В настоящее время вузы идут по пути развития учебно-научно-инновационного комплекса. Образованные бюджетными учреждениями коммерческие фирмы выступают учебно-научно-производственными интегрированными структурами вуза, деятельность которых направлена на внедрение/практическое применение результатов интеллектуальной деятельности этих учреждений. И вместе с тем малые инновационные предприятия могут содействовать созданию условий для развития кадрового потенциала отечественной науки и обеспечения преемственности в научной и технологической сферах, выступать производственными площадками для практики студентов. Привлечение студентов к работе предприятий позволяет осуществлять их практическую подготовку в инновационно-предпринимательской сфере, когда будущий специалист овладевает определёнными навыками творческого решения практических задач, умением использовать в своей работе всё то новое, что появляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к условиям производства. В рамках привлечения вузовской молодёжи к работе предприятий, им предлагается участие в следующих мероприятиях, связанных с развитием фирм и продвижением их продукции:
1. Регистрация предприятий. Правовую базу создания научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ целевого назначения установил Федеральный закон от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ. Представители молодёжи непосредственно участвуют в регистрации предприятия в налоговых органах и в дальнейшем правовом и бухгалтерском сопровождении созданных малых предприятий – на практике знакомятся с процедурой открытия расчётного счёта, с необходимыми процедурами обращения фирмы в налоговые органы, пенсионный и страховой фонды и другие государственные службы.
2. Участие в федеральных и региональных программах и проектах по поддержке субъектов малого инновационного предпринимательства и реализуемых ими проектов.
3. Выставочная деятельность. Привлечение к организации и участию вуза и малых предприятий в межрегиональных, всероссийских и международных выставках и форумах научно-технических и инновационных проектов и разработок. Участие в данных мероприятиях рассматривается как одна из возможных форм презентации и рекламы разработок, привлечения потенциальных инвесторов и деловых партнёров. Основу выставочных экспонатов составляют инновационные разработки студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников, реализуемых в рамках малых предприятий. В рамках форумов и конференций студенты регулярно выступают с докладами по вопросам развития инновационного сектора экономики и принимают участие в работе тематических круглых столов по инновационной тематике. Это позволяет им получать опыт в подготовке презентации проекта, опыт публичного выступления и участия в дискуссии.
4. Обеспечение коммуникаций предприятий с органами власти, общественными организациями и бизнес-сообществом. Привлечение вузовской молодёжи к организации и участию в проводимых встречах разработчиков и инвесторов/покупателей (круглые столы, мастер-классы и семинары-тренинги, в которых принимают участие студенты и сотрудники университета) по тематике развития инновационной и научно-технической деятельности.
5. Формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности МИП. В рамках данного направления деятельности студенческая молодёжь привлекается к осуществлению процесса информирования разработчиков о проводимых конкурсах, выставках и форумах, к созданию и обновлению базы данных разработок и проектов, к подготовке информационных каталогов разработок и проектов, к размещению материалов в средствах массовой информации и др.
Не останавливаясь на всех нюансах, связанных с реализацией ФЗ-217, отметим те возможности, которые дают созданные при вузе фирмы для подготовки инновационно-ориентированных кадров – вовлечение студентов и сотрудников вуза в реальные производственные процессы, реализация с привлечением вузовской молодёжи инновационных проектов малого бизнеса и организация на практике обучения студентов навыкам инновационной деятельности.
Опыт проведения названных мероприятий обозначил важность вопроса, связанного с мотивацией, с условиями и механизмами стимулирования инновационной активности молодёжи. Привлечение молодёжи к инновационной деятельности только за счёт пропаганды невозможно. Самой лучшей мотивацией является непосредственная демонстрация результата уже проделанной работы. Если молодёжь видит, что проекты и изобретения её сверстников внедряются в науку, промышленность и нашу повседневную жизнь, пользуются спросом и приносят ощутимую прибыль, тогда многие проявляют свою заинтересованность в повторении этого успеха. Необходимо устранять по возможности те барьеры, с которыми сталкиваются молодые люди, и создавать адекватные условия и стимулы, способные обеспечить включение представителей молодёжи в работу по реализации наукоёмких проектов, чтобы молодёжь смогла проявить активность и встроиться в инновационные процессы. Мнения молодых учёных о препятствиях для их участия в реализации инновационных проектов свидетельствуют о четырёх главных ограничениях. Во-первых, мнение о том, что «в науке практически нет хорошо оплачиваемых рабочих мест, зарплата очень низкая». Во-вторых, многие из молодых учёных осознают, что им не хватает опыта, необходимых для этого компетенций. Субъективно они готовы к инновациям, но не хватает инвестиционного, организационного и лидерского потенциала, чтобы объединить, дать новый импульс обучению и творчеству. В-третьих, молодёжь как существенное препятствие воспринимает «отсутствие жилья» и невозможность решить эту проблему. В-четвёртых, очень высока доля тех, кто оценивает ситуацию в российском обществе и науке как нестабильную.
Учащаяся молодёжь – основной источник кадров для научно-инновационной среды. Именно на этапе обучения в вузе необходимо привить молодому специалисту тягу к научно-инновационной деятельности, дать возможность испытать потребность в творческой самореализации и ощутить от этого получение осязаемых дивидендов для себя. Именно во время проведения мероприятий по поддержке творческой активности молодёжи представители научных организаций могут присмотреть и отобрать себе бедующих перспективных сотрудников. Активное участие в обозначенных мероприятиях позволяет добавить ещё один объективный критерий и отобрать соискателей в аспирантуру не только по уровню знаний, но и по уровню творческого потенциала. Проводимые мероприятия – это и возможность предоставить наиболее творческим молодым специалистам новый круг общения, который может позволить не только обмениваться мнениями, ни и создать новый перспективный научный коллектив. Основы информации о природе и особенностях инновационных процессов способствуют более чёткому пониманию самой инновационной деятельности и более корректной работы в рамках коллектива над инновационным проектом. Минимизировать действие негативных факторов можно только в том случае, если научная молодёжь сможет активно заявить о себе, участвуя в перспективных направлениях исследований и доказать свою способность в разработке коммерчески значимых разработок и выработке инновационных решений для реального сектора экономики. Необходимо, чтобы молодые участники инновационного процесса имели достаточно ресурсов, а также мотивов и стимулов к развитию знаний и навыков, используемых для расширения производства и реализации продукции. Создание благоприятных институциональных условий для нововведений и сохранение кадрового потенциала науки, её лидеров, в том числе из молодёжной среды, должны быть приоритетами государственной политики. Признание огромного потенциала российской науки и образования в сфере инновационного экономического развития позволяет надеяться на эффективное сотрудничество государства, бизнеса и науки в этом направлении.
Реализацией представленных мероприятий и вовлечением в представленные практики молодёжи призваны заниматься организации и структурные подразделения, составляющие комплексную инновационную инфраструктуру вуза, обеспечивающую решение вопроса превращения фундаментальных знаний в наукоёмкие технологии и прикладные научно-технические разработки, составляющие основу высокотехнологичной продукции в реальном секторе экономики, а также вопрос подготовки необходимых для этого специалистов. Во всём мире признано, что университеты являются важнейшим источником инноваций. Именно здесь осуществляется значительная часть фундаментальных, прикладных исследований и технологических разработок. И, самое главное, здесь готовятся кадры, способные создавать и работать в экономике, основанной на знаниях.
Работы по формированию инновационных инфраструктур в российских вузах в той или иной степени начались с середины девяностых годов XX века, однако особый динамизм этому процессу придали проводимые с 2004 года конкурсы Министерства образования и науки, сначала в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (два конкурса инновационных образовательных программ), затем – при создании национальных, федеральных и национальных исследовательских университетов. За последние несколько лет образовательные учреждения активизировали свою деятельность в направлении развития инновационной составляющей своей политики. Вузы активно включились в процесс построения и формирования своей инфраструктуры, обеспечивающей подготовку инновационно-ориентированных кадров и эффективную деятельность по коммерциализации и выводу на рынок результатов интеллектуальной деятельности своих научных коллективов. В настоящее время и меры государственного стимулирования научной и инновационной активности высшей школы всё более направлены на развитие исследовательской инновационной инфраструктуры вузов [10]. При этом, за последнее время существенно изменились и принципы распределения средств на поддержку науки и инноваций в России: фактически произошёл переход от нормативного равенства к конкурсному отбору лучших, сметное финансирование вытесняется распределением средств через ведомственные, федеральные целевые программы, направленные на развитие научной и инновационной деятельности.
Для анализа данных тенденций и их результатов мы обратились к опыту построения инновационной инфраструктуры российских вузов, в том числе и тех вузов, которые получили поддержку конкурсного отбора программ развития инновационной инфраструктуры. Среди них национальные исследовательские, федеральные и ведущие университеты страны: МГУ, СПбГУ, СФУ, ЮФУ, С(А)ФУ, КФУ, УрФУ, ДВФУ, СВФУ, КГТУ, МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, ННГУ, НГУ, ПГТУ, СГАУ, СГГУ, СГУИТМО, ТПУ, ОмГТУ, ОГИС, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского и др. Анализ инновационной инфраструктуры названных российских вузов и тенденций их развития позволяет сделать следующие выводы:
• В каждом из них в той или иной мере сформирована инновационная инфраструктура, включающая в себя соответствующую функциональную структуру и кадровое наполнение. Ключевым компонентом инновационной инфраструктуры, как правило, является Центр трансферта технологий либо его аналог, который способствует превращению научных разработок в продаваемый продукт. Кроме того, имеются Центры интеллектуальной собственности, основной задачей которых является поиск, инвентаризация объектов интеллектуальной собственности и заключение лицензионных соглашений. Также в ряде вузов созданы Инновационные образовательные центры, оказывающие образовательные услуги в сфере менеджмента инновационной деятельности, управлении инновационными проектами и т.п. В некоторых вузах имеются технопарки и бизнес-инкубаторы, выполняющие функции поддержки инновационных проектов на самой ранней стадии и начинающих малых инновационных предприятий.
• С принятием ФЗ-217 в вузах был создан целый ряд соответствующих малых инновационных предприятий, однако большинство из них находятся на начальной стадии развития, не до конца решены некоторые финансово-правовые вопросы их существования. В связи с созданием этих предприятий в вузах наметилась тенденция к дополнению имеющейся инновационной инфраструктуры организациями, оказывающими консалтинговую, правовую, маркетинговую, инвестиционную и т.п. поддержку данным предприятиям, стали появляться отделы инновационного консалтинга и подобные им.
Результаты анализа позволяют выделить и ряд общих необходимых принципов формирования инновационной инфраструктуры для обеспечения подготовки инновационно-ориентированных кадров и эффективного обеспечения инновационной деятельности:
1. Инновационная инфраструктура должна носить комплексный характер, оказывать услуги на всех этапах инновационного цикла.
2. Элементы инновационной инфраструктуры должны координировать свои действия при оказании услуг, действуя как единый механизм.
3. Инфраструктура должна соответствовать реально имеющемуся научно-техническому, производственному и образовательному потенциалу.
4. Для создания и развития инновационной инфраструктуры при научно-образовательных учреждениях требуется привлечение бюджетных средств. Затем, уже в процессе своей работы, организации инновационной инфраструктуры должны ориентироваться на привлечение средств из внебюджетных источников. Как показывает мировая практика, этап становления и стартового развития малых технологических предприятий не может эффективно осуществляться без государственной поддержки.
5. Важным является обеспечение государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры в виде совокупности правовых, экономических и организационных действий органов государственной власти, направленных на создание благоприятных условий для осуществления и развития инновационной деятельности.
6. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности отдельного научного учреждения необходимо формировать во взаимосвязи с инфраструктурой родного региона и страны в целом. Инфраструктура вуза должна рассматриваться как составная часть общей инфраструктуры для нужд национальной инновационной системы в целях обеспечения конкурентоспособности и качественного экономического роста.
7. При развитии инновационной инфраструктуры использовать отечественный и зарубежный опыт и возможности сотрудничества с соответствующими международными организациями и программами, что позволит минимизировать риски и потери.
Важно определиться с учётом научно-технического потенциала вуза с приоритетными направлениями развития, сформировать структуры, скоординировать их деятельность и в ходе практики выработать механизмы производства и внедрения инновационного продукта.
В практике формирования инновационных инфраструктур образовательных учреждений можно выделить ряд общих моментов: общая схема инновационной инфраструктуры должна включать в себя производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие. Как правило, объектами инновационной инфраструктуры в образовательных учреждениях выступают следующие организации: бизнес-инкубаторы, технопарки, технопарковые зоны, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры сертификации, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры научно-технической информации, центры инновационного консалтинга, центры инновационных компетенций, центры патентования и защиты интеллектуальной собственности и другие объекты инновационной инфраструктуры.
Стратегия развития вузов страны – развитие в направлении к инновационному университету исследовательского типа и включение его в соответствующую региональную инновационную систему. На сегодняшний день основными профильными рынками для вуза являются рынок образовательных услуг и подготовки специалистов, рынок интеллектуального труда и наукоёмкой продукции, научного обслуживания и консалтинговых услуг. Функционирование инновационной инфраструктуры университета направлено на повышение экономической отдачи от образовательной и научной деятельности вуза и его всестороннее вовлечение в инновационную сферу, на решение вопроса превращения фундаментальных знаний в наукоёмкие технологии и прикладные научно-технические разработки, способные создавать высокотехнологичную продукцию и внедрение этой продукции в реальный сектор экономики. Система управления инновационными процессами в вузе и деятельность её отдельных инфраструктурных элементов нацелены на координацию не только механизмов создания технологических инноваций с потенциалом коммерциализации и их внедрения, но и на координацию на стартовом этапе организации и управления инновационными проектами, эффективного и своевременного использования инструментов государственной поддержки для развития инновационных проектов, создания и развития малых предприятий.
Именно такая комплексная инфраструктура позволит создать в вузе практико-ориентированную среду, обеспечивающую включение студентов в процессы научно-исследовательской и научно-производственной деятельности. Это позволит дать выпускникам и молодым учёным представление об основных понятиях и категориях коммерциализации технологий, выработать навыки в области организации и управления процессами создания и коммерциализации научно-технических инноваций для осуществления дальнейшей деятельности по коммерциализации конкретных научных достижений и разработок, создавать и развивать наукоёмкое предпринимательство.
Нет сомнения, что вопросы подготовки современных квалифицированных кадров имеют первостепенную важность для успешной реализации государственной программы модернизации экономики страны. Без решения проблемы кадрового потенциала бессмысленно говорить об инновационной экономике, в которой производство становится сферой быстрой реализации научных достижений. На современном этапе актуальной становится проблема подготовки кадров для формирования экономики инновационного предпринимательского типа. Кадровое обеспечение развития экономики инновационного предпринимательского типа в России предполагает, что функции вуза модернизируются, поскольку связаны уже не только с образованием для всех участников инновационного процесса, но и предполагают подготовку специалистов, способных генерировать новые знания и технологии, а также подготовку специалистов в области инновационного менеджмента, организаторов инновационных процессов, обладающих навыками поиска перспективных научно-технических идей и их практической реализации в инновациях, т.е. осуществление предпринимательской инновационной деятельности. При этом содержательная составляющая процесса подготовки предпринимательских кадров должна постоянно корректироваться с учётом возникновения новых условий и потребностей. Для решения этой задачи системе образования необходимо приобрести большую гибкость. Без существенного пересмотра содержания и применяемых технологий, невозможно повысить качество подготовки выпускников и их готовность к профессиональной деятельности в условиях взятого курса на модернизацию экономики.
Таким образом, современность ставит перед системой высшего профессионального образования следующие взаимосвязанные задачи по развитию инновационного предпринимательского потенциала экономики:
• Обновление содержания, организации процесса обучения и повышение качества образования.
• Обеспечение интеграции образования с работодателями, что позволит увязать цели образования с потребностями рынка труда.
• Создание инфраструктуры и условий, способных не только обеспечить ускоренную реализацию полученных знаний в профессиональной деятельности, но и создать собственный бизнес.
Опредёленная роль в решении вопроса подготовки необходимых для современной экономики кадров отводится различным организационным формам взаимодействия вузов, общественных объединений граждан, органов власти и бизнес-сообщества. Тесное взаимодействие высших учебных заведений с институтами Российской академии наук, с промышленными предприятиями и организациями страны может внести достойный вклад в решение задач устойчивого социально-экономического развития страны, повышения конкурентоспособности и развития национальной инновационной системы. Итоги вступительных экзаменов 2010 года показали, что 35 % поступивших в технические университеты – школьные двоечники и троечники. А вот отличники по-прежнему поступают учиться на юристов и менеджеров – ни одного процента выпускников с высоким баллом ЕГЭ нет в авиа- и ракетостроительных вузах, и лишь не более 4 % поступили в вузы, имеющие отношение к электронной промышленности. Связано это с тем, что спрос на образование всё ещё формируется родителями абитуриентов, а не работодателями [11]. Ситуацию может изменить реальное взаимодействие вузов и предприятий с бизнесом.
Взаимодействие высшего профессионального образования с производством и предпринимателями позволит:
• Установить более тесные связи обучения с практической и производственной деятельностью, производства с наукой.
• Обеспечить независимую оценку качества подготовки специалистов.
• Выявить наиболее важные компетенции специалиста и обеспечить совместное их формирование.
Более того, необходим триумвират в данном вопросе – государство, вуз и производственный сектор. Данное сотрудничество позволит готовить кадры, отвечающие потребностям реального сектора экономики и своевременно вносить коррективы. Развитие указанных форм интеграции позволяет говорить о переориентации системы «образование – производство» на формирование компетентности специалиста, развитие его профессионально-значимых личностных качеств, что позволит молодым специалистам быстро и адекватно вступать в трудовую деятельность, имея опыт практической работы в реальном секторе экономики. Подчеркнём, что сегодня, когда человеческий, личностный фактор играет в экономике определяющую роль, возникает необходимость освоения знания, как способа самоидентификации работника, как способа развития не только студента, но и производства. Поэтому для формирования компетентного специалиста требуется использовать потенциал, который заложен в интеграции «образование – наука – производство».
Омские вузы работают в направлении приведения своей образовательной системы в соответствие с требованиями государственной инновационной политики, согласно которой высшие учебные заведения должны формировать кадровый потенциал, обладающий инновационным мышлением, способностями к разработке и реализации инновационных проектов. Реализация задачи, стоящей перед системой высшего профессионального образования по развитию инновационного предпринимательского потенциала экономики, возможна через создание специфической инфраструктуры. Полагаем, вузы могут обеспечить студентов знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного создания рабочих мест. Важно стимулировать молодёжные инновационные бизнес-инициативы и развитие предпринимательства, на уровне малого и среднего бизнеса. Цель формирования инновационных компетенций в сфере наукоёмкого предпринимательства – развитие творческого потенциала, инновационности и предпосылок к самостоятельной предпринимательской деятельности, что предполагает:
• Развитие персональных качеств и навыков, лежащих в основе предпринимательского мышления и поведения (творческий потенциал, чувство инициативы, способность к риску, самостоятельность, уверенность в себе, качества лидера и т.д.).
• Формирование у студентов представлений о предпринимательстве как возможном варианте собственной карьеры.
• Разработка конкретных инновационно-предпринимательских проектов.
• Обеспечение навыков и знаний, связанных с ответами на вопрос, каким образом следует приступать к проработке и реализации проекта, каким образом можно управлять ходом его развития и др.
Таким образом, практико-ориентированные программы по развитию инновационных компетенций в сфере наукоёмкого предпринимательства должны содержать инструментарий, необходимый для развития творческого мышления, позволяющий эффективно решать проблемы, анализировать бизнес-идеи, общаться, работать в сети, выступать в качестве лидера и обладать знаниями и навыками оценки любого потенциального проекта. При организации собственного бизнеса студенты чувствуют себя более уверенными, если до этого у них была возможность проверить себя и свои бизнес-идеи в среде учебного заведения.
Качество и ожидаемая результативность представленных практик привлечения молодёжи с целью подготовки кадров для высокотехнологичных производств, может быть оценено по следующим показателям. Приведём лишь некоторые количественные показатели/результаты реализации силами организаций инновационной инфраструктуры ОмГУ описанных выше практик и вовлечение в них представителей молодёжи вуза:
• На сегодняшний день при ОмГУ на основании ФЗ-217 создано 15 малых инновационных предприятий. Объём финансирования, освоенный малыми предприятиями на сегодняшний день, составляет более 15 млн. рублей. В каждом из предприятий заняты студенты, аспиранты, молодые учёные. Они выступают либо в роли одного из учредителей фирмы, либо в роли её сотрудников, либо в роли члена проектной группы, выполняющей заказной проект одной из фирм.
• За период учебного 2010-2011 года молодёжь вуза приняла участие в боде 20 выставках и форумах. Экспозиции инновационных проектов ОмГУ получили высокую оценку экспертов и были отмечены медалями и дипломами различной степени.
• За период учебного 2010-2011 года было подготовлено на конкурс Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства на предоставление грантовой поддержки субъектам малого предпринимательства и гражданам для организации собственного дела 20 заявок, из них 11 заявок получили финансирование в размере 200 тыс. рублей.
• За период учебного 2010-2011 года было подготовлено на конкурс Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства в целях предоставления грантов на создание инновационных компаний подготовлено 12 заявок, из них 9 заявок получили финансирование по 500 тыс. рублей.
• За период учебного 2010-2011 года было подготовлено по программе «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере более 60 заявок, 12 проектов было поддержано.
• За период учебного 2010-2011 года было подготовлено по программе «Старт» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере 13 заявок, 6 проектов было поддержано.
• Регулярно представители молодёжи вуза участвуют с докладами в практических конференциях, форумах, школах и др.
Данные показатели, при существующих фактически на сегодняшний день возможностях для привлечения молодёжи к инновационной деятельности, на наш взгляд, свидетельствую о том, что организуемые и проводимые представленные выше практики имеют свои положительные, вполне качественные результаты.
И последнее, что хотелось бы отметить в заключение. Практика свидетельствует – инновационному бизнесу не хватает энтузиастов. Как правило, у вузов есть инновационные разработки, но одно дело придумать технологию, совсем другое – воплотить её в жизнь, создать малое предприятие, которое работало бы и приносило прибыль. И вот число энтузиастов, которые готовы делать инновационный бизнес, не так велико. В роли таких энтузиастов могут выступить студенты, аспиранты, молодые учёные и преподаватели, но для этого необходимо в университете постоянно поддерживать и усиливать атмосферу инновационной активности и создавать необходимые условия для коммерциализации инновационных разработок. Вуз старается поддерживать интерес к инновационной деятельности, но нельзя это делать только с одной стороны – стороны вуза. Взаимодействие должно идти со всех сторон, в том числе активность и инициативность должны исходить и со стороны вузовской молодёжи. Это первые необходимые условия для создания и развития собственного бизнеса. Только при совместной деятельности всех участников инновационных процессов, активном взаимодействии научной, образовательной, исследовательской, производственно-технической, консультационной, маркетинговой и финансовой деятельности возможно эффективное инновационное развитие экономики и выход страны на новый уровень развития.