Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 21:47 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2009 — Кужева С.Н. — Региональная инновационная система: проблемы кадрового обеспечения (часть 1)
.


Кужева 
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
24 ноября 2009 года

Региональная инновационная система:
проблемы кадрового обеспечения

(часть 1)

Вывести нашу страну из затянувшегося кризиса может только целенаправленный переход к инновационной экономике, отличительной чертой которой является эффективное использование информации и знаний. Инновации, научно-технический прогресс в современных условиях стали основой устойчивого экономического роста практически всех стран мира; они позволяют полнее удовлетворять потребности общества, населения в разнообразных видах продукции и услуг при существенной экономии природных ресурсов, сырья и материалов, ведут к коренным изменениям в технологическом способе производства.
Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний», «новой экономики» и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признаёт, что изменился тип воспроизводства; его основной чертой становится развитие национальных инновационных систем (НИС).
Обычно НИС характеризуют как совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций. О ней говорят как об обеспечивающей инновационные процессы в пределах национальных границ системе экономических механизмов и видов деятельности. Или определяют как комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности.
Формирование НИС – новой формы экономического и финансового взаимодействия вовлечённых в инновации экономических агентов – основной итог научно-технического развития в ХХ веке. Его важнейшие результаты заключаются в следующем. Это ускорение инновационных процессов, преодоление исторической изолированности науки как самодостаточной сферы деятельности, отказ от линейных методов создания новшеств (научная идея – разработка – производство – рынок) в пользу формирования нелинейных, сетевых национальных и региональных систем создания, финансирования и рыночного освоения нововведений. В рамках НИС указанные элементы могут комбинироваться в любом порядке в зависимости от конкретных целей и задач новаторов. Главное в том, что они обеспечивают постоянное и непрерывное зарождение и реализацию кластеров радикальных нововведений, которые, «созидательно разрушая» старые производственные структуры, создают основу устойчивого инновационного роста.
Успешное функционирование НИС требует не только наличия сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия государства и частного сектора как основных «игроков» на инновационном поле. Выделение государством в качестве приоритета развития образования, науки и технологий, создание благоприятных институциональных условий для генерации и распространения в экономике новых знаний – важнейший фактор сбалансированного развития всех элементов НИС. Реализация новых форм научной и инновационной политики в последние десятилетия ХХ века подняла траекторию экономического роста лидеров мировой экономики, позволила многим странам, вчерашним аутсайдерам научно-технологического развития, интегрироваться в мировую экономику на основе хай-тека, повысить конкурентоспособность хозяйства и жизненный уровень населения.
Таким образом, НИС – это целостность, состоящая из взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции (услуг) хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на основе соответствующей нормативно-правовой базы, в определённых институциональных условиях, в рамках проводимой государством политики.
Очевидно, что проблемы в экономике возникают тогда, когда нет сбалансированности в развитии объективного и субъективного факторов производства; материальная база, рабочие места развиваются без учёта количественных и качественных параметров рабочей силы или же образование и квалификация работников не находят должного применения на устаревшей технологической базе экономики. Обеспечение сбалансированности в социально-экономическом развитии страны, регионов, предприятий невозможно без учёта кадрового обеспечения развития инновационной сферы. В 90-е годы ХХ в. интеграция в глобальную инновационную сферу определила новый вектор развития всех сегментов НИС. Ушла в прошлое технологическая самодостаточность как главная цель, её заменила новая стратегия – использование технологической взаимодополняемости. Сотрудничество и взаимозависимость стали средством для разделения растущих издержек и риска нововведений, а также концентрации необходимого потенциала знаний и квалификации в процессе разработки новой продукции. Заметное увеличение международного научного и технологического сотрудничества, высокие темпы роста мировой торговли наукоёмкими товарами и услугами, интеллектуальной собственностью, появление новых стран-экспортёров, а также постоянное расширение списка стран, производящих наукоёмкие товары, говорит об эффективности стратегии глобализации инновационной сферы как фактора долгосрочного экономического роста.
Кадровое обеспечение сферы инновационной деятельности как подсистема инновационной системы обеспечивает соблюдение требования адекватности уровня подготовки кадров состоянию современных научных знаний. Социологи формулируют это требование как закон соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства. Он выражает необходимость количественного и качественного соответствия кадров экономики происходящим в ней инновационным преобразованиям, всемерного развития способностей работников, обеспечивающих непрерывное обновление экономических процессов, своевременную подготовку квалифицированных кадров, их переподготовку по новым направлениям развития науки и техники, экономики и управления.
Особо надо подчеркнуть, что формирование рабочей силы в новых условиях не ограничивается подготовкой квалифицированных кадров, хорошо знающих технику и технологию, методы управления и т.п. Они должны, кроме того, обладать «инновационными способностями», т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности и, во-вторых, находить новое во внешней среде, в опыте других организаций, изобретениях и открытиях, своевременно использовать их в работе своей организации.
Анализ мировой практики показывает, что инновационная способность нации связана не столько с наукой, сколько с состоянием инженерной системы страны, которая включает в себя разработку новой продукции, организацию её производства и доведения до потребителей. В российской технической культуре последнее, собственно, и называется технологией, а специалисты этого профиля – инженерами-технологами.
Одним из факторов развития региона признаётся сегодня его способность генерировать, распространять и внедрять инновации, то есть функционирование региональной инновационной системы. Она представляет систему взаимосвязанных организаций, занятых производством и коммерческой реализацией научных знаний и технологий; а также институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы, нацеленных на создание, хранение и трансферт знаний и навыков, лежащих в основе новых технологий.
Учитывая взаимообусловленность развития субъектов хозяйствования, находящихся на разных уровнях управления, поддержание их взаимных, позитивных ожиданий имеет смысл рассматривать многоуровневую стратификацию хозяйства и исследовать взаимосвязи кадрового обеспечения инновационной сферы как внутри, так и между отдельными слоями (табл. 1).
Подготовка кадров для инновационной сферы (глобальный уровень) регламентируется Основными направлениями политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 года, Программой социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу и Федеральной целевой программой развития образования на 2006 – 2010 годы. Федеральные органы власти создают нормативную базу формирования и развития инновационной рабочей силы, определяют основную часть бюджетного финансирования реализации этих процессов.

Таблица 1.
Характеристика стратегий
кадрового обеспечения инновационных процессов

УровниХарактеристика
Глобальный· Государственная политика в области инноваций, образования, занятости, разработка соответствующих законодательных актов, программ, прогнозов, формирование инновационных центров, фондов и иных структур на федеральном уровне.
· Развитие системы непрерывной подготовки кадров по организации и управлению в сфере инновационной деятельности.
· Государственная молодёжная политика.
· Национальные премии, стипендии в области науки и высоких технологий.
· Система защиты интеллектуальной собственности.
Зональный· Региональные программы и прогнозы по развитию образования, занятости, предпринимательской и инновационной деятельности.
· Формирование субъектов инновационной деятельности, участие регионов в технологических цепочках.
· Подготовка кадров по управлению инновационной деятельностью.
· Региональные премии, стипендии за достижения в области науки, техники и высоких технологий, региональные конкурсы, гранты в сфере инноваций.
· Организация профориентационной работы, выявление и поддержка одарённых детей, создание центров научно-технического творчества молодежи.
· Пропаганда достижений новаторов производства, поддержка малого предпринимательства.
Локальный· Разработка (приобретение) инновационных проектов, формирование инновационных команд, мотивация, стимулирование творческой активности работников.
· Внутрифирменная кооперация, специализация и интенсификация труда.
· Непрерывное образование, планирование карьеры работников с учётом их личных качеств и инновационных способностей, расширение возможностей для творчества, текущих инноваций, конкурсы мастерства.
Индивидуальный· Обучение, систематическое повышение уровня квалификации труда, разработка личных творческих планов, самообразование, ответственность за результаты и качество труда, стремление к продвижению по службе.


Высший слой инновационных кадров представляют учёные, доктора и кандидаты наук. Их подготовке служит послевузовское образование. В соответствии с нормативными актами к числу лиц, имеющих послевузовское образование, относятся лица, окончившие аспирантуру, докторантуру, ординатуру, адъюнктуру независимо от защиты диссертации. Таковых по переписи населения в 2002 году было 369 тыс. человек, в том числе в возрасте до 65 лет 315 тыс.; 52 тыс. были в возрасте 65 лет и старше. Если учесть, что занятое население на указанную дату составляло 59,7 млн. человек, то доля имеющих послевузовское образование не велика. Но учёным принадлежит ведущая роль в разработке инноваций, начиная от фундаментальных исследований до проектно-конструкторских разработок. Совершенствование подготовки кандидатов и докторов наук, коренное улучшение их материального положения, рациональное использование – одно из важнейших направлений кадровой стратегии государства.
Когда говорят о формировании кадрового потенциала научных учреждений, как правило, подразумевают собственно исследователей – физиков, химиков, математиков, биологов и др. Однако в нынешних условиях возрастает значимость не только его научной составляющей (роль которой – априори ведущая), но и организационно-управленческой. Расширяется спрос на специалистов-менеджеров, способных воссоздать инновационную цепочку (научный поиск – разработка опытного, а затем промышленного образца/технологии – коммерциализация), обеспечить расширение научно-технической деятельности.
Ухудшение социального положения учёных и инженеров, снижение престижа научного труда обусловили резкое сокращение притока выпускников вузов в сферу науки и отток из неё молодых специалистов. Указанные тенденции ускорили процесс старения научных кадров. Сегодня возраст 46 % исследователей превышает 50 лет, в том числе 57 % кандидатов и 83 % докторов наук; примерно каждый шестой исследователь старше 60 лет; а средний возраст российских учёных – 48 лет (в том числе кандидатов наук – 51 год, докторов наук – 59 лет).
«Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» рассматривают развитие системы непрерывной подготовки кадров по  организации и управлению в сфере инновационной деятельности в качестве одной из основных мер «реализации государственной политики в области развития инновационной системы», «которая призвана стать одним из инструментов динамичного развития национальной экономики … за счёт внедрения и коммерциализации научно-технических разработок и технологий...».
«Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний «на поток» – сказал В.В. Путин. «Правительство должно навести порядок и с содержанием программ в профобразовании. Причём делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля качества получаемых знаний».
Региональное управление (зональный уровень) направлено на конкретизацию кадровой политики, дополнительное финансирование её с учётом специфических задач. Законом Омской области «Об инновационной деятельности на территории Омской области» (от 13 июля 2004 г.) определены принципы государственной инновационной политики, система государственной поддержки инновационной деятельности. Указом Губернатора Омской области от 27 мая 2004 г. создан Научный координационный совет Омской области, призванный оказывать содействие органам государственной власти Омской области в формировании и реализации государственной научно-технической политики. Постановлением Правительства Омской области от 11 апре-ля 2007 г. утверждена Концепция развития инновационной инфраструктуры на территории Омской области до 2015 года. Документ ориентирован на стимулирование инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, создание корпоративного высшего учебного заведения, развитие научно-технического потенциала Омской области и выпуск наукоёмкой продукции.
Значительна также роль муниципального управления. Это, в частности, Постановление мэра г. Омска от 30 июня 2008 г. «О мерах муниципальной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства». В городах и районах ведётся профориентационная работа, выявляются одарённые дети, создаются центры научно-технического творчества и т.п. Здесь зарождаются будущие таланты, новаторы.
Нельзя забывать и о том, что в инновационном процессе сталкиваются две ключевые для успеха нововведений личности: инженер-создатель технологии и менеджер-предприниматель. Мотивы деятельности каждого из них существенно различаются. Они принадлежат к разным культурным стратам общества, критерии успеха для них также не идентичны. Для налаживания взаимодействия между инженером-творцом и менеджером-предпринимателем необходима система мер, в том числе таких, как обучение инженеров основам предпринимательства, а менеджеров – основам инженерного дела и управления технологиями.
Более конкретной становится стратегия кадрового обеспечения инноваций на локальном уровне, то есть на предприятиях, в акционерных обществах и т.п. Здесь осуществляется выбор инновационных проектов, которые предстоит внедрить. Создаётся инновационная команда, призванная непосредственно работать с проектом, его внедрением, определяется и распределяется роль каждого подразделения предприятия, их руководителей за исполнение проекта. Возможно изменение всей организационной структуры предприятия.
Подробно разрабатывается план работы с персоналом: обретает предметность стратегия непрерывного образования кадров всех уровней: от директора до рабочего в цехе, планирование карьеры сотрудников с учётом их профессионально-личностных качеств и инновационных способностей, создание различных курсов и школ для персонала по изучению сути внедряемых инноваций.
Есть немало организационных форм поддержки и развития творческой активности рабочих и специалистов: объединения рационализаторов и изобретателей, проведение конкурсов мастерства, распределение творческих заданий среди сотрудников, советы молодых специалистов и т.д.
На индивидуальном уровне рассматривается степень подготовленности конкретной личности к дальнейшему развитию, осуществлению инновационной деятельности. Самоменеджмент, то есть привитие навыков и любви к инновационной деятельности самому себе. Любую систему, включая человека, оправданно характеризовать с точки зрения устойчивости и инновационности. При этом устойчивость можно трактовать как способность системы к сохранению своего состояния, поведения, стереотипов и т.д., существующую несмотря на изменения окружающей среды. Под инновационностью можно понимать способность системы к изменению своего состояния, поведения, стереотипов и т.д. Нужно уметь находить оптимум между устойчивостью (стабильностью, неизменностью) и инновационностью (адаптируемостью, изменчивостью).
«Стратегия самоменеджмента» предполагает личную инициативу специалистов и рабочих в исполнении творческих заданий, работу над собой, самообразование. Сотрудники, исходя из понимания сути инноваций на своем предприятии, разрабатывают личные творческие планы, стремятся к развитию профессиональной и служебной карьеры, сами выбирают наиболее эффективные способы изучения передового опыта других предприятий, прохождение стажировки и т.д. Для руководителей целесообразно получение дополнительного управленческого образования, а также важно наличие у них особых личностных качеств: предпринимательской жилки, честолюбия, организаторского таланта.
Под кадровым обеспечением инноваций в практическом плане подразумевается механизм управления как подготовкой кадров в соответствии с потребностями инновационных процессов в экономике, так и непрерывное развитие персонала в связи с разработкой и внедрением инноваций на предприятиях, в организациях.
Их можно было бы назвать «текущие инновации». Они проявляются как результаты творческого отношения кадров к труду, в стремлении улучшить качество продукции, работ, услуг, в выявлении резервов экономии, снижении затрат на производство продукции, совершенствовании организации труда и т.п. Таким образом, на первичном уровне экономики заложены основы реальных инновационных процессов – это творческий потенциал персонала: и руководителей, и специалистов, и рабочих. Крупнейшие изобретения могут остаться на бумаге, новейшая техника превратится в металлолом, экономические реформы зачахнут без готовности персонала первичных хозяйствующих субъектов к нововведениям, без квалифицированных кадров, способных освоить и внедрить инновации на конкретных предприятиях, организациях.

(См. продолжение доклада: часть 2)
 

Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
24 ноября 2009 года, г. Омск

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD