Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 03:28 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2011 — Слесарюк Н.В. — Патентовать нельзя засекретить. Где поставить запятую?
.


Слесарюк 
Наталья Владимировна
юрисконсульт
Омской Геральдической Коллегии,
преподаватель кафедры гражданского права
НОУ ВПО «Омский юридический институт»







Патентовать нельзя засекретить.
Где поставить запятую?

В настоящее время многие предприниматели начинают задумываться над тем, что интеллектуальная собственность может подчас цениться выше, чем материальные объекты. Патент предоставляет монопольное право на использование новшества, что может принести правообладателю немалые дивиденды. С осознанием степени значимости интеллектуальной собственности в нашей жизни перед изобретателями и работодателями стал более острым вопрос защиты своих интеллектуальных прав. Сегодня изобретение можно защитить, либо запатентовав его в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатенте), либо принять меры к его охране с помощью введения режима коммерческой тайны – охранять как ноу-хау (секрет производства). Попытаемся разобраться, когда же стоит патентовать разработку, а когда ее стоит засекретить, поскольку и у того, и другого способа охраны есть как свои плюсы, так и минусы.
Итак, изобретение – это техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств) (ст. 1350 Гражданского кодекса РФ). «Малым изобретением» называют полезную модель – техническое решение, относящееся к устройству (ст. 1351 ГК РФ). Чтобы запатентовать какое-либо техническое решение, необходимо, что оно было патентоспособным – то есть обладало совокупностью свойств технического решения, без наличия которых такое решение не подлежит правовой охране, так как не может быть признано изобретением или полезной моделью. Изобретение должно быть новым, промышленно применимым и иметь изобретательский уровень. Для полезной модели наличия изобретательского уровня не требуется. Эти объекты охраняются только после прохождения процедуры патентования.
В отличие от изобретений, для охраны секрета производства (ноу-хау) прохождения никакой государственной процедуры по получению охраны не требуется, достаточно в отношении него ввести режим коммерческой тайны, что представляет собой ряд мероприятий по засекречиванию объекта.
Под ноу-хау понимается информация, имеющая потенциальную коммерческую ценность в силу того, что к ней нет свободного доступа. Это могут быть сведения любого характера: производственные, технические, экономические, организационные и другие (ст. 1465 ГК РФ). Соответственно, даже непатентноспособные разработки могут принести организации деньги, если их скрыть. Самый известный пример удачно засекреченного изобретения – рецепт напитка, изготовляемого компанией «Кока-кола», который вот уже более ста лет приносит своим правообладателям хороший доход. Секрет не разглашается даже при заключении договоров коммерческой концессии, порошок для приготовления напитка привозят готовым, остается только развести его водой. Успешен и пиар-ход компании – благодаря такой таинственности интерес к рецепту только подогревается.
Плюсом выбора такого способа охраны интеллектуальной собственности, как засекречивание ноу-хау, является срок охраны исключительного права (права использовать его всеми разрешенными законом способами и возможность передавать это право по лицензионному договору или по договору об отчуждении права). Если патент на изобретение будет действовать только двадцать лет (с возможностью продления срока в предусмотренных законом случаях до пяти лет), патент на полезную модель – десять лет (с возможностью продлить еще на три года), то ноу-хау будет охраняться все время, пока удастся сохранить тайну, пока секрет производства не станет известен посторонним и перестанет быть секретом.
Кроме того, если изобретение патентовать, то публикация патентной заявки откроет доступ к изобретению для конкурентов, что может позволить, кроме незаконного использования, еще и «обойти» изобретение, разработав более совершенное на основе открытой информации. В некоторых случаях (например, когда по приобретенному на рынке веществу сложно догадаться о способе его получения) техническое решение можно скрыть, чтобы информация не попала в Интернет и не стала доступной для ознакомления во всех странах мира. 
Получение патента – процесс и недешевый, и нескорый. Например, чтобы получить патент на изобретение, нужно подождать два месяца пока проводится формальная экспертиза заявки, потом экспертиза по существу, причем регламента по срокам ее проведения нет, на практике этот срок составляет 12-16 месяцев, потом, уплатив очередную государственную пошлину (которые тоже немаленькие), подождать еще 3-4 месяца. Иногда патентование занимает годы. А вот введение режима коммерческой тайны потребует только установления режима секретности: определить перечень секретной информации, установить порядок обращения с этой информацией и контроль за соблюдением такого порядка, вести учет лиц, получивших доступ к информации, предупреждая об ответственности за ее разглашение, а также нанести на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, гриф «Коммерческая тайна». Все эти меры по охране конфиденциальности информации можно принять достаточно быстро.
Патент имеет силу только на территории государства, где был выдан. За пределами этих территориальных границ любое лицо может безнаказанно пользоваться этой информацией, так как национальный патент там не действует. Поэтому, если компания не собирается патентовать изобретение во многих странах мира, лучшим выходом является сохранение информации в тайне.
За поддержание патента в силе ежегодно необходимо уплачивать патентные пошлины, хотя необходимо отметить и то, что обеспечение режима конфиденциальности может требовать гораздо больших материальных затрат. Да и вопрос о том, насколько эффективными окажутся принятые для сохранения тайны меры, тоже может быть не последним. Конкуренты для того, чтобы добыть интересующую их информацию, готовы совершать разные действия, включая промышленный шпионаж. Но даже если виновных в разглашении секрета производства и накажут по всей строгости закона, вышедшая из-под контроля информация уже не будет приносить деньги.
Риском в принятии решения об отказе патентовать разработку является то, что кто-то может самостоятельно додуматься до этого решения, запатентовать изобретение, после чего секрет перестает «работать секретом», а пользование эти результатом интеллектуальной деятельности вообще становится под вопросом: патентообладатель может запретить использование его интеллектуальной собственности, придется в суде доказывать факт преждепользования.
Бывают разработки, использование которых конкурентами сложно или невозможно контролировать. Например, если изобретен эффективный способ изготовления традиционного изделия. Встает вопрос о доказывании использования этого способа конкурентами, ведь изделия, изготовленные обычным способом и более эффективным новым, не будут отличаться. В этом случае единственно правильным решением будет патентовать.
К плюсам патентования можно отнести и то, что патент на изобретение можно внести в уставный капитал предприятия как нематериальный актив, использовать в рекламных целях. Подтвержденное патентом исключительное право правообладателя можно продать или предоставлять право использования указанными в лицензионном договоре способами.
На практике особенно эффективным оказывается сочетание разных способов охраны интеллектуальной собственности: изобретения или полезные модели патентуют, не раскрывая полностью информации о технической сущности объекта. Для того чтобы выполнить все требования Роспатента и не раскрыть суть изобретения, лучше всего обращаться к специалисту, который поможет составить заявку на изобретение или полезную модель правильно, например, патентному поверенному РФ.
 

Опубликовано:
Правовая гарантия • информационно-аналитический журнал • № 1 (45) январь-февраль 2011
рубрика «Омская марка. Интеллектуальная собственность»

 
 
Автор : Слесарюк Наталья Владимировна  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD