Для традиционной педагогической системы (ПС) типового вуза характерны следующие черты:
- слабое взаимодействие образовательных программ разного уровня;
- ограниченность применяемых технологий и жесткие границы форм обучения;
- отсутствие выбора у студента индивидуальной траектории обучения;
- локальность и синхронность педагогических взаимодействий;
- слабая инновационная активность педагогического коллектива.
Эти свойства препятствуют как реализации личностно ориентированного подхода в обучении студентов, так и предоставлению последним права быть активными участниками становления принципов открытости и непрерывности образования в родном вузе.
Изменению сложившейся ситуации способствует формирование в вузе смешанного обучения: гармоничного и рационального сочетания дисциплин и курсов. Последние представлены в традиционных и дистанционных технологиях при максимально возможной свободе выбора студентом технологии и содержания обучения, преподавателя, а также места и времени.
В условиях становления новой педагогической системы приоритетным направлением должно стать внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в традиционный учебный процесс вуза. Для этого необходима систематическая проектная поддержка:
- привлечение внешних проектов, связанных с внедрением ДОТ;
- формирование общеуниверситетских проектов и программ внедрения ДОТ;
- формирование факультетских и кафедральных проектов внедрения ДОТ;
- формирование проектов преподавателей.
Мотивация администрации вуза – это привлечение средств внешних грантов и контрактов, престиж инновационного вуза, наличие соответствующих показателей для аттестации и рейтинга вуза.
В ходе реализации описанных выше процессов происходят изменения традиционной ПС на уровне ее структурных составляющих и образовательного процесса, требующие отслеживания (мониторинг), коррекции и исследования.
Система поддержки осуществляет мониторинг и фиксацию:
- качества учебного процесса с использованием ДОТ и его результатов;
- состояния педагогических кадров;
- изменения в средствах, используемых преподавателями (ведение и формирование электронных библиотек, депозитариев, каталогов);
- мнений студентов и преподавателей о готовностях, мотивациях, отношениях к гибкому обучению и ДОТ (регулярные срезы мнений).
При необходимости система поддержки корректирует учебный процесс, состояние кадров (переобучение) и качество используемых средств.
Инструментами системы мониторинга выступают: промежуточные анкеты и эталонные базы, курсы повышения квалификации преподавателей и орган сертификации качества учебных средств.
Мотивация администрации вуза на этом этапе: развитая система повышения кадров ППС; расширение учебно-методического обеспечения в виде электронных УМК; система социометрии внутреннего состояния вуза; элементы системы менеджмента качества (СМК).
Чтобы эти изменения привели к формированию открытой ПС нового типа, необходимо целенаправленное развитие функций и свойств открытой ПС, строящейся на основе смешанного обучения.
Система поддержки создает нормативную базу функционирования ДОТ и смешанного обучения; формирует готовность и мотивацию к использованию ДОТ студентами; участвует в информатизации университета: технологическом и программном обеспечении; организует (нормативно и методически) межвузовскую и международную деятельность, совместные образовательные проекты и программы.
Инструменты – программа развития вуза, документы нормативного и методического характера, организационные структуры, дисциплины и практикумы для подготовки студентов, курсы повышения квалификации преподавателей; специализированные ИС, корпоративные системы телекоммуникаций.
В результате становления новой педагогической системы образовательное учреждение можно в полной мере назвать инновационным, конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.
Перечисленные этапы не являются строго последовательными, все процессы с разной степенью интенсивности должны протекать одновременно.