Термин «нематериальные активы» (далее – НМА) применяется в отечественном бухгалтерском учете с 1988 года. В соответствии со вступившим в силу с 1 января 1999 года Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (далее – Положение по ведению бухгалтерского учета), утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н, к нематериальным активам, используемым в хозяйственной деятельности в течение периода, превышающего 12 месяцев, и приносящим доход, относятся права, возникающие: из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.; из патентов на изобретения, промышленные образцы, коллекционные достижения, из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование; из прав на ноу-хау и др. Кроме того, к нематериальным активам могут относиться организационные расходы, а также деловая репутация организации.
Сложности оценки НМА всегда возникали при мероприятиях по учету на предприятиях. Проблемы на предприятиях определяются на уровнях выработки норм учетной политики, организации первичного учета, оценки нематериальных активов, причем самая большая трудность заключается в оценке достоверности НМА. Если оценка организационных расходов, затрат на создание промышленных образцов, затрат на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, расходы на создание информационных баз, программ для ЭВМ не является проблемой в бухгалтерском учете и аудите, то оценка и отражение в учете деловой репутации организации непростой процесс. Деловая репутация фирмы (гудвилл) оценивается с помощью двух основных методов:
- избыточных прибылей – деловая репутация как бренд, который помогает компании извлекать больше прибыли по сравнению с ситуацией, если бы она продавала небрендированный товар;
- балансового – стоимость деловой репутации равняется разнице между стоимостью бизнеса в целом и стоимостью его активов как материальных, так и идентифицируемых нематериальных.
Для многих компаний деловая репутация фирмы – самый значительный актив, которому не присущи идентифицируемость и обособленность. Оценку деловой репутации и других неидентифицируемых активов целесообразно связывать с какими-либо идентифицируемыми активами, в том числе товарным знаком, фирменным наименованием, коммерческим обозначением и фирменным стилем. И такая возможность появилась с введением четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная проблема решаема, по мнению аудиторов, и здесь можно рекомендовать компаниям выработку в учетной политике подходов и принципов оценки деловой репутации компании.
Вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации налагает и на предприятия, и на аудиторов в 2008 году определенные обязательства по достоверности оценки НМА. Средства индивидуализации – фирменные наименования, наименования мест происхождения товара, коммерческие обозначения – согласно Положению по бухгалтерскому учету не относятся к нематериальным активам. Отсюда и сложности в организации учета затрат по средствам индивидуализации, а также при проведении аудита таких НМА.
Однако, средства индивидуализации можно отнести и к деловой репутации компании, а затраты на фирменное наименование сгруппировать в бухгалтерском учете. Если расходы на регистрацию фирменного наименования, выработку фирменного стиля компании, ее коммерческое обозначение нельзя отнести к деловой репутации, то можно выделить в качестве самостоятельных НМА и отметить в учете по видам направлений затрат. К последним можно отнести: расходы на разработку фирменного стиля, на регистрацию фирменного наименования или коммерческого обозначения организации; расходы на оформление и регистрацию интернет-сайта, на издание буклетов или прайсов организации, а также других средств индивидуализации, например: визитки, календари, флажки, нанесение надписей на ежедневниках или записных книжках и т. д. Порядок отражения этих расходов в бухгалтерском учете можно также фиксировать в учетной политике компаний.
Одна из задач аудита – подтверждение достоверности оценки затрат на приобретение или создание НМА. Для решения этой задачи уже при тестировании следует обратить внимание на наличие на предприятии сальдо по счету 04 «Нематериальные активы» и наличие или отсутствие сальдо по счету 05 «Амортизация нематериальных активов». Но наличие или отсутствие сальдо на указанных счетах еще не доказательство того, что на предприятии не производились расходы, которые могут быть отнесены к нематериальным активам. Поэтому во время аудиторской проверки, особенно при аудите расходов предприятия, следует рассматривать расходы с позиции отнесения их к нематериальным активам, так как на предприятии могут недооценивать назначение производимых расходов. Например, предприятие занимается разработкой коммерческих обозначений: логотипа, формы письма или отчета, визиток или вывесок, при этом используя либо труд своих работников, либо прибегая к услугам специализированных фирм или организаций. Фактически произведенные затраты на коммерческие обозначения можно разделить на расходы двух типов: произведенные для разработки коммерческого обозначения или фирменного стиля организации, которые могут быть отнесены к нематериальному активу; произведенные, но не относящиеся к нематериальному активу, поскольку в будущем они не будут приносить экономической выгоды.
Самым сложным при этом в аудите будет определение фактической стоимости объектов нематериальных активов. Вопросы оценки нематериальных активов в аудите стоят очень остро, так как в большинстве своем на предприятиях не детализируют производимые расходы. Отсюда объективность оценки НМА всегда очень проблематична: о ней говорят только тогда, когда аудиторская проверка завершена и аудитор сводит все полученные в ходе проверки доказательства в отчет, изучает все расходы предприятия в комплексе.
Оценка НМА состоит из подтверждения первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА; проверяются своевременность и полнота отражения в бухгалтерском учете операций с НМА при соблюдении требований законодательства Российской Федерации, обоснованность стоимости НМА документами регистрации, договорами или первичными документами и регистрами бухгалтерского учета, произведенные расходы при условии создания НМА на предприятии.
Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета НМА заключается в том, что аудитор устанавливает: определен ли круг лиц, ответственных за сохранность объектов НМА, обеспечено ли неразглашение коммерческой тайны; созданы ли условия, обеспечивающие сохранность НМА и информации о них; произведена ли классификация НМА. Выводы о достоверности оценки НМА аудитор всегда отражает в письменной информации руководству аудируемого лица.