Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 22:09 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Финансы
2008 — Погребняк М.Ю. — Правовая защита объектов интеллектуальной собственности, созданных за счёт средств государственного бюджета
.


Погребняк
Марина Юрьевна 

бухгалтер ООО «Софт Сервис»,
соискатель
ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Правовая защита 
объектов интеллектуальной собственности, 
созданных за счёт средств государственного бюджета

Разработка эффективной системы коммерциализации интеллектуальной собственности (ИС) чрезвычайно актуальна. Решение об использовании патентной информации при выборе направлений инновационного развития определяется происходящим смещением акцентов государственной промышленной политики в сторону повышения внимания к введению в хозяйственный оборот объектов ИС, созданных с привлечением бюджетных средств.
Патентные системы развитых стран как инструмент стимулирования инновационного развития постоянно развиваются. Например, изменения в патентной системе США, проведенные в 80-е годы ХХ века, были направлены на повышение заинтересованности частного бизнеса в коммерциализации новых проектов, что привело к существенному возрастанию инновационной активности. Ряд авторов отмечает различие «эластичности» спроса на патенты среди фармацевтики и автомобилестроения. Для некоторых отраслей характерен так называемый патентный парадокс: большое количество получаемых патентов при низкой эффективности их защиты. Предприниматели Великобритании разочарованы длительностью процедуры патентования, стоимостью посредничества опытного агента и больше всего тем, что после выдачи патента его владелец не получает юридически определенных и практически осуществимых прав, так как Патентное ведомство не несет ответственность за принимаемые им решения. 

В настоящее время в России отсутствует четкая федеральная система государственного регулирования инноваций, в частности нормативная база по закреплению и распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности. Существует лишь правовая идеология государственной инновационной политики и деятельности, в основе которой лежат законодательные и подзаконные акты органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. 
Особенно остро стоит вопрос о принадлежности права на объекты ИС, созданные за счет бюджетных средств. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2005 года № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» утверждено положение «О закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета», в пункте 4 которого установлено, что государственные заказчики при заключении государственных контрактов включают в них условие о закреплении прав на результаты научно-технической деятельности:
- Российской Федерацией, если данные результаты в силу закона изъяты из оборота, либо ограничены в обороте или финансирование работ по их доведению до стадии промышленного применения (включая изготовление опытной партии) берет на себя Российская Федерация;
- за Российской Федерацией или по решению государственного заказчика за Российской Федерацией и исполнителем совместно, если данные результаты необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности государства, а также с защитой здоровья населения.
В других случаях права на результаты научно-технической деятельности закрепляются за исполнителем на условиях, определяемых в государственных контрактах. 
Однако закрепление прав собственности за исполнителем еще не означает, что такая организация может данной собственностью распоряжаться. Это актуально для структур, которые по форме собственности являются учреждениями (вузы, НИИ). Согласно ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью и частично, причем учреждение имеет лишь право оперативного управления предаваемой ему собственностью. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете ст. 298 ГК РФ. Особенностью правового положения учреждения является возможность осуществления им предпринимательской деятельности в соответствии с учредительными документами. Полученные от ведения такой деятельности доходы и приобретенное за их счет имущество поступают в «самостоятельное распоряжение» учреждения и учитываются им на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК РФ). 
О распоряжении результатами интеллектуальной деятельности можно смело говорить только в отношении ИС, полученной в результате выполнения НИОКР за счет собственных средств (если эти средства были получены от предпринимательской деятельности), а также НИОКР, выполненных за счет средств негосударственного заказчика, если права на такую ИС по договору ему не принадлежат. Необходимо также учитывать положения устава организации-исполнителя: ту его часть, которая трактует разрешенную для организации предпринимательскую деятельность.
Финансирование НИОКР за счет государственного бюджета осуществляется строго по смете, доход в виде прибыли учреждению это принести не может, следовательно, проведение НИОКР за счет средств государственного бюджета нельзя отнести к предпринимательской деятельности. Значит и возможность распоряжаться правами на получившуюся в результате НИОКР ИС весьма сомнительна. Иными словами, по закону учреждению принадлежит право на созданную за счет федеральных средств ИС, но распоряжаться ею оно не может. 
Предлагается ввести типовой договор, заключаемый между учреждениями и главным распорядителем бюджетных средств, финансирующим НИОКР, где бы прописывались условия распоряжения правами на объекты ИС. Однако это не решает вопроса о правомерности его применения для режима оперативного управления, поскольку он не будет касаться правовой основы действия исполнителя в отношении самой возможности распоряжаться такими правами. 
Меры стимулирования развития правовой защиты результатов ИС должны формировать целый комплекс взаимосвязанных мероприятий, отражающих интересы авторов разработок предприятий, на которых произведены объекты, а также государства. Это:
- определение обособленного правового режима для объектов ИС, созданных в организациях с режимами оперативного управления или хозяйственного ведения;
- разработка отдельного нормативно-правового акта с описанием: в каких случаях он может быть применен и как приобретаются и отчуждаются права на ИС, созданную за счет средств государственного бюджета; 
- внесение поправок в ГК РФ в части права оперативного управления и хозяйственного ведения, в отношении правового положения учреждений; законы РФ «О некоммерческих организациях», «Об образовании», «О высшем и профессиональном образовании» и др.
Это дало бы возможность узаконить право учреждения не только владеть, но и распоряжаться на законном основании правами на объекты ИС, полученные за счет средств федерального бюджета, что позволит стимулировать продвижение разработок, получать с этого доход, реинвестировать его в учебную и научную деятельность.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Погребняк Марина Юрьевна  —  Каталог : Экономика. Финансы
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD