На сегодняшний день самым распространённым, массовым видом лицензии на программное обеспечение (ПО) является коммерческая лицензия. Данный способ распространения программных продуктов в пользовательской аудитории до сих пор активно поддерживается всеми крупными фирмами-производителями ПО, как иностранными, так и отечественными. Но нельзя не обращать внимание и на уровень «пиратства» в этой области. Он остаётся очень высоким, несмотря на постоянное внимание к данной проблеме со стороны как самих правообладателей, так и различных государственных и общественных структур.
Разработчики ПО (как правило, являющиеся и правообладателями), постоянно создают новые и совершенствуют существующие методы и системы защиты своих программ. Но технологии защиты – это далеко не полный перечень тех мероприятий, которые предпринимают правообладатели для снижения количества контрафактных копий их продуктов. Так в последние годы резко активизировалась борьба производителей коммерческого ПО против пользователей т. н. «пиринговых [1]» сетей и сервисов типа «BitTorrent [2]».
Несмотря на внешнее многообразие методов, средств и технологий защиты проприетарного ПО от незаконного копирования и использования, у них у всех есть некоторые общие характерные особенности.
Во-первых, – это крайне низкая эффективность, во-вторых, – ограничение свободы использования программного продукта для законных пользователей за счёт необходимости выполнения процедур, предписываемых системой защиты от незаконного доступа и копирования, в третьих – увеличение стоимости программного продукта для конечного законного пользователя (введение в программный продукт средств защиты – мероприятие, требующее от производителя ПО определённых денежных вложений, которые, разумеется, скажутся на цене ПО).
Исследователи (в частности, С. А. Середа [3]) классифицируют все существующие системы защиты ПО по принципу их функционирования, выделяя при этом три группы: упаковщики/шифраторы, защита от несанкционированного копирования и защита от несанкционированного доступа (НСД), указывая при этом на наличие «побочных эффектов», неизбежно возникающих при работе систем защиты. Так, С. А. Середа насчитывает до одиннадцати видов нежелательных «побочных эффектов», которые, конечно, только снижают потребительские качества коммерческого ПО как товара [4]. Причём, что характерно, проблемы с качеством работы ПО будут испытывать именно легальные пользователи, владеющие копией программы на законных основаниях, поскольку те, кто установил «пиратскую» копию такого же ПО, скорее всего получил её уже освобождённой от всех систем защиты.
В связи с вышеизложенным становится неудивительно, что с каждым годом объём незаконно копируемой программной продукции только возрастает, наводя на мысль, что сам подход к задаче защиты прав правообладателей неверен. Ведь пользователь компьютера, желающий приобрести ПО для своих целей, или уже его имеющий, является таким же полноправным участником данного рынка, как и разработчик ПО. Это значит, что его потребности и права должны также учитываться в принимаемых законодательных актах и текстах лицензионных соглашений, как и потребности и права разработчика и правообладателя.
Один из возможных вариантов решения изложенной проблемы видится в том, чтобы изменить сам способ распространения программных продуктов, отказавшись от привычной коммерческой лицензии в пользу лицензии GPL. Свободное распространение ПО для ЭВМ на основе открытого исходного кода позволит ликвидировать саму почву для «пиратства» – копирование и использование любой нужной программы станет совершенно законным.
Для примера перечислим некоторые компании и государственные структуры других стран, перешедших к использованию СПО в своей деятельности:
• В Болгарии более половины из имеющихся 5 тысяч серверов, используемых учреждениями госсектора, работает на базе операционной системы GNU/Linux. Свободное ПО установлено также и на некоторых правительственных компьютерах. Используется и офисный пакет OpenOffice.org.
• Французская полиция объявила об отказе от использования в своих подразделениях операционных систем фирмы Microsoft в пользу ОС Linux. Первыми переходить на Linux начали некоторые подразделения жандармерии ещё в 2005 году, тогда же был совершён переход и на OpenOffice.org. Всего предполагалось заменить ОС MS Windows XP на Ubuntu Linux на 70000 компьютеров жандармерии (по 12-15 тысяч компьютеров ежегодно). Таким образом, полный переход будет завершён к 2013-2014 году.
• В Австрии представители четырёх из шести партий, входящих в Национальный Совет Австрии одобрили решение о переходе австрийского госсектора на свободное ПО и открытые стандарты.
• В Германии ещё в 2000 году госсекретарь федерального министерства экономики и технологии Зигмар Морсдорф (Siegmar Mosdorf) заявил об официальной поддержке свободного ПО и открытых стандартов федеральным правительством Германии, за счёт чего предполагалось сократить издержки и улучшить безопасность используемых программных продуктов. Кроме того, федеральное министерство внутренних дел Германии в 2002 году продвинуло развитие свободного ПО в этой стране, заключив с компанией IBM соглашение о поставке операционной системы SUSE Linux. В следующем, 2003 году, германское правительство объявило, что не менее 500 государственных учреждений установили операционную систему Linux. Затем, в 2007 году, министерство иностранных дел перешло на оформление документации в свободном формате электронных документов ODF [5], утверждённом ISO [6].
• В Голландии государственные организации приняли стратегию перехода на открытые стандарты и в декабре 2007 года нижняя палата голландского парламента одобрила план принятия открытых стандартов госсектором страны и призвала использовать свободное ПО везде, где только это возможно [7].
• Американская компания Red Hat, ведущий поставщик одного из известнейших дистрибутивов ОС Linux, объявила, что NYSE Euronext, управляющая такими фондовыми биржами, как NYSE [8], Euronext, Liffe, Alternext и NYSE Arca Options, использует её решения. Указывается также, что благодаря решениям Red Hat в NYSE Euronext получили большую гибкость, свободу от поставщика, экономическую выгоду и возможность справляться с серьёзными нагрузками, сохраняя высокий уровень производительности [9].
Похожие тенденции характерны и для других стран. Рассмотрев причины и особенности перехода на свободное ПО в государственных учреждениях и сфере бизнеса разных государств, можно выделить некоторые общие черты, присущие таким мероприятиям:
1. Правительства и государственные организации многих стран заинтересованы в переходе на свободное ПО.
2. Единственной фактически возможной альтернативой коммерческому ПО служит операционная система Linux и разработанные для неё прикладные программы.
3. В большинстве случаев на свободные программы переходят после использования системного и прикладного ПО фирмы Microsoft.
4. В качестве основных причин перехода называют необходимость повышения безопасности программных продуктов, их гибкости, меньшую зависимость от поставщика ПО, более низкую стоимость приобретения программ и пользования ими.
5. Некоторые государства осуществляют переход не только к СПО, но и к открытым стандартам и форматам электронных документов.
6. Финансовые возможности государств и уровень благосостояния их граждан никак не связаны с интенсивностью продвижения идей о внедрении СПО в госсекторе, бизнесе, образовании и т.д.
Но, справедливости ради, необходимо отметить, что в данной проблеме существует и противоположная точка зрения. Не все пользователи компьютеров готовы в любой момент перейти с одной программной платформы на другую. Так, в Дании школьный совет города Вирум (Virum) направил открытое письмо мэру с критикой решения о замене пакета Microsoft Office на OpenOffice.org. В качестве причин критики указывают серьёзные проблемы с программами и отсутствие подготовки в их использовании [10].
На основании приведённых примеров понятно, что в смене одного вида ПО другим по признаку типа лицензии имеются более глубокие причины, чем просто желание пользоваться программами бесплатно. Дело в том, что лицензия GPL не просто предоставляет свободу использования ПО, но и даёт определённую уверенность в развитии данного ПО, быстром устранении разработчиками имеющихся в нём недостатков, выпуске новых версий, обеспечивает полный доступ к его исходным текстам и т.д. Таким образом, в целом, наблюдается устойчивая заинтересованность государственных организаций и коммерческих структур в освоении СПО. По данным журнала «BYTE Россия» со ссылкой на результаты международного опроса корпоративных клиентов, коммерческим ПО в 2008 году пользовалось 47,6 % опрошенных, внутрифирменными разработками – 26,7 %; ПО «Open Source» – 25,7 %; иным ПО – 1,1 %. При этом 64 % используют свободное ПО для платформы MS Windows [11].
Тенденция перехода от коммерческого ПО к свободному нашла свое отражение в разработанных в России документах и выступлениях президента. В «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» от 7 февраля 2008 г. в числе задач развития информационного общества в нашей стране указано: «формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на её основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий». Там же сказано, что для решения данных задач государство «создаёт условия для равного доступа граждан к информации» [12]. Очевидно, что одним из наиболее эффективных путей решения этих задач может быть использование СПО. Кроме того, президент России Д. А. Медведев, во вступительном слове на заседании Совета по развитию информационного общества в России, состоявшемся 12 февраля 2009 года, отметил, что «…львиная доля всех услуг, которые мы потребляем, – это импорт, при том что отечественные программные продукты, по некоторым направлениям во всяком случае, хотя очень важным, являются лидерами в развитых странах, а наши студенты год от года выигрывают самые престижные олимпиады по программированию». Было также указано, что именно свободное отечественное ПО должно в будущем занять прочные доминирующие позиции в деловой и социальной сфере. Надо подумать и о том, чтобы двинуться дальше – к использованию отечественного свободного программного обеспечения…» [13].
Таким образом, переход от коммерческого ПО к свободному можно рассматривать не как временное и «модное» направление в развитии информационных технологий в России и в мире, а как весьма устойчивую тенденцию, обусловленную недостатками существующей системы распространения коммерческого ПО на основе лицензий и действующей системы защиты авторских и смежных прав на программные продукты.