Высокая общественная опасность рассматриваемых деяний очевидна: нарушаются конституционные авторские и смежные права создателей произведений и исполнителей; права пользователей, уплативших соответствующее вознаграждение авторам и исполнителям; государство недополучает крупные суммы налоговых поступлений в бюджет; происходит объединение «пиратов» с организованной преступностью и финансирование последней за счет высочайших доходов первых, превышающих уровень доходов от наркобизнеса. Поэтому обеспечение эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности от неправомерных посягательств становится сегодня одной из приоритетных задач правоохранительной деятельности.
Отметим, что большое количество фальсифицированной и недоброкачественной продукции, поступающей на отечественный потребительский рынок и вытесняющей легальную продукцию, создает реальную угрозу экономической безопасности страны и здоровью граждан.
Защита объектов интеллектуальной собственности для нашей страны – новое направление в правоохранительной деятельности. В России законодательная база в этой сфере и система защиты интересов собственника созданы в течение последних десяти лет. За это время были приняты основополагающие законы: «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон, «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Таким образом, противодействие преступлениям в сфере интеллектуальной собственности является приоритетным направлением деятельности подразделений, осуществляющих выявление и пресечение угроз экономической безопасности России.
Часто по делам рассматриваемой категории на момент поступления сообщения о преступлении таких данных бывает недостаточно. Необходимо, например, получить документальное подтверждение нарушения патента. Поэтому по уголовным делам о нарушении изобретательских и патентных прав, как правило, требуется проведение проверки. От качества такой проверки, результаты которой могут и должны затем использоваться как доказательства по уголовному делу, во многом зависит успех расследования.
Более чем в 50 % случаев вынесение решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении в досудебной и судебной стадиях обусловлено именно нарушениями, допущенными на этом этапе. В связи с этим проверка сообщения о преступлении должна проводиться максимально полно и тщательно, а фиксация доказательств осуществляться с соблюдением всех требований, предъявляемых к ним уголовно-процессуальным законодательством.
В то же время проведение проверки жестко ограничено по срокам (3 дня с последующей возможностью продления до 10 дней, а в случае проведения ревизий и документальных проверок – до 30 дней). Поэтому она должна обеспечивать получение лишь минимально необходимых объективных данных о деянии, позволяющих сделать вывод о наличии или отсутствии состава преступления. Полнота сбора всех данных относящихся к данному деянию, обеспечивается уже в ходе расследования.
Существенное влияние на эффективность выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в сфере интеллектуальной собственности оказывает уровень осведомленности оперативных работников, основанный на комплексном использовании гласных и негласных источников получения оперативно значимой информации.
Одним из самых перспективных направлений в получении оперативной информации считается привлечение граждан, обладающих ею, к конфиденциальному содействию, а также создание надежных оперативных позиций в преступной среде. В случае, если полученная информация содержит признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, на основании ст. ст. 6, 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проводятся необходимые в сложившейся ситуации оперативно-розыскные мероприятия.
Как показывает практика выявления и расследования нарушений в сфере интеллектуальной собственности, незаменимое доказательственное значение по делам о нарушениях в сфере интеллектуальной собственности имеют результаты такого оперативно-розыскного мероприятия, как проверочная закупка, осуществляемая сотрудниками правоохранительных органов при участии понятых с применением аудиовидеозаписи.
Основные задачи проведения проверочной закупки контрафактных экземпляров произведений или фонограмм – выявление, пресечение, раскрытие и документирование факта незаконного распространения этой продукции; выявление и установление лиц, совершающих эти преступления.
В настоящее время Министерство экономического развития и торговли РФ и Министерство внутренних дел РФ совместно с другими правоохранительными и контролирующими органами разрабатывают и реализуют комплекс мер, направленных на противодействие нарушениям в сфере интеллектуальной собственности.