Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.07 · 19:52 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2009 — Кужева С.Н. — Региональная инновационная система: проблемы кадрового обеспечения (часть 2)
.


Кужева 
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
24 ноября 2009 года

Региональная инновационная система:
проблемы кадрового обеспечения

(часть 2)

Особое значение на всех уровнях управления, во всех инновационных программах имеет стратегия развития образования. Следует согласиться с распространённым мнением, что в России население имеет достаточно высокий уровень образования. Более 23 % занятого населения имеет высшее, еще 39 % – среднее профессиональное образование (в том числе 3 % – неполное высшее образование). То есть более 60 % работающих являются по образованию специалистами. Нельзя отрицать творческий потенциал и тех, кто окончил профессиональное училище, имеет начальное профессиональное образование и является квалифицированным рабочим – их более 15 %. В то же время более 4 миллионов специалистов работают в качестве простых рабочих, не по специальности. В связи с этим многие учёные и практики делают вывод о расточительных затратах государства на высшее образование. Эти оценки убедительны, и надо существенно пересмотреть структуру профессионального образования, оптимизировать соотношение численности обучающихся в системе вуз – техникум (колледж) – ПТУ.
Но важен и другой вывод в сложившейся ситуации. Эти миллионы специалистов, являющиеся рабочими, могут стать важным звеном инновационного потенциала предприятий. Их можно целенаправленно привлекать к выполнению творческих заданий, планировать их служебную карьеру, увлечь возможностями служебного продвижения и изменения профессионального статуса. К тому же на предприятиях, развивающихся по инновационному пути, доля специалистов неизбежно возрастает, а доля рабочих сокращается. Очевидно, в стратегии инновационного развития (которое невозможно без мобилизационного) должен быть особый раздел, содержащий меры по профессионально-квалификационному продвижению рабочих с высшим образованием. Кроме того, необходимо значительное повышение роли  вузов в переподготовке специалистов.
Для нашей страны наиболее серьезной проблемой эффективного обеспечения субъектов инновационной деятельности квалифицированными кадрами является фактическое отсутствие менеджеров, способных провести технологическое нововведение от образца до массового производства и развить на этой основе успешный бизнес. Как показывает мировой опыт, для кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в каждой отрасли экономики требуются руководители и специалисты, обладающие особой подготовкой и владеющие специфическими знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими эффективность инновационного процесса в соответствующей предметной области.
Решением проблемы может стать подготовка необходимых специалистов по инновационному менеджменту в рамках высшей школы. Учреждения высшего профессионального образования предлагают обучение по направлениям «Инноватика», «Управление инновациями», «Организация и управление наукоёмкими производствами», «Менеджмент высоких технологий». Подготовку специалистов по управлению в сфере инновационной деятельности также обеспечит уточнение и расширение квалификационных требований профессионального стандарта по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах».
Вопросы создания и развития системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности как подсистемы инновационной системы Омской области определяются Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.
В настоящее время подготовку кадров в Омской области ведёт более ста субъектов образовательной деятельности. Однако проблема подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров для сферы инновационной деятельности, с точки зрения участников инновационных процессов, остается нерешённой, как в количественном, так и в качественном отношении. Количество подготовленных специалистов и уровень их подготовки не в полной мере соответствует требованиям по обеспечению формирования инновационной системы Омской области.
Отсутствует единый центр, разрабатывающий стратегию и координирующий подготовку кадров для сферы инновационной деятельности, в том числе по организации и управлению инновационными процессами. Спрос на услуги в области менеджмент-образования формируется недостаточно активно. Об этом свидетельствует довольно низкий уровень осведомленности о состоянии соответствующего сегмента рынка. Не сформировано общественное мнение о необходимости подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.
На муниципальном уровне не сформированы центры подготовки кадров для инновационной деятельности, ведущие обучение по программам повышения квалификации для государственных и муниципальных служащих, руководителей и специалистов инфраструктуры инновационной деятельности, промышленных предприятий, научных и научно-технических организаций и оказывающие консультационные услуги в сфере инновационной деятельности с привлечением лучших специалистов.
Отношение к проблеме подготовки управленческих кадров для научно-технической сферы и инновационной деятельности неоднозначно. Далеко не все управленцы осознают необходимость целенаправленного овладения новыми знаниями, связанными с развитием рыночных отношений, полагаясь на свой предшествующий практический опыт, который, однако, не соответствует требованиям новых условий работы.
По мнению руководителей образовательных учреждений, хорошо осведомлённых в вопросах формирования спроса на менеджмент-образование, «инновационную деятельность сильно тормозит ментальность руководителей предприятий научно-технической сферы. Представители среднего управленческого звена хотят учиться (в том числе по личным мотивам), но большинство руководителей предприятий, особенно крупных, уверены в своей компетентности и считают, что им учиться не надо».
Более того, руководители предприятий научно-технической сферы стараются принять на работу опытных специалистов-экономистов, тогда как молодые люди, получившие современное образование в области менеджмента, не могут (или не хотят из-за низких заработков) устроиться по специальности. Когда же речь идёт о повышении квалификации или дополнительном образовании в области инновационного менеджмента и других новых направлений, то либо стоимость образовательных услуг слишком высока для многих предприятий, либо при доступной их цене руководителей и менеджеров не удовлетворяют предлагаемые программы.
Деятельность по подготовке кадров для инновационной сферы не носит системного характера. Эти вопросы решаются различными органами государственной власти и местного самоуправления с недостаточной координацией действий и с недостаточной опорой на изучение реальных потребностей в кадрах для программ инновационного развития области.
Квалификационный уровень работников предприятий и организаций в области управления инновациями существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда. Потребности работодателей и инновационной инфраструктуры в кадрах изучены недостаточно. Утвержденный Минтруда России в 2004 г. Профессиональный стандарт по профессии «Менеджер инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах» для формирования содержания образовательных программ используется не в полном объёме.
В образовательных учреждениях инновационной инфраструктуры, органах государственной власти и местного самоуправления нет единого понимания содержания программ подготовки кадров, в том числе по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.
Не ведётся обучение команд специалистов, способных реализовать инвестиционные проекты и программы инновационного развития территорий, отраслей и организаций с учётом отраслевой (предметной) специфики.
Вопрос о содержании образования, его качестве, безусловно, заслуживает особого внимания. Мнение руководителя одного из предприятий: «Вузы готовят малоинициативных, хотя и квалифицированных исполнителей. В процессе учёбы надо ориентировать будущих специалистов на кропотливую работу и одновременно помогать им вырабатывать активную жизненную позицию, установку на успех».
Уровень преподавания управленческих дисциплин не соответствует сегодняшним требованиям. Недостаточна практическая направленность управленческого образования. Это упрёк не только вузам, но и в гораздо большей степени учреждениям дополнительного образования и повышения квалификации административно-управленческого персонала. Затраты на дополнительное образование, как правило, не окупаются, что также отталкивает администрацию научных учреждений и предприятий от участия в повышении квалификации управленческих кадров. Ситуацию могут изменить молодые специалисты, получившие современное управленческое образование, учёные, подготовившие диссертационные работы в этой области, руководители успешных научных центров и предприятий. Чтобы дополнительное управленческое образование было ориентировано на практику, к учебной деятельности должны широко привлекаться руководители и менеджеры, добившиеся реального успеха, готовые передать свой опыт (такие примеры есть). Тогда интерес к менеджмент-образованию в научно-технической сфере возрастает.
Весьма перспективно коллективное (корпоративное) обучение, обеспечивающее формирование управленческой команды. Однако у нас оно пока не получило широкого распространения.
Невысокое качество образования эксперты объясняют тем, что не хватает квалифицированных преподавателей для подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности, значителен разброс в уровне их квалификации, недостаточна учебно-методическая и материально-техническая база. «Причины многих проблем, связанных с инновационной деятельностью, подготовкой управленческих кадров следует искать в методике преподавания, в самих преподавателях. Обычно в качестве преподавателей выступают теоретики. Но теория должна иметь прикладной аспект как для будущих менеджеров, так и для будущих исследователей и инженеров. Этого многие преподаватели обычно дать не могут».
В связи с невысоким развитием инновационной культуры в обществе, а также недостаточной пропагандой успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации у части прошедших переподготовку и повышение квалификации специалистов возникают проблемы трудоустройства на территории области. Усугубляет положение неразвитость инфраструктуры поддержки венчурного капитала, фондового рынка, необходимой консультативной и юридической среды.
Целью формирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности Омской области является придание нового качества инновационной деятельности и увеличение на этой основе доли конкурентоспособной инновационной продукции в структуре производства области.
Для достижения указанной цели следует решить в первоочередном порядке следующие взаимосвязанные задачи:
- организация взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, субъектов образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры, производственных предприятий, научных и научно-технических организаций Омской области в интересах кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;
- разработка и последующее утверждение комплекта документов законодательного, правового и нормативно-методического регулирования системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности;
- разработка и организация выполнения комплексного плана мероприятий по созданию и развитию системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности Омской области на период до 2015 года;
- формирование системы мониторинга и прогнозирования потребностей в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров для сферы инновационной деятельности Омской области;
- модернизация содержания и структуры профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы инновационной деятельности, в том числе по организации и управлению инновационными процессами в соответствии с потребностями инновационно-ориентированных конкурентоспособных отраслей экономики Омской области;
- создание сети учебно-консультационных центров, реализующих планы переподготовки и повышения квалификации кадров для инновационной сферы на территории Омской области;
- формирование условий для профессионального роста профессорско-преподавательского состава, ведущего подготовку кадров для инновационной сферы;
- организация мониторинга качества подготовки кадров для организации и управления в сфере инновационной деятельности;
- развитие системы объективного, независимого внешнего контроля качества подготовки кадров для инновационной сферы совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей;
- становление на территории Омской области системы общественно-профессиональной аттестации специализированных образовательных программ по подготовке кадров для инновационной сферы;
- создание профессиональных объединений работодателей Омской области как полноправных субъектов развития системы кадрового обеспечения инновационной деятельности с целью придания практической направленности программам подготовки кадров для инновационной сферы, учёта требований рынка труда, привлечения дополнительных интеллектуальных и материальных ресурсов к развитию инновационной системы;
- формирование инновационной культуры и общественного мнения о необходимости подготовки кадров для инновационной сферы, пропаганда успехов и опыта подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации.
В настоящее время наиболее остро ощущается потребность в обучении следующих категорий руководителей и специалистов:
1) органов государственной власти Омской области, отвечающих за формирование и управление инновационной системой области;
2) органов местного самоуправления муниципальных образований, заинтересованных в инновационном развитии своих территорий;
3) инновационной инфраструктуры (технопарков, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий, венчурных фондов и др.);
4) промышленных предприятий, научных и научно-производственных организаций;
5) малых инновационно-технологических фирм.
Одномоментно увеличить количество специалистов по организации и управлению в сфере инновационной деятельности до требуемого уровня невозможно. Поэтому особое внимание нужно уделить подготовке преподавателей и консультантов, которые, сосредоточившись на первых порах в учебно-консультационных центрах муниципального уровня, смогут посредством программ повышения квалификации и консультационной деятельности обеспечить потребности организаций.
Образование вообще должно получить инновационную ориентацию. Это означает, что не только будущим экономистам, но и инженерам необходимо дать базовые знания в области рынка, коммерциализации, инновационной деятельности. Сегодня важно не только получить конечный результат, например, опытный образец, но и внедрить его в производство. Необходимо обучать студентов правилам игры цивилизованного рынка. Эти требования относятся в равной мере ко всем учебным центрам, которые предоставляют дополнительное образование или обеспечивают повышение квалификации администраторов и управленцев.
Система профессиональной подготовки управленческих кадров должна быть многоступенчатой и многофункциональной, чтобы по мере возникновения образовательных запросов конкретных потребителей (с расширением их профессиональной компетенции и служебной ответственности) обеспечивалось последовательное повышение уровня реализуемых образовательных программ в области управления научно-технической сферой. Если удастся обеспечить повышение качества менеджмент-образования, рынок отреагирует адекватным образом – спрос на соответствующие услуги начнет расти.
Необходимо активизировать и систематизировать информационную работу с потенциальными потребителями образовательных услуг. Руководители и менеджеры предприятий научно-технической сферы заинтересованы в регулярной и надёжной информации по следующим вопросам:
- возможности получения менеджмент-образования: перечень научных организаций и вузов, которые готовят специалистов в этой области в рамках основного высшего и послевузовского образования, обеспечивают дополнительное профессиональное образование, включая второе высшее образование) по соответствующей тематике; содержание конкретных образовательных программ; профессорско-преподавательский состав; длительность и стоимость обучения и др.;
- достоверные рейтинги образовательных учреждений, обеспечивающих подготовку в области управления научно-технической сферой и инновационной деятельностью;
- возможности получения направлений на учёбу, образовательных грантов и субсидий из государственных и негосударственных фондов;
- отечественные и зарубежные образовательные программы и условия участия в них;
- стажировки для менеджеров предприятий научно-технической сферы;
- научно-технические выставки в России и за рубежом;
- новая литература по проблемам инновационного менеджмента.
Проведение мониторинга действующей системы подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности должно быть выполнено с учётом методики аналогичного мониторинга деятельности образовательных учреждений инновационной инфраструктуры России, разработанной по заказу Федерального агентства по науке и инновациям. По результатам мониторинга должен быть составлен реестр и создана база данных субъектов образовательной деятельности, осуществляющих подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности Омской области.
Социологи предложили термин «инновационная культура», которая в наибольшей степени характеризует необходимость массовой вовлеченности работников, независимо от их профессионально-социального статуса, в инновационные процессы. Инновационная культура органически соединяет вопросы науки, образования, культуры с профессиональной практикой.
В Основных направлениях политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 г. особо подчеркнута важность взаимосвязи государственной политики в этой области с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров по управлению в сфере инновационной деятельности.
В рамках системы кадрового обеспечения сферы инновационной деятельности в Омской области необходимо добиться расширения масштабов и достижения нового качества подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями областного и муниципальных рынков труда в интересах ускорения социально-экономического развития Омской области. Развитие системы кадрового обеспечения инновационной сферы должно привести к достижению нового качества подготовки кадров для сферы инновационной деятельности и увеличению их количества, что позволит достичь нового качества инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности экономики Омской области за счёт инновационной составляющей.

(См. начало доклада: часть 1)
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
24 ноября 2009 года, г. Омск

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD