Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 22:34 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2010 — Стукен Т.Ю. — Реформа системы профессионального образования в контексте инновационного развития региона
.


Стукен
Татьяна Юрьевна

доктор экономических наук,
проректор по учебной работе
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
3 декабря 2010 года

Реформа системы профессионального образования 
в контексте инновационного развития региона 

Инновационное развитие региона имеет множество составляющих – организационную, технологическую, ресурсно-инвестиционную и др. Не умаляя важности комплексного подхода к вопросу инновационного развития, следует, тем не менее, отметить, что, в конечном итоге инновации являются персонифицированными, а сам персонал представляет собой ключевой фактор инновационного развития. Уровень конкурентоспособности современной экономики всё в большей степени определяется качеством персонала, обеспечивающего высокий уровень производительности труда в условиях постоянной смены производственных технологий, что диктует повышенные требования к квалификации персонала, его ответственности, готовности создавать и осваивать новое в профессиональной деятельности. Именно поэтому усиление инновационной составляющей экономического развития невозможно без соответствующих изменений в системе общего и профессионального образования, её нацеленности на формирование активных, мобильных работников с высоким уровнем развития творческого потенциала. 
Вместе с тем, именно система образования в последние годы подвергается серьёзной, и часто обоснованной критике за её отрыв от потребностей производства, излишнее теоретизирование в ущерб практическим знаниям, использование морально устаревшей информации и технической базы, тотальное снижение качества образования в сочетании с массовостью высшего образования и практически полным «вымыванием» начального профессионального. Претензии работодателей сводятся не только к содержанию обучения, но и к используемым образовательным технологиям, в которых делается акцент на запоминание и воспроизведение материала, но не на его анализ и глубокое осмысление. При этом представляется совершенно очевидным, что инновационное развитие экономики требует переосмысления роли образования в современном обществе, изменения его содержания, технологий обучения и оценки результативности. С одной стороны, система образования должна приблизиться к потребностям практики, а с другой – всегда идти на полшага впереди, обучая студентов новым, передовым достижениям науки и техники, внедрение которых в производство ещё только предстоит.  
Результатом переосмысления роли образования в современном динамично меняющемся обществе стала, начиная с 2006 года, разработка новой парадигмы развития отечественного профессионального образования. Она основывается на принципе преемственности, учёте положительного опыта, накопленного российской системой образования, и, в то же время, позволяет интегрировать отечественную систему в европейское образовательное пространство, сделать её более прозрачной и ясной, обеспечить возможность академической мобильности студентов и преподавателей.
Несмотря на то, что разработка основных документов, определяющих новые «правила функционирования» профессионального образования, близка к завершению, зачастую ни вузовская общественность, ни представители бизнеса не имеют чёткого понимания целей реформы, её идеологии, предпосылок и последствий. Предстоящая реформа зачастую оценивается как однозначно негативная, способная завести отечественную экономику в тупик, лишив её столь необходимого в современных условиях притока квалифицированных специалистов. Исходя из этого, представляется необходимым остановиться на сравнении нынешней и проектируемой систем профессионального образования, обозначив как общие черты, так и различия, а также отметить влияние изменений на перспективы инновационного развития экономики. 

С целью ограничения дальнейшего анализа наиболее важными, ключевыми направлениями изменений, в данном докладе акцент будет сделан на следующих моментах.
Во-первых, единое образовательное пространство России предполагает, среди прочего, задание единых требований к подготовке специалистов на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Именно поэтому в основу дальнейшего анализа будут положены документы федерального уровня, которые, впрочем, оставляют значительный простор для вариации программ с учётом особенностей социально-экономического развития регионов и реализуемых в них инновационных программ и проектов.
Во-вторых, инновационная экономика предъявляет особые требования к уровню подготовки работника, его креативности, способности принимать решения в нестандартных ситуациях, в условиях неопределённости. Этим объясняется особое внимание к системе высшего профессионального образования, поскольку именно она призвана формировать у студентов перечисленные качества. Сравнивая ныне действующие образовательные стандарты и стандарты, работу по которым планируется начать с 2011 года, можно отметить, что наибольшие изменения происходят в системе высшего профессионального образования. Поэтому дальнейший анализ изменений будет проведён на её примере.

Рассмотрим основные особенности федеральных государственных стандартов высшего профессионального образования нового поколения.

1. Объединение основных образовательных программ в крупные группы направлений подготовки. Так, например, более полутора десятков специальностей и направлений подготовки в области химической технологии теперь объединены в одно направление – «Химическая технология». Двадцать одна позиция подготовки специалистов и бакалавров в области экономики и управления сгруппирована в пять направлений подготовки: «Экономика», «Менеджмент», «Бизнес-информатика», «Государственное и муниципальное управление», «Управление персоналом». С одной стороны, такое объединение позволяет преодолеть чрезмерную узость подготовки, которая оборачивается запредельно высокими издержками общества при подготовке специалистов, большая часть которых не может найти работу по специальности. С другой стороны, при такой практике возможны риски снижения качества подготовки, что должно быть компенсировано построением более гибких и адаптивных образовательных программ при участии работодателей.

2. Основная часть образовательных программ реализуется в бакалавриате и магистратуре. Специалитет остаётся в сферах, связанных с обороной и безопасностью, а также в области культуры и искусства. Стандартный для большинства отраслей пятилетний срок подготовки специалиста заменяется на четырёхгодичный период подготовки бакалавра и далее – двухгодичную магистратуру. Как показывает анализ федеральных стандартов, снижение нормативного срока подготовки бакалавров не влечёт резкого сокращения объёма профессиональной  подготовки, поскольку сокращение происходит за счёт факультативных дисциплин, военной подготовки (вместе – около полугода обучения). Объём профессионального цикла в целом остаётся сопоставимым с таковым в прежних стандартах. Так, например, по большинству экономических, естественнонаучных, гуманитарных направлений подготовки объём профессионального цикла устанавливается не ниже, а порой на 2-5 % выше того, что был заложен в прежних стандартах. Поэтому опасения снижения качества профессиональной подготовки при переходе на новые стандарты выглядят преувеличенными. 

3. Наиболее важная особенность нового стандарта – компетентностный подход. Напомним, что под компетенцией понимается способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. В отличие от модели «знания-умения-навыки» такой подход предполагает, что выпускник не просто знает материал, но и готов его использовать, способен в практической деятельности решать те задачи, которые от него требуются. Немаловажно и то, что перечень компетенций является открытым и может быть дополнен вузами с учётом конкретных условий. Именно компетентностный подход является краеугольным камнем новых стандартов и задаёт целый ряд их производных особенностей. Приведём лишь некоторые из них: 
ориентация на результат освоения образовательной программы, рассматриваемый не как сумма знаний, а как готовность и способность их применять;
обязательно участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ, что способствует приближению образования к практике и делает его более восприимчивым к потребностям бизнеса вообще и инновационного развития – в частности;
вариативность программ, учитывающая потребности студента как потребителя образовательных услуг, активность студента в выборе изучаемых дисциплин, формировании индивидуальной траектории обучения.

4. Стандарты нового поколения чётко устанавливают требования к результату освоения образовательных программ с точки зрения уровня квалификации выпускника. В соответствии с т.н. дублинскими дескрипторами, они отражают спектр возможных задач, решаемых бакалаврами и магистрами (табл. 1):

Таблица 1.

Дескрипторы степеней бакалавров и магистров

Степень бакалавраСтепень магистра
Могут применять полученные знания и демонстрировать их понимание на уровне представления аргументов и решения проблем в изучаемой областиМогут применять свои знания и понимания при решении проблем в новых или незнакомых средах в более широком (междисциплинарном) контексте
Обладают способностью собирать и интерпретировать информацию, строить суждения, принимать решения на основе рефлексии социальных, научных, этических нормОбладают способностью к интеграции знаний и построению заключений на основе неполной или ограниченной информации, рефлексии социальных и этических норм при реализации своих решений
Умеют представлять различного рода информацию, идеи, проблемы и их решенияМогут ясно представлять собственные заключения, доказывать собственные тезисы
Демонстрируют знания и понимание, опираясь на продвинутый уровень работы с текстом, требующей глубоких знаний в изучаемой областиДемонстрируют оригинальность в развитии и применении идей к своим исследовательским задачам
Имеют развитые навыки обучения, необходимые для следующей ступени образованияОбладают учебными навыками, позволяющими продолжить обучение в условиях большей автономии и самоуправления

5. Образовательные стандарты в части формулировки требований к результату освоения образовательной программы включают компетенции инновационной направленности, например:
обладает способностью к саморазвитию, самореализации, приобретению новых знаний, повышению своей квалификации и мастерства;
обладает способностью гибкой адаптации к различным ситуациям и к проявлению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении целей профессиональной деятельности.
способен ориентироваться в условиях частой смены технологий профессиональной деятельности;
способен создавать новое знание, соотносить это знание с имеющимися отечественными и зарубежными исследованиями. 

6. Усиление вариативной составляющей образовательных программ. Если в восьмидесятых годах XX века вариативная часть программы, формируемая вузом, ограничивалась 10-12 % её общей трудоёмкости, в середине 90-х годов она возросла до 15-20 %, то сейчас удельный вес вариативной части в специалитете планируется на уровне 30 %, в бакалавриате – 50 %, в магистратуре – 70 %.  
Таким образом, в федеральном стандарте заложена принципиальная возможность вуза адаптироваться к потребностям региона и учитывать сложившуюся социально-экономическую ситуацию при разработке и реализации планов подготовки. Эта же норма, на наш взгляд, предполагает дополнительную ответственность бизнес-сообщества региона за качество подготовки специалиста, поскольку последнее теперь формируется не только и не столько перечнем обязательных дисциплин, сколько заказом работодателя на формирование конкретных компетенций. 

7. Ещё одним значимым отличием новых стандартов является обеспечение возможности студенту с учётом собственных потребностей и интересов выстраивать программу обучения (разумеется, в рамках стандарта). Так, 30-33 % вариативной части образовательных программ составляют дисциплины по выбору студента, что в пересчёте на стандартное время обучения составляет более одного семестра. Такой подход при умелой реализации позволит не только сделать образование более гибким, но и повысит ответственность выпускника за выбор того или иного курса, и, в конечном итоге, за качество подготовки. 

Таким образом, обзор новых стандартов позволяет сделать вывод об их принципиальном соответствии инновационной направленности социально-экономического развития, возможности подстройки образования к конкретным запросам бизнеса без ущерба для объёма подготовки по дисциплинам профессионального цикла. 
Вместе с тем, говоря о системе образования, было  бы неверным ограничивать её только обзором основных образовательных программ, поскольку образование «для последующей жизни» всё активнее уступает место образованию «в течение жизни». Следовательно, в данных условиях приоритетным становится развитие рынка дополнительного профессионального образования. Для нашей страны это направление особенно актуально, поскольку охват населения дополнительным профессиональным образованием у нас несопоставим с таковым в ведущих европейских странах. Доля экономически активного населения РФ, участвующего в непрерывном образовании – 23 %, в Австрии, Дании, Финляндии, Швеции – более 70 %, Швейцарии – 68 %, Франции – 51 %, Германии – 42 %, Великобритании – 38 %. 
Именно поэтому в современных условиях профессиональным сообществом и органами управления образованием обсуждаются следующие вопросы: 
расширение  предложения услуг дополнительного профессионального образования и расширение самостоятельности организаций, оказывающих такие услуги;
создание независимых центров сертификации, стимулирование развития системы рейтингов, общественно-профессиональной аккредитации организаций и программ дополнительного  профессионального образования;
изменение механизмов финансового обеспечения программ дополнительного профессионального образования, разработка механизмов многоканального финансирования, в т.ч. посредством предоставления льгот, финансовых сертификатов и пр.
Представляется, что предстоящие изменения потенциально способны создать основу того, чтобы сделать отечественную систему образования более открытой и гибкой, адаптировать её к требованиям, закладываемым приоритетами инновационного развития, способной учесть интересы общества, студента и работодателя. Однако конкретный результат будет определяться не только административными процедурами и финансированием нововведений, но и тем, насколько эффективно вузы и бизнес-сообщество смогут выстроить взаимоотношения по поводу профессиональной подготовки в части как основных, так и дополнительных программ.
 

Опубликовано:
Материалы второй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
3 декабря 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Стукен Татьяна Юрьевна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD