организаций специальную должность: директор по управлению знаниями. Например, McKincey – это директор по знаниям, в Scandia – директор по интеллектуальному капиталу, в Buckman Labs – директор по передаче знаний, в Dow Chemical – директор по интеллектуальным активам. Несмотря на разные названия, обязанности этих управляющих во многом сходны, они должны:
- создавать и применять инфраструктуру передачи знаний, включая библиотеку, базы знаний, компьютерные сети, исследовательские центры, оргструктуру, ориентированную на знания;
- управлять отношениями с внешними поставщиками информации и знаний;
- содействовать процессу создания новых знаний в рамках стратегического планирования, маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и воплощению их в новых продуктах и технологиях; измерять величину IQ  и содействовать его увеличению;
- управлять персоналом в сфере менеджмента знаний;
- формировать и реализовывать стратегию в сфере менеджмента знаний.
Учитывая сложность объекта управления, недостаточно иметь на предприятии директора по знаниям и группу подчиненных ему сотрудников. Согласно современным концепциям управления это должна быть отлично организованная, сплоченная команда, в которой создана благоприятная, благожелательная психологическая атмосфера.
Полагаем, что современному предприятию целесообразно для ускорения освоения потенциала ИС создать в рамках системы управления знаниями ряд управленческих структур, способствующих продвижению и освоению новшества, начиная с момента его  зарождения и заканчивая выводом новшества на рынок. На начальном этапе возникновения новшества желательно создать собственную команду генерирования ИС:  так называемый клуб думающих инженеров, т. е. ведущих специалистов в той или иной сфере деятельности предприятия, способных к проявлению творческой и рационализаторской мысли.
Подобные подразделения уже существовали во времена СССР в системе заводской науки в виде бюро рационализации, однако в период трансформации экономики подверглись сокращению. 
Особую актуальность в настоящее время приобретает идея возрождения системы научно-производственных объединений, где отношения строятся не на системе планово-обязательных мероприятий, а на контрактной и взаимовыгодной основе. Допустим, к освоению того или иного проекта подключается группа ученых-разработчиков, это снизит затраты на подготовку работников предприятия, адаптацию их к новой технологии, позволит все возникшие проблемы решать в последней инстанции. Ученые получают возможность претворения своих идей в жизнь, участвуя в прибылях, предусмотренных авторским и патентным правом. Предприятие получает реальную возможность избежать ненужных проволочек в освоении новых технологий.
Таким образом, еще один значительный ресурс ускорения освоения потенциала ИС скрыт в своеобразном тройственном союзе, который позволяет объединить научные подразделения институтов, производителей, маркетологов и инвесторов.
Это косвенно подтверждается природой объектов интеллектуальной собственности, в том числе – неотчуждаемостью интеллектуального продукта от его создателя. 
Считаем, что на таких взаимовыгодных условиях должна формироваться и собственная команда продвижения ИС, что не исключает, а подразумевает активное участие представителей отраслевой науки в процессе освоения потенциала ИС. Руководству целесообразнее сформировать центры ответственности, т. е. назначать лиц, ответственных за внедрение ИС (специалистов в области внедрения объекта ИС и специалистов в области управления).

Схема 1.

Состав команды продвижения интеллектуальной собственности
 


1 – менеджеры по ИС
2 – менеджеры производства 
3 – специалисты в области внедрения 



Ядром команды (схема 1) служат менеджеры по ИС – их состав постоянный, второй уровень – менеджеры производства – начальники участков, цехов, производств, вспомогательных подразделений – эта группа больше подвержена изменениям в соответствии с этапами продвижения, и, наконец, специалисты в области внедрения изобретения – в данную категорию могут входить специалисты из внешней среды предприятия (научных учреждений, юристы, профессиональные оценщики и т. д.). При этом специалисты могут корректировать процесс освоения, активно взаимодействуя с другими участниками команды продвижения.
Достоинствами предложенной нами команды являются динамичность, адаптивность, открытость, гибкость. Эта структура позволит привлекать работников (за исключением менеджеров по ИС) без отрыва от основной деятельности, активно взаимодействовать с внешней средой предприятия, используя опыт, накопленный в данной сфере, а также осуществлять поддержку новшества на всех этапах освоения ИС (схема 2).

Схема 2.

Взаимодействие команды продвижения 
с другими подразделениями в процессе освоения потенциала 
интеллектуальной собственности



Для усиления консолидации между бизнесом и наукой целесообразно создание площадок для двустороннего обмена, которое можно провести на основе следующих форм: кооперативные площадки; полузакрытые клубы; журналы особой престижности для научных работников, ушедших в бизнес. 


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Коробов Алексей Александрович  —  Каталог : Экономика. Управление
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD