Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в одном из интервью заявил, что «в следующих мировых войнах будет разворачиваться борьба за интеллектуальную собственность, а не за нефть».
Если в странах с развитой экономикой объекты интеллектуальной собственности имеют первостепенное значение, то руководители предприятий в нашей стране, бывает, и не подозревают, что стоимость интеллектуальной собственности на их предприятиях может превышать стоимость остальных активов и приносить доход. Но актуальность охраны средств индивидуализации уже ни у кого не вызывает сомнений.
Средства индивидуализации, подлежащие правовой охране – фирменные наименования, товарные знаки и знаки обслуживания, коммерческие обозначения и наименование места происхождения товара – установлены Четвертой частью Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу с 1 января 2008 года. Вопрос о соотношении прав на различные средства индивидуализации еще до принятия Четвертой части ГК РФ был предметом обсуждения и многочисленных исследований, а сейчас встает наиболее остро.
Одной из проблем является то, что при регистрации юридического лица не проверяется факт наличия в Госреестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию, указанному в учредительных документах регистрируемой организации. На территории Омской области действует немало коммерческих организаций с тождественными фирменными наименованиями, причем осуществляющих аналогичную деятельность. Соответственно, сохраняется возможность возникновения судебных споров.
Законодатель только закрепил правило, по которому не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного или сходного до степени смешения для юридических лиц, осуществляющих аналогичную деятельность. При этом приоритет имеет юридическое лицо, которое ранее было включено в Госреестр юридических лиц.
Фирменное наименование или его отдельные элементы могут использоваться его правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения или в товарном знаке (знаке обслуживания). При этом, в отличие от товарного знака, фирменное наименование охраняется все время существования коммерческой организации, тогда как у товарного знака есть срок правовой охраны – 10 лет с возможностью продлить этот срок еще на 10 лет (при желании – сколько угодно раз).
Проблемным вопросом в области срока охраны исключительных прав на товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара и коммерческие обозначения является то, что их правовая охрана прекращается досрочно по решению Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам в силу самого факта прекращения предпринимательской деятельности.
Если, например, индивидуальный предприниматель – правообладатель товарного знака – умирает, то исключительное право на товарный знак не наследуется, даже если наследник имеет тот же статус. Наследнику придется оформлять эти права в общеустановленном порядке. Учитывая, что срок регистрации товарного знака составляет около года, не исключены проблемы в получении свидетельства на товарный знак, если, например, за это время недобросовестный конкурент зарегистрируется под этим именем в качестве юридического лица и получит исключительное право на фирменное наименование, чтобы впоследствии оспаривать регистрацию товарного знака.
Судебная практика по поводу использования товарных знаков становится все более обширной и разнообразной, что подтверждается многочисленными примерами из деловой жизни.
Федеральная антимонопольная служба РФ вынесла этим летом постановление о наложении штрафа в размере 100 тысяч рублей за недобросовестную конкуренцию на ООО «Омский завод плавленых сыров» за «недобросовестное приобретение и использование исключительных прав на словесный знак «Омичка» по свидетельству № 251966, являющийся идентичным словесному обозначению «Омичка», используемому ОАО «ВАМИН Татарстан», при введении в гражданский оборот на территории РФ плавленых сыров до даты приоритета указанного знака». Несмотря на то, что технология изготовления сыра «Омичка» была разработана еще в 1971 году на Омском заводе плавленых сыров, ФАС посчитала, что ООО «Омский завод плавленых сыров» является лишь собственником предприятия, но не универсальным правопреемником Омской маслобазы как юридического лица, поэтому и приравнял права на продолжение производства сыра «Омичка» омского и татарского заводов.
В прошлом году Омский драмтеатр выиграл дело в арбитражном суде в связи с использованием на этикетках колбасы, выпускавшейся компанией «Сибирские колбасы», изображения здания известного театра. По решению суда, бизнесмены должны изменить упаковку и выплатить театру сто тысяч рублей.
Исковые требования были предъявлены и московской международной организацией «Спартак» к омскому волейбольному клубу «Спартак». Московская организация была зарегистрирована в 1999 году, а омичи зарегистрировали клуб в 2005 году. На самом деле волейбольный клуб появился еще в 1935 году, но в 2005 был перерегистрирован в некоммерческое партнерство. На суде были озвучены требования не только «забрать» у омского клуба название, но и «оштрафовать» на миллион рублей. Устав от судебной тяжбы, Омский волейбольный клуб заключил соглашение, по которому до 30 ноября 2009 года «Спартак» будет выступать под своим именем, а потом выберет новое название. Заключение мирового соглашения по этому вопросу стоило Клубу 200 тысяч рублей.
Товарные знаки сегодня активно продаются и покупаются. При купле-продаже уже зарегистрированного товарного знака плюс в том, что не нужно ждать длительный срок до окончания процедуры регистрации, кроме того, нет опасения, что он не пройдет экспертизу. Но как бы то ни было, всегда остается риск оспаривания предоставления правовой охраны товарному знаку. Например, по поводу тождественности или сходства до степени смешения с другим средством индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее (п. 6 ст. 1252 ГК РФ).
При регистрации товарного знака нет возможности проверить обозначение на тождественность с фирменными наименованиями, а уж тем более с коммерческими обозначениями, которые охраняются как средства индивидуализации торговых, промышленных и иных предприятий только с 1 января 2008 года. Возникает много теоретических споров и практических вопросов, учитывая, что коммерческие обозначения не подлежат обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.
Главная проблема видится в возникновении исключительного права на коммерческое обозначение. Не урегулирован вопрос относительно даты возникновения права на него, поскольку коммерческое обозначение должно обладать различительной способностью (Кто это определяет?), и, кроме того, обладать известностью в пределах определенной территории (Как оценивается степень известности и какой должна быть территория, на которой приобретается эта известность? Каковы критерии известности?).
Таким образом, весь процесс возникновения исключительного права на коммерческое обозначение остался проигнорированным законодателем. Для примера, в США, Австралии и многих других развитых странах коммерческое наименование регистрируется на определенной территории - там, где оно приобрело известность.
В целом для всей промышленной собственности присущ регистрационный характер, который применительно к коммерческому обозначению отсутствует в принципе. В связи с последним интересен спор между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатентом) и патентным поверенным РФ А. Д. Кудаковым, который создал в Интернете сайт www.reestrko.ru, на котором стал регистрировать российские коммерческие обозначения, очень грамотно аргументировав необходимость регистрации для подтверждения использования коммерческого обозначения при возникновении спора о праве. Роспатент в ответ выложил на своем сайте Информационное письмо от 30 января 2009 г. «О регистрации коммерческих обозначений», в котором говорится о том, что в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрена регистрация коммерческих обозначений, факт наличия различительных признаков и известности коммерческих обозначений может устанавливаться только в процессе правоприменительной практики (в судебном или административном порядке).
Тем не менее, нельзя не отметить, что возможность предотвратить появление конфликтов может способствовать развитию экономики в целом. Не случайно, что регистрацией коммерческих обозначений заинтересовались и другие организации. В частности, на сегодняшний день реестр ведется негосударственными некоммерческими организациями, например, Вятской и Новосибирской ТПП (внесение в реестр стоит около 3 тысяч рублей), Омской Геральдической Коллегией (внесение бесплатно).
Омская Геральдическая Коллегия, кроме сведений о коммерческих обозначениях, предлагает внесение в Единый реестр символов, геральдических и иных отличительных знаков Омской области (Реестр ОГК) сведений о гербах, флагах, эмблемах, изобразительных товарных знаках и иных визуальных средствах индивидуализации, находящихся в гражданском обороте на территории Омской области. Включение коммерческого обозначения или другого отличительного знака в Реестр ОГК – фиксация использования знака – является первым шагом для вовлечения организаций и предпринимателей в правовое поле интеллектуальной собственности. С каждым заявителем проводится консультационная работа, что позволяет надеяться на увеличивающийся рост количества товарных знаков и знаков обслуживания, зарегистрированных в установленном законодательством порядке.