Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.09.28 · 16:47 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2010 — Ложникова Г.В. — Особенности защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении внешнеторговых операций
.


Ложникова
Галина Валерьевна

главный государственный таможенный инспектор
по защите прав интеллектуальной собственности
отдела товарной номенклатуры и торговых ограничений
Омской таможни








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Защита интеллектуальных прав: законодательство и практика»
27 мая 2010 года

Особенности защиты 
прав интеллектуальной собственности 
при осуществлении внешнеторговых операций

На современном этапе развития России интеллектуальная собственность стала одним из потенциальных ресурсов государства и богатства нации. 
В настоящее время со стороны государства уделяется все больше внимания проблеме соблюдения законодательства в области защиты прав интеллектуальной собственности. 
Таможенная служба Российской Федерации является одним из основных участников процесса защиты прав интеллектуальной собственности, барьером на пути проникновения контрафактной продукции в Россию. 
Регулированию деятельности таможенных органов, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, посвящена отдельная глава Таможенного кодекса РФ (глава 38 «Меры, принимаемые таможенными органами в отношении отдельных товаров»), действует Положение о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами, утверждённое приказом ГТК РФ от 27.10.2003 № 1199, приказом ФТС от 08.06.2007 № 1488 утверждён Административный регламент ФТС по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, и ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. 
Статья 393 ТК РФ предоставляет право таможенным органам принимать меры, связанные с приостановлением выпуска товаров на основании заявления обладателя исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Принятие таможенными органами мер по приостановлению выпуска товаров направлено в первую очередь на содействие правообладателю в защите его прав и законных интересов.
Заявление подаётся в письменном виде в структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела (далее ФТС России), к основным функциям которого отнесены организация защиты прав интеллектуальной собственности и ведение Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС) и должно содержать  основные сведения: о правообладателе (его представителе; об объекте интеллектуальной собственности, исключительные права на который могут быть нарушены; о товарах, которые являются, по мнению правообладателя, контрафактными; о сроке, в течение которого таможенные органы будут принимать меры в соответствии с гл. 38 ТК РФ. 
К заявлению о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, авторский договор), а также письменное обязательство правообладателя о возмещении имущественного вреда, который может быть причинён декларанту, собственнику, получателю товара в связи с приостановлением выпуска товаров, в случае, если не будет определено, что товары, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, являются контрафактными. 
Товарный знак вносится в Таможенный реестр в течении трёх дней со дня принятия положительного решения. О принятом решении ФТС России  уведомляет правообладателя (его представителя) в письменной форме. Включение объекта интеллектуальной собственности в Таможенный реестр осуществляется бесплатно.
В случае выявления таможенным органом во время осуществления таможенного оформления и таможенного контроля товаров, включенных в Таможенный реестр, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней, начиная со следующего рабочего дня после принятия решения о приостановлении выпуска. Не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров таможенный орган обязан уведомить декларанта и правообладателя о факте приостановления выпуска. В случае обращения правообладателя за защитой своих прав в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы срок может быть продлён, но не более чем на 10 рабочих дней. 
Решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днём истечения срока приостановления выпуска, в случае, если таможенный орган в течение этого срока не получил в отношении данных товаров одного из следующих решений: об изъятии, о наложении ареста, о конфискации. 
В целях доказывания нарушения своих прав в суде правообладатель (его представитель) вправе запросить у таможенного органа дополнительную информацию (о производителе, отправителе, количестве товара и т.д.). Информация, полученная правообладателем (его представителем), декларантом является конфиденциальной и не должна им разглашаться, передаваться третьим лицам, а также государственным органам. 
Таможенные органы не применяют меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, если они перемещаются физическими лицами или пересылаются в международных почтовых отправлениях. Условиями неприменения к таким товарам мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, являются, во-первых, их незначительное количество и, во-вторых, случаи, когда эти товары предназначаются для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. 

Обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами осуществляется: в процессе таможенного оформления товаров, в процессе таможенного контроля (в том числе и после выпуска товаров), а также при организации оперативно-розыскных мероприятий. 
Контроль соблюдения законодательства РФ по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности при таможенном оформлении включает: проверку достоверности и полноты сведений, заявленных в грузовой таможенной декларации, проверку соответствия заявленных сведений о товарах сведениям, содержащимся в Таможенном реестре, проверку документов, подтверждающих соблюдение законодательства РФ об интеллектуальной собственности, подготовку решения о приостановлении выпуска товаров в случаях выявления признаков контрафактности, а также проверку заявления сведений о товарах, сведениям о их регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (по информации имеющейся в таможенной органе и рассылаемой СТУ по запросам таможен) и уведомления правообладателя товарных знаков о имеющих место фактах оформления таких товаров.

Таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 (нарушение авторских и смежных прав) и ст. 14.10 (незаконное использование товарного знака) КоАП РФ в отношении ввозимых на таможенную территорию РФ товаров, а также принимать решение об изъятии или наложении ареста на товары и транспортные средства, признанные предметами указанных административных правонарушений.
При выявлении признаков административного нарушения, производство по которым отнесено в соответствии с законодательством РФ к компетенции других таможенных органов, таможенные органы в соответствии со ст. 411 ТК РФ незамедлительно передают в установленном порядке информацию об этом соответствующим государственным органам. 

С каждым годом роль таможен, особенно приграничных, в борьбе с контрафактной продукцией возрастает, о чём свидетельствуют качественные и количественные показатели, отражающие работу таможенных органов в данном направлении. 
Регулярное пополнение таможенного Реестра объектов интеллектуальной собственности товарными знаками (внесено в апреле 2010 года – 1623 знака, в марте – 1574 знака, в феврале – 1325 знаков) говорит о растущей заинтересованности правообладателей в защите своих интеллектуальных прав, а также о расширении полномочий таможенных органов по принятию мер в отношении нарушителей.
Анализируя наименования и характер задержанной продукции, год от года всё больше товарных знаков как отечественных, так и зарубежных производителей попадает под защиту таможенных органов.
Омской таможней постоянно пресекаются попытки перемещения контрафактной продукции, содержащей объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу Российской Федерации:
2008 год – 164 дела (изъято более 20 000 ЕКП);
2009 год – 210 дел (изъято  более 74 000 ЕКП);
2010 год – 43 дела (изъято более 12 000 ЕКП). 
Значительное количество административных правонарушений, возбуждено в связи с ввозом на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Казахстан физическими лицами алкогольной продукции маркированной товарным знаком «Столичная», «Русская», «Стольная», «На березовых бруньках», а также презервативы «Contex light», зажигалки  «Feudor» с целью их дальнейшей реализации на территории Российской Федерации, без разрешения правообладателя, кондитерские изделия («Сюрприз», «Кокетка», «Сказка», «Райская птичка», «День и ночь», «Конфетти», «Зайчик» – экспорт в основном Казахстан), и небольшую часть составляют предметы женской и мужской одежды («Nike», «Puma», «Adidas»).  
При рассмотрении судами административных дел данной категории сложилась положительная практика привлечения к административной ответственности лиц, ввезших на таможенную территорию Российской Федерации контрафактную продукцию. 

Основные проблемные вопросы, возникающие в ходе исполнения функции таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности:
1. Действующим приказом ГТК России от 27.10.2003 № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами», а именно разделом IV приказа, предусмотрены меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных, если должностным лицом таможенного органа при проверке ГТД и прилагаемых документов и/или проведении таможенного досмотра выявлены товары, обладающие признаками контрафактных, приостанавливать выпуск таких товаров на 10 рабочих дней (п. 55). Вышеуказанные меры (согласно положениям приказа) проводятся в отношении товаров, включенных в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Принятие решений о приостановлении выпуска товаров, не включенных в ТРОИС, но зарегистрированных в Роспатенте, не регламентировано нормативно-правовыми актами вышестоящих таможенных органов. 
2. При выявлении товаров, маркированных товарными знаками, не включенными в Таможенный реестр возникает сложность с установлением правообладателей таких товарных знаков, их адресов, телефонов/факсов, представителей (в целях их информирования о фактах перемещения товаров). Это связано с тем, что у таможенных органов отсутствует доступ к базе товарных знаков, зарегистрированных в реестре ФИПС (данный доступ имеют региональные таможенные управления), в этой базе, как правило, нет сведений об адресах и телефонов/факсов правообладателей этих товарных знаков (если таковые имеются), информации об их представителях. 
3. Правообладатели, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы государство (и в частности таможенные органы) защищало их права и интересы, проявляют некоторую пассивность и не хотят оказывать помощь в борьбе с контрафактной продукцией. Сроки получения ответов на обращения таможни составляют 30-40 дней, т.е. уже после выпуска товаров. Отказ правообладателей сотрудничать с таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактности, объясняется тем, что часто потенциальный ущерб, причинённый правообладателю, незначителен, и правообладатель не заинтересован предпринимать необходимые активные действия. 
4. Несогласованность действий государственных ведомств, призванных защищать права интеллектуальной собственности (Роспотребнадзор, Роспатент, правоохранительные органы).
5. Незаинтересованность подразделений УВД в сотрудничестве с таможней. Изъятое количество единиц контрафактных товаров при совместных операциях с УВД невелико, т.к. контрольные показатели по выявлению контрафактных товаров и план в ЕКП установлены для таможенных органов, для подразделений УВД такие показатели не установлены, а существует план в количестве (%) возбужденных дел, независимо от количества изъятых товаров – объектов правонарушения.

Готовятся новые нормы, касающиеся обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами в рамках Таможенного союза (с 01.07.2010):
Статьёй 328 (Глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности) проекта Таможенного кодекса ТС пунктом 4 предусмотрено, что «Таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведётся данными таможенными органами в государстве-члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры».
Статьёй 331 проекта Таможенного кодекса ТС пунктом 4 предусмотрено, что «Таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведётся таможенным органом государства-члена таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определённом законодательством государств-членов таможенного союза».

Статьёй 246 проекта ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» предусмотрено, что «Таможенные органы вправе приостанавливать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не внесённые в реестр, при обнаружении признаков нарушения прав интеллектуальной собственности и при наличии информации о правообладателе и (или) его представителе на территории Российской Федерации. Таможенные органы вправе запрашивать у правообладателя (его представителя) информацию, необходимую для осуществления полномочий, предусмотренных настоящей статьей. Выпуск товаров приостанавливается на 7 рабочих дней. Таможенный орган вправе продлить указанный срок, но не более чем на 10 рабочих дней, если правообладатель (его представитель) направил в таможенный орган письменное обращение о таком продлении и подал в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров».


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Защита интеллектуальных прав: законодательство и практика» 
27 мая 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Ложникова Галина Валерьевна  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD