Участие МВД России в обеспечении защиты права интеллектуальной собственности, в противодействии распространению контрафактной продукции отвечает мировым тенденциям в связи с процессом интеграции России во всемирную торговую организацию (ВТО). Вступление России в ВТО налагает на нее обязательства по принятию и соблюдению положений документов Уругвайского раунда Генерального соглашения по тарифам и торговле, в том числе Соглашения по торговым аспектам интеллектуальной собственности (TRIPS).
Защита интеллектуальной собственности от преступных посягательств является одним из важных направлений деятельности органов внутренних дел. В период перехода к рыночной экономике количество правонарушений в данной сфере резко возросло, что объясняется и ослаблением контроля со стороны государства. Государственный бюджет недополучает сотни миллионов рублей, значительные доходы скрываются от налогообложения, российские и западные предприниматели боятся делать инвестиции в российскую экономику. Специалисты отмечают, что идет процесс формирования преступных групп, занимающихся этим противоправным бизнесом, наблюдается периодический передел нелегального рынка, борьба за сферу влияния, что приводит к осложнению криминальной обстановки в стране.
Причины широкого распространения контрафактной продукции на территории нашего государства достаточно много. Кроме экономических факторов, несовершенства законодательной базы, на развитие контрафактной деятельности влияют и морально-психологические факторы. Большинство россиян лояльно относятся к нарушению прав интеллектуальной собственности. Существенное влияние на эффективность выявления, предупреждения и раскрытия указанных преступлений оказывает уровень осведомленности оперативных работников, основанный на комплексном использовании гласных и негласных источников получения оперативно значимой информации.
В теории и практике ОРД давно замечена особенность, состоящая в том, что с помощью негласных оперативно-розыскных сил и средств имеется уникальная возможность наблюдать криминальные процессы и явления, постоянно следить за изменениями в криминальной среде, получать информацию о скрытых криминогенных тенденциях, криминально активной части населения и т. д. В последние годы термины «оперативно-розыскная профилактика», «оперативно-профилактические меры», «оперативно-профилактическая операция», «оперативно-профилактическая отработка объекта», «оперативно-профилактическая отработка территории», «оперативно-розыскные меры предупреждения» достаточно часто фигурируют в нормативных, организационных и организационно-управленческих документах МВД РФ, МВД, ГУВД, УВД субъектов Федерации. В большинстве своем, как свидетельствует анализ служебных документов и специальной литературы, этими терминами определятся профилактическая деятельность оперативных подразделений ОВД, осуществляемая с использованием оперативно-розыскных возможностей.
Так, О. Б. Исаров приводит определение оперативно-розыскной профилактики экономических преступлений, представляя ее системой оперативно-розыскных и иных мероприятий, направленных на выявление, изучение и воздействие на криминогенные факторы и ситуации, а также лиц, замышляющих и подготавливающих преступления, в целях их предотвращения и пресечения [2, 18].
Специалистами в области противодействия преступлениям, связанным с нарушением авторских и смежных прав, проанализированы оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в рассматриваемой сфере. В перечне ОРМ обычно фигурируют опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, обследование помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, контролируемая поставка.
О. Б. Гусев, Б. Д. Завидов, В. Н. Исаенко и другие авторы отмечают, что оперативный эксперимент вообще недопустим по делам данной категории, поскольку осуществляется лишь в целях выявления тяжкого преступления. Указанные авторы оговаривают, «что последнее не вполне оправданно, а главное, не совсем понятно, почему оперативный эксперимент нельзя проводить, например по делам о нарушениях авторских прав, и тогда как закон позволяет производить по делам любой категории такие серьезные мероприятия, которые существенно ограничивают конституционные права граждан» [3, 107-108].
Г. В. Жиделев, анализируя некоторые ОРМ по противодействию незаконному использованию объектов авторских и смежных прав, отмечает, что существенное информационное и доказательственное значение могут иметь результаты прослушивания телефонных переговоров [1, 520]. Однако их проведение, с позиции дозволений и запретов оперативно-розыскного законодательства, весьма проблематично: мероприятия, в ходе которых ограничиваются конституционные права человека и гражданина, допустимы только при наличии судебного решения. Подобное решение основывается на информации о: признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно; лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому предварительное следствие обязательно; событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности. Следует учитывать и то обстоятельство, что деяния, предусмотренные ст. ст. 146, 147 УК РФ к категории тяжких преступлений законодателем не отнесены.
Пресечение преступлений непосредственно в местах производства контрафактной продукции на стадии реализации оперативных материалов, что выступает наиболее эффективным средством превенции и таких преступлений, пока не превалирует ни в статистике, ни на практике.
В соответствии со ст.151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. ст. 146 и 147 УК РФ, производится следователем прокуратуры. Последние расследуют преимущественно преступления, общественная опасность которых превышает опасность посягательства на авторские, смежные и патентные права. Поэтому складывается ситуация, когда органы внутренних дел выявляют преступления по ст. ст. 146, 147 УК РФ, осуществляют комплекс оперативно-розыскных мероприятий в целях изобличения виновных лиц и направляют соответствующие материалы в органы прокуратуры, которые не всегда уделяют должное внимание их изучению и решению вопросов о возбуждении уголовного дела. В связи с этим представляются верными суждения В. Г. Ярыгина, предлагающего внести в уголовно-процессуальное законодательство России изменения, позволяющие проводить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 146, 147 УК РФ, следователями органов внутренних дел [4, 610].