OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.29 · 01:45 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаИнформационное право
2008 — Воробьёв А.А. — Правовой режим доменных имён
.


Воробьёв
Андрей Александрович 

директор департамента по связям с общественностью
АНО «Региональный Сетевой Информационный Центр» (RU-CENTER)








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Правовой режим 
доменных имён

Обычно в качестве доменного имени используется какое-либо краткое словесное обозначение, отождествляемое потребителем с компанией. Как правило, это фрагмент наименования или товарного знака для юридических лиц. Помимо этого в качестве доменного имени регистрируют более общие слова (vodka.ru, travel.ru) – слова из словаря, номера телефонов (7855555.ru), аббревиатуры и др.
Количество лёгких для запоминания доменов, основанных на общеизвестных словах, не бесконечно, а в таких насыщенных доменных зонах, как COM, уже давно исчерпано. И хотя сайт нужной компании обычно несложно найти с помощью поисковой системы, исследования показали, что пользователи не всегда утруждают себя такой работой. В большинстве случаев поиск сайта интересующей компании пользователи начинают с набора в строке браузера её названия (или товарного знака) с добавлением доменной зоны (в России обычно сначала .ru, затем .com). 

Около 60 % мировых интернет-ресурсов имеют несколько доменов. Есть компании, регистрирующие около 40 доменов с различными вариантами написания своего названия или товарного знака, чтобы пользователи имели больше шансов с первого раза найти их ресурс. Неудивительно, что за удачные доменные имена развернулась настоящая борьба, наподобие той, что происходила за наследственные домены в средневековой Франции. В отличие от королевских доменов Средневековья, нынешние домены сети «Интернет» не являются объектами собственности. Регистрация доменного имени предусматривает право пользования этим именем в течение определённого срока, например, одного года. По окончании этого срока регистрацию можно продлить, заплатив ежегодный взнос. Если регистрацию не продлить, доменное имя становится свободным и может (и как показывает практика в 70 % случаев обязательно будет) зарегистрировано кем-либо другим. 
Возникновение системы доменных имен (DNS), активная коммерциализация и популяризация Интернета привели к тому, что домен сегодня приобрел черты нематериального актива, по своим признакам сходного с уже существующими его видами – товарными знаками, фирменными наименованиями. Реализуются дорогостоящие интернет-проекты, для которых домен – львиная доля их коммерческого успеха, так как именно с доменом ассоциируются у потребителей те или иные товары, работы или услуги субъекта электронного бизнеса. 
Система индивидуализации виртуального мира (доменные имена, адреса электронной почты) существует как бы параллельно системе индивидуализации мира реального (фирменные наименования и товарные знаки, наименования мест происхождения товаров и т. д.). Постепенно они вступают в противоречие. 
Предметом основной массы судебных разбирательств, затрагивающих отношения в интернет-сфере, стали споры между владельцами товарных знаков и владельцами доменов за право обладания доменными именами. Они называются «доменные споры» или «споры о доменах». В конце 90-х гг. прошлого века, а именно тогда зафиксированы первые споры о доменах, четкие ориентиры решения подобных споров в законодательстве отсутствовали, что приводило к необоснованным судебным решениям и противоречивости правоприменительной практики. Появилась категория предпринимателей, в основном физических лиц, регистрирующих сходные с товарными знаками домены с конкретной целью: продать их владельцу товарного знака, особенно если он широко известен. Такая практика получила название «киберсквоттинг». Суммы подобных сделок за рубежом иногда составляют миллионы долларов. Обычно на подобных сайтах нет информации, за исключением координат администратора. К нему правообладатель может обратиться, если его заинтересовало предложение о продаже домена. Отрадно, что правообладатели предпочитают обращаться не к киберсквоттерам, а в суд.
В 1997 году Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), членом которой является Российская Федерация, инициировала процесс выработки рекомендаций по разрешению подобных споров для доменов COM, NET и ORG. В итоговом Первом отчёте ВОИС, опубликованном 30 апреля 1999 года, были даны рекомендации по вопросам самой регистрации (её процедуры), внедрению единого порядка разрешения споров по доменным именам, процедуре введения новых доменных имён верхнего уровня, соотнесения объектов исключительных прав (всемирно известных товарных знаков) и доменных имён. 
На основе этих рекомендаций, где, в частности, давалось определение недобросовестной регистрации домена, интернет-корпорация по назначению имён и нумерации (ICANN) утвердила Единую политику разрешения споров по доменным именам (UDRP, Uniform Domain-Name Dispute Resolution Policy). UDRP – неотъемлемая часть договоров регистраторов с пользователями в доменах COM, NET и ORG, а также в ряде национальных доменов (свыше 50 государств). Необходимо, однако, отметить, что UDRP разработана на базе западного законодательства и неприменима в России в силу спорности юридических оснований обязательности решения административной комиссии, рассматривающей спор. 
В юриспруденции все более укрепляется позиция, что для сравнения доменного имени с товарными знаками или иными средствами индивидуализации не следует принимать во внимание зону доменного имени. В данном случае нужно делать акцент на вымышленной части – домене второго уровня. Такая тенденция просматривается, например, в решениях Центра ВОИС по арбитражу и посредничеству по спорам о доменных именах по UDRP. Данный подход более логичен и юридически грамотен.
Как на практике решится дилемма подп. 3 п. 9 ст. 1483 ГК РФ, остаётся только догадываться. Решения законодателя или судебных органов могут быть настолько смелыми, что будут заслуживать критики не меньше, чем сама норма в её современном виде. Оптимальным выходом было бы применение общих, давно устоявшихся правовых норм (общие нормы гражданского права, например о злоупотреблении правом, пресечении нарушений, возмещении убытков; сложившиеся нормы законодательства о товарных знаках, например о недопустимости введения потребителя в заблуждение; нормы о смешении, недобросовестной конкуренции). Именно эти нормы должны ложиться в основу любой правовой оценки. Таким образом, должна запрещаться регистрация в качестве товарного знака только того обозначения, которое включается в доменное имя, зарегистрированное ранее подачи заявки на регистрацию товарного знака, и только в том случае, если такая регистрация нарушает нормы законодательства о товарных знаках (конечно, за изъятием рассматриваемой нормы), например, если такая регистрация способна ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя (подп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ). Обозначение, включённое в любое зарегистрированное доменное имя, вне зависимости от способов его использования не может и не должно становиться препятствием для регистрации такого же обозначения в качестве товарного знака. 

Доменное имя – это, по сути, интеллектуальная собственность в Интернете. Для её защиты необходимо обеспечить юридическую корректность и техническую надёжность процедуры регистрации. До тех пор, пока домен не будет документально закреплён, нецелесообразно:
разглашать информацию о выбранном доменном имени, поскольку конкуренты или киберсквоттеры могут захватить доменные имена в целях их дальнейшей перепродажи; 
использовать для проверки занятости домена сомнительные сервисы. Мы рекомендуем пользоваться сервисом WHOIS, размещённым на сервере Технического центра администратора домена RU РосНИИРОС (www.ripn.net) и аккредитованных регистраторов. 
Многие для того, чтобы зарегистрировать домен, обращаются к своему провайдеру. К сожалению, иногда провайдер регистрирует на себя доменное имя, за которым обращается клиент, предоставляя клиенту возможность просто его использовать. Об истинном положении дел клиент, как правило, не догадывается до тех пор, пока не решит, например, отказаться от услуг этого провайдера или изменить способ доступа к Internet. 
Полезно тщательно изучать условия договора, заключаемого на регистрацию доменного имени. Важно, чтобы в договоре было зафиксировано обязательство провайдера зарегистрировать домен второго уровня в зоне RU на имя обладателя домена. Домен второго уровня имеет вид domain.ru, а не, например www.domain.ru (не путать с адресом веб-сайта!). Домен вида www.domain.ru является доменом третьего уровня в домене domain.ru. Ссылка на домен вида www.domain.ru в договоре с провайдером не гарантирует регистрацию домена domain.ru на имя обладателя. Он должен быть указан в качестве администратора домена. Именно администратору принадлежат все права на использование доменного имени. 
Иногда при регистрации корпоративных доменных имен сотрудники фирмы регистрируют домены на себя лично, а не на юридическое лицо. Домен оформляется на системного администратора, помощника директора, секретаршу и даже курьера, который привозит деньги в кассу регистратора. Такой сотрудник, часто сам того не подозревая, становится весьма ценным для фирмы, а его увольнение (читай, увод домена) грозит для компании серьёзными проблемами, связанными с потерей корпоративного домена.
В российском национальном домене RU действует заявительный порядок регистрации доменных имён. Выбор имени домена и его использование осуществляет заявитель (называющийся впоследствии администратором домена). Предварительная проверка заявляемых к регистрации доменных имён на соответствие их каким-либо объектам (в том числе объектам исключительных прав) не проводится. Владелец домена несёт риск возможных неблагоприятных последствий, связанных с выбором домена и его использованием. 
Имя или фирменное наименование владельца домена можно узнать в базе данных РосНИИРОС, воспользовавшись WHOIS-сервисом. В получаемой справке содержится адрес гражданина или организации, наименование провайдера и адреса DNS-серверов, иная полезная для обращения в суд и отыскания ответчика информация. В базу данных информация попадает при регистрации конкретного домена. За предоставление недостоверной информации о себе при регистрации домена или за устаревшие данные владелец домена несёт ответственность вплоть до аннулирования регистрации доменного имени.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Воробьёв Андрей Александрович  —  Каталог : Информационное право
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD