OM
ОМ • Включайтесь!
2024.12.22 · 12:01 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнтеллектуальные права
2009 — Шишурина Т.А. — Как не потерять исключительное право на товарный знак
.


Шишурина 
Татьяна Александровна
Патентный поверенный Российской Федерации, 

заместитель директора 
ООО «Патентное агентство по изобретениям и товарным знакам»







Как не потерять 
исключительное право 
на товарный знак 

Итак, Ваша организация или Вы, являясь индивидуальным предпринимателем, стали обладателем исключительного права на товарный знак. Пройден долгий этап экспертизы, получено решение Роспатента о регистрации товарного знака, и вот, наконец, у Вас на руках долгожданное свидетельство на товарный знак (знак обслуживания). И объем прав, который удостоверяет это свидетельство, Вас вполне устраивает. Это именно те товары, производством которых Вы занимаетесь, или планируете производить в недалеком будущем, а также именно те услуги, которые Вы предлагаете населению. Все замечательно. Однако необходимо помнить о том, что товарный знак – это собственность, и, как любая собственность, он требует заботы о себе. Если Вы зарегистрировали товарный знак, но не применяете его должным образом, то это может привести к утере права на товарный знак.
И вот почему.

Согласно гражданскому законодательству граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права по своему усмотрению, по своей воле и в своих интересах. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ), отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращение этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом. 
Именно такое «исключение» установлено в отношении товарных знаков. 
В соответствии с положениями статьи 1486 четвертой части ГК РФ правовая охрана  товарного знака может быть прекращена досрочно, полностью или частично, на основании решения Палаты по патентным спорам, принятого по заявлению заинтересованного лица, в связи с неиспользованием товарного знака непрерывно в течение любых 3-х лет после его государственной регистрации. Заявление о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака, и, следовательно, о досрочном прекращении исключительного права на товарный знак, будет удовлетворено коллегией Палаты по патентным спорам при условии, что вплоть до подачи такого заявления товарный знак не использовался правообладателем или другим лицом по лицензии правообладателя.
Согласно законодательству, регистрация товарного знака является не только правоустанавливающим действием, но и предопределяет обязанность правообладателя по реализации данного ему исключительного права. Принцип обязательного использования товарного знака  был отражен и в ранее действующем Законе РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания…», и имеет место в законодательствах многих государств. Появление этого принципа обусловлено необходимостью гармонизации законодательных норм, которые, по своей сути, являются взаимоисключающими. 
А именно. Владелец (правообладатель) товарного знака, при его регистрации, приобретает исключительное право использовать товарный знак. Он приобретает монополию на реализацию своих полномочий, поскольку, никто без разрешения правообладателя не вправе использовать тождественное или сходное с зарегистрированным товарным знаком обозначение в отношении однородных товаров и/или услуг, для которых этот товарный знак зарегистрирован. Более того, владелец товарного знака обладает правом запрета на такое использование.  Вместе с тем,  для  развития экономики весьма значимы нормы, ограничивающие монополистическую деятельность. В частности, статьей 10 ГК РФ установлено, что «Не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемых исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке». Если владелец товарного знака, при его регистрации, включил в перечень товаров и услуг такие товары (услуги), которые он не производит (не оказывает), и не будет производить, то к такой регистрации товарного знака применимы законодательные нормы по злоупотреблению правом, поскольку может быть сделан вывод о том, что регистрация в отношении вышеуказанных товаров (услуг) была произведена только с целью запрета использования товарного знака третьими лицами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1486 ГК РФ «При решении вопроса о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования могут быть приняты во внимание представленные правообладателем доказательства того, что товарный знак не использовался по независящим от него обстоятельствам». Из содержания выше процитированной статьи следует то, что при наличии определенных доказательств правообладатель подтвердит отсутствие злоупотребления правом, и, следовательно, сохранит правовую охрану товарного знака. 
Этот же п.3 статьи 1486 ГК РФ устанавливает: «Бремя доказывания использования товарного знака лежит на правообладателе». Каждый владелец товарного знака должен знать об этом, поскольку, как показывает практика, даже при очевидном использовании товарного знака, правообладатель не всегда имеет нужный пакет документов, подтверждающих этот факт. 
Какие же документы, должен иметь и хранить правообладатель для того, чтобы не потерять право на товарный знак?
Основным доказательством использования товарного знака в отношении соответствующих товаров являются этикетки к товару, его упаковки и т.п., на которых  имеется товарный знак. При этом на этикетках или упаковках должно фигурировать имя правообладателя, или лица, которое использует товарный знак на основе лицензионного договора. Причем лицензионный договор должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если товарный знак зарегистрирован на имя предпринимателя, а продукция, промаркированная этим знаком, производится юридическим лицом, при отсутствии зарегистрированного лицензионного договора применение знака на продукции юридического лица не признается фактом, подтверждающим использование товарного знака правообладателем. К этикеткам и упаковкам необходимо представить копию договора, например, с полиграфическим предприятием, подтверждающего - в какой именно временной период правообладатель изготовил эти этикетки и упаковки, и копию платежного поручения, подтверждающего платежи по упомянутому договору. 
Хорошо, если сохраняется документация, связанная с введением товаров (услуг) в гражданский оборот, и эта документация имеет изображение товарного знака и подтверждает дату введения товара (услуг) в хозяйственный оборот. 
Например, включение в печать правообладателя изображение его товарного знака позволит, спустя даже длительное время, найти товарные накладные, счета или  другую сопроводительную документацию, подтверждающую использование товарного знака к тем товарам и услугам, в отношении которых оформлялись эти товарные накладные и счета. 
При оформлении сертификатов, в самом сертификате или в Приложениях к нему, не упускайте возможности указать, например, «молочные продукты торговой марки «Утренняя зорька», «кефир «Утренняя зорька» и т.п., поскольку безликий термин «молоко и молочные продукты» не подтвердит то, что этот сертификат сопровождал товар, промаркированный зарегистрированным товарным знаком.
При заключении договоров будет не лишним, если в тексте договора будет фигурировать словесная составляющая товарного знака. Использование товарных знаков в текстах договоров особенно актуально для услуг, поскольку именно по отношению к услугам весьма сложно доказать использование товарного знака в требуемый временной период.
Доказательством использования товарного знака является его применение в рекламе продукции (товаров и услуг). Если эта реклама в журналах, газетах и других периодических изданиях - необходимо сохранить хотя бы один номер этого издания. Если наружная реклама – потребуется договор на размещение рекламы с макетом, из которого будет видно, что рекламное изображение включает товарный знак, а также будет необходима копия платежного поручения, подтверждающего платежи по этому договору, и доказывающие его действительность. Аналогичные документы потребуются при доказывании использования товарного знака в теле- или радиорекламе.

В краткой статье невозможно отразить все нюансы этой проблемы. Тем более, что характер использования товарного знака во многом обусловлен видом товара или услуги. Но важно понять следующее. Если правообладатель относится к своему товарному знаку с должным вниманием, сохраняет все, что в той или иной мере показывает использование им своего товарного знака, то он сможет сохранить право на товарный знак, если даже кто-то и попытается его отнять.
 

Опубликовано:
Правовая гарантия • информационно-аналитический журнал • № 4 (31) май 2009
рубрика «Омская марка. Интеллектуальная собственность»

 
 
Автор : Шишурина Татьяна Александровна  —  Каталог : Интеллектуальные права
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD