Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.13 · 09:13 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2010 — Никитин О.А. — Способы охраны прав на средства индивидуализации
.
Целевая программа
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Бюллетень ИННОВАТИКА
информационные ресурсы
новаторов и инноваторов
 
 
Никитин
Олег Александрович
председатель правления Некоммерческого партнёрства 
«Центр Маркетинговых Коммуникаций», 
председатель правления Областной общественной организации 
«Омская Геральдическая Коллегия»
Способы охраны прав
на средства индивидуализации
В последнее время в сфере экономического оборота средств индивидуализации заметно увеличилось количество правонарушений, совершаемых как в целях недобросовестной конкуренции (фальсификация, нанесение ущерба репутации и т.п.), мошенничества и других экономических преступлений, так и без преступного умысла вследствие либо неразвитой деловой культуры, либо недостаточной правовой компетентности или информированности.
 
Для решения проблемы несанкционированного использования и других нарушений исключительных прав на средства индивидуализации, а также для предупреждения возможных правонарушений и обеспечения более стабильных правовых и экономических условий хозяйственной и коммерческой деятельности, всем участникам гражданского оборота рекомендуется фиксировать факт правомочного использования средств индивидуализации и других отличительных знаков, которыми они владеют.
Не стоит забывать, что любое средство индивидуализации, используемое организацией или предпринимателем, является не только нематериальным объектом – результатом интеллектуальной деятельности, произведением – результатом творческого труда автора или авторского коллектива, но и ценным нематериальным активом, который имеет балансовую и рыночную стоимость.
 
Какие средства индивидуализации являются объектами гражданских прав?
 
Прежде всего, необходимо определиться с некоторой терминологической путаницей, возникшей в российской деловой и правоприменительной практике, что важно для разграничения правовых и экономических аспектов использования обозначений (в том числе средств индивидуализации), обеспечивающих вербальную и визуальную коммуникацию и идентификацию.
 
К средствам индивидуализации организаций, предприятий, товаров, работ и услуг, а также общественных объединений, территориальных образований, государственных, региональных и муниципальных органов, ведомств и учреждений, программ, проектов и мероприятий относятся:
1) средства индивидуализации, хозяйственный оборот которых регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами:
- фирменное наименование;
- товарный знак (знак обслуживания);
- наименование места происхождения товара;
- коммерческое обозначение;
2) официальные символы, использование которых регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации:
- герб и другие геральдические знаки;
- флаг, знамя и другие вексиллоиды;
3) средства индивидуализации, которые введены в экономический оборот, но до сих пор не признаны российским законодательством в качестве самостоятельных объектов права – например, домен (доменное имя);
4) символы и иные отличительные знаки, которые не регистрируются в государственных реестрах в качестве средств индивидуализации или в регистрах в качестве официальных символов и находятся в свободном гражданском обороте – логотип, эмблема, герб, флаг, девиз (слоган) и другие обозначения, а также понятия маркетинга – торговая марка (брэнд), фирменный знак и т.п.
 
Все вышеназванные средства индивидуализации, за исключением фирменного наименования, наименования места происхождения товара и девиза, являются визуальными обозначениями – изобразительными отличительными знаками.
 
Зачем нужны средства индивидуализации?
 
Ответ на этот вопрос знают все, но иногда сложно не перепутать объекты права и субъекты прав, роли средств индивидуализации и, соответственно, правовые механизмы их применения.
Средством индивидуализации является отличительный знак, использование которого обеспечивает (1) идентификацию продукта либо участника гражданского оборота и (2) вербальную и визуальную коммуникацию. Основная функция любого отличительного знака – идентификационная.
Средством индивидуализации может стать и быть признан:
- словесный знак (отдельные буквы, слово, словосочетание, цифра или их сочетание);
- изобразительный знак (оригинальное графическое изображение);
- комбинированный знак (комбинация словесных и изобразительных элементов).
Отличительный знак (обозначение) используется физическим или юридическим лицом для отождествления своего правового статуса участника гражданского оборота (частнопрактикующего специалиста или индивидуального предпринимателя, установленной формы организации, предприятия, общественного объединения, территориального образования, государственного, регионального и муниципального органа, ведомства и учреждения) либо для отличия своего продукта (товара, работы, услуги, а также произведения, сложного объекта, программы, проекта, мероприятия) от однородного продукта других физических или юридических лиц.
 
Какие существуют способы охраны прав на средства индивидуализации?
 
Необходимо особо отметить, что правовой режим нематериальных объектов – результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации как объектов интеллектуальной собственности (режим исключительных прав), существенным образом отличается от правового режима материальных объектов (режим вещных прав).
Нематериальный объект может быть выражен в объективной форме, но не зависим от материальных вещей (носителей) и не может прекратить физическое существование. Нематериальный актив может устареть морально, но не имеет износа, как материальные активы предприятия.
Способ охраны прав на средство индивидуализации или иной отличительный знак напрямую зависит от основания предоставления режима правовой охраны нематериальному объекту, рассматривая его как результат интеллектуальной деятельности и объект интеллектуальной собственности. Ключевых оснований для определения режима охраны прав, предусмотренных законодательством, три:
1) факт создания объекта (в отношении объекта авторских и смежных прав);
2) факт регистрации объекта (в отношении средства индивидуализации или объекта патентных прав);
3) факт использования объекта (переход или предоставление прав на объект интеллектуальной собственности и совершения сделок или иных действий со средством индивидуализации либо с материальным носителем, в котором выражено средство индивидуализации).
Необходимым условием установления и разграничения прав на средства индивидуализации является обособление каждого конкретного объекта прав по форме и по содержанию, т.е. по определённым значимым различительным признакам.
 
Неоправданно сложная юридическая конструкция, включающая исключительные (имущественные), личные неимущественные и иные права на средства индивидуализации, с целым рядом противоречивых норм, спорных формулировок, надуманных правил и явных пробелов в законодательстве, справедливо вызывает нарекания и приводит к игнорированию нормативно-правовой базы интеллектуальной собственности со стороны многих участников гражданского оборота.
Но, нормы, устанавливающие такие меры ответственности, как, например, «взыскание компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда», вынуждают более внимательно относится к своим и чужим правам на средства индивидуализации, которые являются неотъемлемой составляющей деятельности любого участника гражданского оборота – физического или юридического лица.
Остаётся выбрать оптимальный способ охраны прав на средство индивидуализации (отличительный знак).
 
Способ первый. Государственная защита.
Правовая охрана средства индивидуализации предоставляется государством (уполномоченным государственным органом) владельцу только в случае государственной регистрации средства индивидуализации в установленном порядке, а именно:
- внесения фирменного наименования в Единый государственный реестр юридических лиц регистрирующим органом при государственной регистрации юридического лица;
- внесения изображения и (или) описания товарного знака (знака обслуживания) в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности после рассмотрения заявки коммерческой организации или индивидуального предпринимателя, уплаты пошлин и проведения экспертиз;
- внесения наименования места происхождения товара в Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;
- внесения изображения официального символа или геральдического знака и его описания в Государственный геральдический регистр Российской Федерации Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации после рассмотрения соответствующей заявки.
 
Способ второй. Самозащита.
Сами создаёте отличительный знак и используете его как средство индивидуализации своего предприятия, являясь и заказчиком (и, возможно, автором), и владельцем обозначения.
Объекты авторских и смежных прав охраняются независимо от какой-либо регистрации и выполнения иных формальностей.
 
Способ третий. Комплексная защита.
Регистрация отличительного знака в качестве произведения и (или) средства индивидуализации (например, коммерческого обозначения) или иного отличительного знака в негосударственных структурах, что может иметь доказательственное значение при оспаривании интеллектуальных прав – свидетельствует и удостоверяет факт использования объекта прав.
На территории Омской области ведение Единого реестра символов, геральдических и иных отличительных знаков Омской области (Реестра ОГК) осуществляется Областной общественной организацией «Омская Геральдическая Коллегия» в рамках целевой программы «Интеллектуальная собственность». Эта услуга Омской Геральдической Коллегии предоставляется бесплатно для омских организаций и предпринимателей (резидентов Омской области).
 
Плюсы и минусы вышеперечисленных способов, конкуренция прав и дополнительные возможности – в следующем номере журнала.
Вы можете направить вопросы автору статьи по адресу e-mail: omskmark@mail.ru либо через редакцию журнала «Правовая гарантия».


Опубликовано:

Правовая гарантия • Информационно-аналитический журнал • № 6 (41) август-сентябрь 2010
рубрика «Омская марка. Интеллектуальная собственность»

 
 
 
Автор : Никитин Олег Александрович  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD