Товарный знак (далее – ТЗ) и знак обслуживания – это обозначения, помогающие отличать соответственно товары и услуги одного предприятия от однородных товаров и услуг других предприятий. Товар т. е. все, что продается, должен каким-либо образом маркироваться, чтобы покупатель мог выбрать нужный ему среди подобных. Выбор упрощается, если продукты снабжены товарными знаками. К товарному знаку очень близок знак обслуживания. Он предназначен для того, чтобы различать сервис одних предприятий от других (предоставление автомобилей в аренду, организация путешествий, услуги авиакомпаний и т. д.).
В мире нет таких стран, где не применялись бы товарные знаки и где знаки не защищались бы. Исключительное право на использование товарных знаков обычно получают посредством их регистрации, но в некоторых странах это право закрепляется после первичного использования знака.
Владелец ТЗ имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться им, а также запрещать его использование другими лицами. Никто не может пользоваться охраняемым в России товарным знаком без разрешения его владельца. Правовая охрана предоставляется на основании государственной регистрации знака. Он может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Охранным документом, удостоверяющим приоритет ТЗ, исключительное право владельца на него в отношении товаров, указанных в нем, является свидетельство.
Не только изготовление товаров, но даже предложение к продаже и хранение продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, будет нарушением прав на товарный знак.
Таким образом, в соответствии со ст. 1484 ГК РФ нарушением прав владельца ТЗ признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз на российскую территорию, предложение к продаже, продажа, демонстрация на выставках или ярмарка иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров.
Требования, которым должно соответствовать некоторое обозначение, чтобы быть товарным знаком, во всем мире стандартизированы. Различают требования двух типов. Первый основными обусловлен функциями ТЗ, так как они выделяют продукты и услуги одного предприятия среди другим подобных. Следовательно, ТЗ должны быть характерными, т. е. они должны давать возможность четко различать продукты. Требования второго типа связаны с возможным вредом, причиняемым ТЗ, если они дезориентируют потребителя либо противоречат общественному порядку или морали.
Требование различительной способности вытекает из основной функции, а именно, выделения товаров или услуг одного предприятия среди других предприятий, представленных на рынке. Чтобы выполнять эту функцию, ТЗ должен быть индивидуальным и не совпадать с изображением самого продукта (изображение кофейного зерна или слова «кофе» для кофе, колбасы для мясопродуктов и т. д.), поскольку знак не указывает на природу продукта, а выделяет его среди подобных. Хороший ТЗ четко обособляет продукт или услугу среди конкурирующих и привлекает внимание потребителя.
О различительной способности говорится в ст. 1483 ГК РФ:
1. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений, не обладающих различительной способностью, или состоящей только из элементов:
1) вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
2) являющимися общепринятыми символами или терминами;
3) характеризующих товары, в том числе указывающих на вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта;
4) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством или назначением товаров.
При этом допускается регистрация товарных знаков в отношении вышеуказанных обозначений, если они приобрели различительную способность в результате их использования, и заявитель приведет доказательства, свидетельствующие об этом.
2. В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы; сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций; официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия или сходные с ними до степени смешения. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца.
3. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:
1) являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Причина состоит в том, что потребителя нельзя обманывать, как нельзя с помощью обмана обходить конкурентов. Например, если изображение овцы используется на изделиях из синтетических тканей, то потребитель может подумать, что эти изделия изготовлены из шерсти. Предприятие, применяющее такой знак, будет увеличивать объем продаж, так как потребитель предпочитает шерсть синтетике, а честный конкурент, не использующий такой знак для своих изделий, потеряет свою прибыль. В подобных случаях не только товарный знак лишается охраны, но и запрещается его использование в конкурентной борьбе;
2) противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали.
4. Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов России либо объектов культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.
5. В соответствии с международным договором не допускается регистрация в России в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств – участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.