Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.14 · 18:33 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Инфокоммуникации
2012 — Полещенко К.Н., Разумов В.И., Рыженко Л.И., Семенюк Н.А. — Конвергенция социальных и технологических инноваций
.
VII Всероссийская научно-практическая конференция
«Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной
инфраструктуры на основе рационального природопользования»
III Форум ИННОВАТИКА-ОМСК
23 - 27 апреля 2012 года
• Конференции
ИННОВАЦИИ И КОГНИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


Полещенко
Константин Николаевич

доктор технических наук, профессор кафедры
педагогических информационных технологий и дополнительного образования
Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского,
член-корреспондент Академии инженерных наук им. А. М. Прохорова (АИН РФ)

Разумов
Владимир Ильич

доктор философских наук,
профессор, заведующий кафедрой философии
Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского


Рыженко
Леонид Игоревич

кандидат технических наук,
доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями»
Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии (СибАДИ),
директор Международного института стратегического проектирования

Семенюк
Наталья Андреевна

преподаватель кафедры «Физика»
Омского государственного технического университета


Конвергенция социальных и технологических инноваций
в формировании когнитивной фазы
развития цивилизации

Доклад


Для обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности, а также для формирования инновационной культуры общества, развитые страны поддерживают высокие темпы развития и внедрения прогрессивных технологий, обеспечивая дополнительные инвестиционные ресурсы. Вместе с информационной средой высокие технологии формируют экономическую и технологическую безопасность государства. Внедрение высоких технологий всегда выражается в виде инноваций (базисных или эпохальных) – освоения выпуска нового продукта, применения нового технологического процесса или предоставления нового вида услуг. Динамика и качество экономического роста всё сильнее зависит от технологических сдвигов на базе инноваций как технологических, так и социальных, т. к. согласно технико-экономической парадигме технологическое развитие включает в себя социальную и институциональную структуры общества [1, с. 47].
Технологические инновации – это инновации, направленные на расширение ассортимента и улучшение качества производимых товаров и услуг (инновация-продукт) или используемых при этом технологий (инновация-процесс). Технологические инновации лежат в основе удовлетворения растущих, всё более разнообразных личных, производственных и иных потребностей, насыщения и обновления рынков товаров и услуг, повышения эффективности производства, смены моделей и поколений техники, технологических укладов и технологических способов производства [2].
Социальные инновации – это явления в социальной сфере общества, которых не было на предыдущей стадии его развития и которые возникли естественным образом либо введены по инициативе субъектов управления – государства, церкви и т. д. [3]. Изменения в социальных и институциональных системах, способствуют массовому внедрению высоких технологий нового уклада, соответствующего ему типа потребления. По мере развития очередного технологического уклада создаётся новый вид инфраструктуры, преодолевающий ограничения предыдущего, с переходом на производство интеллектуального ресурса, который закладывает основу для становления следующего технологического уклада.

Проблема соотношения высоких технологий Hi-Tech и Hi-Hume

Высокие технологии – это условное обозначение наукоёмкой, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений и оказывающей весьма значительное и очень быстрое воздействие на социокультурную сферу и человека [4]. Следует подчеркнуть, что высокие технологии используются не только для создания новых продуктов и новых материалов (Hi-Tech), но и для совершенствования (изменения) самого человека (Hi-Hume).
Анализ существующей ситуации показывает, что на современном этапе развития современного общества существует рассогласование темпов развития высоких технологий (Hi-Tech и Hi-Hume) и темпов развития социума (социальных систем). Данное рассогласование обусловлено противоречием между темпами развития социальных инноваций в социуме под влиянием высоких технологий и темпами развития технологических инноваций, т. к. анализ развития социальной системы показывает, что темпы её развития определяются темпами развития социальной сферы и технико-технологической сферы. В свою очередь, темпы развития и социальной и технико-технологической сфер зависят от темпоральности инноваций в указанных областях деятельности. На сегодняшний день технико-технологическая сфера значительно опережает темпы развития социальной сферы. По-видимому, такая динамика социальных и технико-технологических процессов зависит от характера циркуляции инноваций в каждой из систем. Движение инноваций в социальной сфере носит преимущественно «закрытый» характер; инновации практически не распространяются в технико-технологическую сферу, динамика их невысока, они не являются определяющими по отношению к направлению развития всей социальной системы. Напротив, движение инноваций в технико-технологической сфере отличаются высоким темпом, что связано с сокращением жизненного цикла технологий, продуктов и услуг; происходит диффузия инноваций в различные секторы экономики. Инновации наукоёмких технологий, в целом, определяют вектор развития социума за счёт трансферта знаний из одной сферы в другую. Тем не менее, разница в темпах развития продолжает нарастать.
Взаимодействие между темпами развития высоких технологий, ориентированных на материальное производство (Hi-Tech) и темпами развития технологий, направленных на изменение человека (Hi-Hume) можно проанализировать с помощью схемы противоречий [5] (рис. 1).



Рис. 1. Схема противоречия «Hi-Tech – Hi-Hume»

В качестве третьего компонента, регулирующего взаимодействие Hi-Tech и Hi-Hume можно использовать образовательные технологии (ОТ), т. к. именно в процессе образования возможно регулирование развития совместного пространства физических и социогуманитарных технологий и, соответственно, формирования технологического пакета [6]. Чем выше уровень развития физических (Hi-Tech) технологий, тем больше разрыв между образовательными технологиями и социогуманитарными технологиями. Образование носит «догоняющий» характер. Наступает развитие естественнонаучного мира [7, с. 435]. И, наоборот, чем выше уровень развития социогуманитарных технологий, тем ниже уровень Hi-Tech, и, соответственно, образование нацелено на подготовку менеджеров в сфере управления; формируется гуманитарный мир [7, с. 435], в котором избыток управляющих технологий фундирует высокие Hi-Tech технологии.
Взаимодействие «Hi-Tech – Hi-Hume» носит возобновляющийся характер. Следовательно, как максимальных, так и минимальных значений одновременно в обеих областях, добиться практически невозможно. Нулевой уровень соответствует устойчивому состоянию системы, которое постоянно функционирует в заданных пределах. Формируется «технологически сбалансированное развитие» [7] общества. Положение между «0» и min, или max в силу своей неустойчивости являются предпосылкой для формирования и развития новых технологий работы со знаниями.
Конвергенция социальных и технологических инноваций по мнению ряда аналитиков пройдёт в условиях синтеза физических и гуманитарных технологий. Мы полагаем, что необходимым условием этого является возможность конвергенции социальных и технологических инноваций, что можно проанализировать с помощью универсальной схемы взаимодействия [8], с учётом модификаций [9] (рис. 2).



Рис. 2. Развитие высоких интеллектуальных технологий

Рассогласованное развитие социальных и технологических инноваций во многом обусловлено тем, что они разрабатываются в основном разными группами практического сообщества: технологические инновации – представителями естественнонаучной сферы, социальные инновации – представителями социально-гуманитарной сферы.
Взаимодействие представителей (учёных) естественнонаучной и социально-гуманитарной сфер приводит к формированию социально-технологических инноваций как некоторого инструментария, обеспечивающего тесное взаимодействие и творческое сотрудничество различных социальных групп, образующих практические сообщества. Носителями социально-технологических инноваций в условиях коммерциализации являются представители интеллектуального предпринимательства, как ресурсная основа фазового перехода современного общества.
В качестве ожидаемого эффекта можно рассматривать высокие интеллектуальные технологии, такие как ТДИС, стандарт ДИС2 с его применением к формированию смысловых сетей, позволяющих синтезировать накопленные знания и устанавливать смыслосодержательные связи между отдельными категориями из разных научных областей.
Внедрение высоких интеллектуальных технологий служит механизмом интеллектуальной поддержки формирования новых социальных групп практического сообщества.

___________________________
1. Сухарев О. С. Экономика технологического развития / О. С. Сухарев. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 480 с.
2. Яковец Ю. В. Эпохальные инновации XXI века / Ю. В. Яковец; Международный ин-т П. Сорокина – Н. Кодратьева. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. – 444 с.
3. Социологический словарь [Электронный ресурс]. – URL : http://www.slovarus.ru/?di=219471 (дата обращения: 23.02.12).
4. Жукова Е. А. Проблема классификации высоких технологий / Е. А. Жукова // Вестник ТГПУ. – 2008. – Выпуск 1 (75). – С. 34–46.
5. Разумов В. И., Сизиков В. П. Информационные основы синтеза систем: В 3 ч. – Ч. I Информационные основы системы знаний: Монография. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2007. – 266 с.
6. Переслегин С. П. Прогнозы и другие результаты [Электронный ресурс]. – URL : http://pereslegin.net/?page_id=29 (дата обращения: 22.02.12).
7. Переслегин С. П. Новые карты будущего, или Анти-Рэнд / С. П. Переслегин. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, Спб.: Terra Fantastica, 2009. – 701.
8. Одум Ю. Экология. В 2-х т. Т. 1. / Ю. Одум. – М. : Мир, 1986. – 382 с.
9. Разумов В. И. Экология и безопасность жизнедеятельности. Материалы лекций и методические указания / В. И. Разумов. – Омск: Диалог Сибирь. Изд-во «Наследие», 1998. – 78 с.

© К.Н. Полещенко, В.И. Разумов, Л.И. Рыженко, Н.А. Семенюк, 2012

 
 
Автор : Полещенко Константин Николаевич  —  Каталог : Социум. Инфокоммуникации
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD