Научно-техническая конструктивность и педагогическое творчество всегда результативны в силу возможности оформить документы через изобретение (патент). Научно-технический формат содержит множество блоков, узлов, сборок и систем, по качествам которых возможно составление единой (целостной) картины всего устройства.
Возможность сравнения устройств техники по совокупности существенных признаков (их наличие или отсутствие) делает корректным процесс выбора прототипа из близких к нему описаний естественных процессов и связей элементов. По каждому классу объектов патентования имеются типовые наборы (комплексы). В учебном образовании этих градаций может быть несколько: лекция, семинар, практическое занятие, норматив и т. д. Разнообразие форм занятий постоянно увеличивается.
Патентная экспертиза носит формально-логический характер, а потому педагогические материалы должны соответствовать стандартным требованиям патента – без потери существа новизны содержания или структурного системного строения знания.
Если учесть, что педагогический материал несет в себе большой объем неопределенности, двойственности и разнообразия, то становится понятным, что следует искать наиболее общие форматы регистрации интеллектуальной собственности, приемлемые для всех. Существует два таких формата:
1) дидактическая единица, составляющая существо содержания государственного образовательного стандарта (ГОС);
2) парадигма знания как совокупное знание об одном-двух объектах (в простейшем случае), либо нескольких объектов (в системном случае).
Еще существует тест (тестовое контрольное задание), но эта форма имеет самостоятельное значение и почти полную автономность, даже от дидактической единицы стандарта и парадигмы знания.
Дидактическая единица, раскрывающая содержание и логику любой учебной дисциплины, вошла в педагогическую систему страны как часть образовательного стандарта совсем недавно и имеет множество нареканий по поводу недостаточно строгого соответствия технологии обучения, когда прошлый педагогический опыт является превалирующим над другими видами опыта.
Парадигма знания существует многие столетия в рамках естественного (научного) и гуманитарного знания. Парадигма информации и знания (как педагогический интеллектуальный продукт) неопределенна, чтобы быть единственной мерой в системе образования, но вполне определена, чтобы стать рабочим исходным материалом для закрепления в законе права на интеллектуальную собственность.
Парадигма зародилась как концептуальное знание, а появившиеся патенты их законного статуса просто составляют ее правовые части. Талантливые авторы становятся владельцами нескольких патентов и имеют «куст» изобретений, потому что творят в пространстве одной-двух парадигм. Парадигмы знания до сих пор не регистрировались в силу того, что нет ее обобщенной модели. Только то, что практично, может состоять в виде новизны в патенте об интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность представляет для общества не меньшую ценность, чем результат любого таланта, а потому вправе иметь защиту закона.