OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 19:05 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМВЕРСЭТИKА
ВЕРСЭТИКА — С.П.Денисенко — «Одиссея» Омского ТЮЗа
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Сергей Денисенко
ВЕРСЭТИKАVERSETHICS
VE
“Одиссея” Омского ТЮЗа
(Гекзаметр Судьбы)
…Вот и две тыщи двенадцатый год… В театральной России
много торжественных дат, что дарует нам всéм Мельпомена,
но есть один, есть особый один юбилей театральный,
и юбилей тот – совсем не в далёкой «глубинке расейской», –
в центре России огромной, в её серединочке, в городе Омске,
в граде старинном, рождённом когда-то Петровым указом,
в городе мудром, который когда-то был «третьей столицей»,
в городе добром, который зовут «Театральною Меккой».

Семьдесят пять – ровно столько исполнилось омскому ТЮЗу.
Семьдесят пять зим и лет ослепительных, осеней, вёсен,
семьдесят пять театральных сезонов!.. Об этом театре
в разных изданиях много, подробно рассказано было*.
Ну а сегодня – к другому зовёт юбилейная дата:
время настало – поведать весомым эпическим слогом
о легендарной истории-странствии омского ТЮЗа:
запечатлеть основное (да-да, как Гомер в «Одиссее»!),
вехи и вешки расставить на пройденной ТЮЗом дороге:
долгой дороге, протяжной (длиною в три четверти века),
творческой (в семьдесят пять театральных сезонов длиною).

…Время листает страницы истории омского ТЮЗа –
и ощущенье, что сáми все строчки гекзаметром льются…

Это – исток: середина 30-х двадцатого века;
и поступило «добро» из Москвы о создании ТЮЗа;
дело «за малым» (точнее – за главным) теперь оставалось…
Здесь стихотворный размер на минутку придётся нарушить,
чтоб процитировать главный (важнейший) «Приказ номер десять по Омскому областному управлению театрами. §1. Назначить тов. Волкова А.И. художественным руководителем и режиссёром-постановщиком в Омский ТЮ3 с 23.03.1937г. Количество постановок для тов. Волкова установить: 5 пьес до 1.01.1938г. §2. Тов. Волков А.И. командируется в г. Свердловск для формирования состава ТЮ3а».

Далее – творческий ритм (в соответствии с этим Приказом);
и Александр Путевой, самый первый директор театра,
в Керчь (за артистами тоже) поехал… И труппа – сложилась!

…37-й, день 15-й месяца мая, суббота –
ныне, и присно, вовек – День рождения омского ТЮЗа,
день его первой премьеры: спектакль с символичным названьем,
словно девиз, – «Продолжение следует». Так и случилось!..
Первые годы… Уже пополняется первая труппа…
О, эти хрупкие списки имён в довоенных программках,
где имена первых омских «тюзян» – молодых, одарённых
(стал омский ТЮЗ – и для многих! – истоком судьбы театральной),
и среди них – Зикунова, Лавренова, Ларский, Мантефель,
Сахарных, Малышев, Рыбин, Висловская, Елькина, Сурин,
Волгин, Булатникова, Виноградов, Чунихин, Сенцова,
Лялина, Клейн, Розенберг, Топорков и Клоденский…
Это – исток, имена первых «тюзовских» омских артистов;
с гордостью скажем, что лидером был двадцатисемилетний
Вацлав Дворжецкий, актёр, человек с уникальной судьбою
(и – неслучайность Судьбы! – Владислав, Владик, сын его старший
в шестидесятые в Студии омского ТЮЗа учился).

…В сороковом ТЮЗ с окраины Омска (из Клуба Лобкова)
в центр переехал, в то зданье, в котором сейчас Зал органный
(в самой «серёдочке» Омска то «здание на Партизанской»).
ТЮЗ был любим! Омичи в ТЮЗ ходили уже «на артистов»,
да и афиша была интересна (вечерних спектаклей – особо):
Гоголь, Арбузов (конечно же – «Таня»),
Шварц, Шиллер, Островский*

…Всё изменилось в тот страшный июнь сорок первого года…
И уходили артисты в солдаты… И шли «похоронки»…
В первые месяцы – Сурин Алёша и Рыбин Геннадий…
В сорок втором (в Сталинграде) погиб Леонид Измоденов…

Но – продолжался театр. И концертные были бригады:
в госпитали выезжали, в районы, в военные части…
Значимым стало в судьбе, что в конце 41-го года
эвакуирован в Омск из Москвы был театр знаменитый –
и «завязались» у ТЮЗа контакты с «вахтанговской» труппой;
и Николая Охлопкова имя в истории ТЮЗа –
веха особая: в 42-м два спектакля Охлопков
в ТЮЗе поставил, и, как вспоминал Розенберг Анатолий
(в 42-м молодому актёру семнадцать лишь было),
«соприкоснулись ТЮЗяне с великой актёрскою школой»…

Вскоре (на время на долгое) «передвижнóй» стала труппа;
стационарное здание госпиталь занял военный,
труппа же ТЮЗа – на две «половинки» она разделилась:
в Ханты-Мансийске артисты работали, в Таре, Ишиме,
в омских Д(э)К(а)… У театра шутливое «звание» было,
все говорили с улыбкою доброй: «Наш ТЮЗ – “передвижник”!».

…Так продолжался театр. И в канун 45-го года,
будто «на Родину», – на «Партизанскую, 2» ТЮЗ вернулся.
И в пятилетке грядущей (главрежем тогда был Зеленин) –
«по нарастающей»: творческий взлёт, и успех, и стабильность!
ТЮЗ словно «почву» готовил – себе же! – для пятидесятых,
чтобы продолжить Судьбу, и на новом витке – выше, выше!..

Пятидесятые годы – работа, работа, работа!..
Омск аплодирует ТЮЗу: спектакли – на разные вкусы!
И у актёров – «прорыв»: воспитательный дар Стояновской –
он для «копилки театра» стал вкладом огромным, бесценным;
а режиссёр Вальденберг был «маэстро по детским спектаклям»…
О просветительской, педагогической миссии ТЮЗа
стали уже говорить на конкретных и «зримых» примерах.
И старшеклассники, и молодёжь – все к театру тянулись.
В пятидесятые годы в театре Педчасть появилась
(и возглавляла её Валентина Монетова долго,
ею же создан был в ТЮЗе клуб юных друзей «Бригантина»).
«По нарастающей»… Это касалось всех «звеньев» театра.

…Первой из ТЮЗа заслуженной стала артисткой России
Капитолина Барковская (тесно судьба её с ТЮЗом
связана с сороковых; а потом, через десятилетье,
стала – и сразу! – ведущей актрисой она драмтеатра).
…Много прекрасных имён средь легенд театрального Омска,
и из далёких времён середины двадцатого века
звёздною яркою россыпью те имена проступают:
там Молоствóв и Хлыстов, там Смирнов и Амельчева Анна,
Малышева, Кузнецов Анатолий, Владимир Лавневич,
там Николаева «Фенечка»… Там, где история ТЮЗа,
где молодые Светлана Романова и Юрий Гребень,
Игорь Абрамов, Тамара Анохина и Селезнёва,
«Изя» (Борисов, конечно!) и Дорохова, Эрна Крейтор,
где режиссёры прекрасные – Разинкин, Бархатов, Фридман…
Там, где история ТЮЗа, история судеб актёрских!..

…Время, о, кáк ты летишь! Кáк ты, Время, стремительно мчишься!
А ведь как будто вчера – уникальный период эпохи –
благословенная «оттепель» (в душах людских и в России).
В ТЮЗе – спектакли, которыми можно по праву гордиться:
«Обыкновенное чудо» и («взрыв»!) «Заводские ребята»,
«Где ты, Светлана?» и сказка волшебная про Алладина…
Шестидесятые!.. В ТЮЗе работает «ангел-хранитель»,
должность директора взяв на себя, – Куперман «мама Лиза»,
и в кабинете директорском копятся схемы, проекты,
что превратятся со временам в новое зданье театра…

Шестидесятые, вы легендарны в истории ТЮЗа!
«Век золотой» – так о времени том говорят и в театре;
в слове «легенда» – не пафос, и в те легендарные годы
ТЮЗ «прогремит» по России по всей как «Театр Соколова».

…А в театральном архиве хранится давно стенограмма,
где худсовет заседает и где Соколов, новый «главный»,
выступил с очень короткою речью, но речью «программной»,
определившей тональность театра на гóды! И вóт что
сказано было Владимиром Дмитричем на худсовете
(вновь ненадóлго придётся нарушить размер стихотворный;
далее – текст стенограммы): «На сцене должны создаваться полнокровные характеры; примитив – противопоказан! Главным я считаю разговор с юношеством. Основная направленность репертуара должна быть романтической… И надо обязательно говорить о любви с этим возрастом!.. В творческой работе необходимы откровенность и заинтересованность в общем деле. Яд равнодушия разъедает театр. Театр и нас самих… Первым у меня будет – требовательность всех работников к себе. В искусстве нельзя останавливаться, надо идти вперёд. Остановился – упал…». (Из протокола заседания худсовета 1964 года.)

Кстати, ещё был весомейший ориентир Соколова:
это не зрительский вкус, – воспитáние вкуса! И зритель
был благодарен Театру за миссию мудрую эту!

Каждый спектакль Соколова событием вмиг становился
(каждый!), была ли в истоке его современная пьеса
иль была классика: «Чайка», «Тристан и Изольда», «Мещане»
(впрочем, в конце этой книги страницы есть с репертуаром).

И к именам, что чуть выше в гекзаметре я перечислил, –
новых актёров плеяда (их всех назовут «соколовцы»):
Иричев и Аверьянова, Кульченко, Коваль, Мельницкий,
Костикова, Дмитриенко с Трошкеевым и Устимович!..

Шестидесятые годы!.. Спектакли идут при аншлагах;
ТЮЗ стал как «центр притяженья» для школьников и молодёжи,
стал он для всех «драмтеатром, расширенным в сторону Детства».
«Звёздная оттепель» ТЮЗа!.. И в творческой той атмосфере
в Студии ТЮЗа отлично училось студентам-студийцам
(первый худрук этой Студии – Бархатов Дмитрий).
Было два выпуска Студии; много работали в ТЮЗе
из тех студийцев – Полянчикова, Иванов, Киселёва;
в труппе сегодняшней – «первостудийка» Гордовская Анна.

…И кульминацией громкою – тридцатилетие ТЮЗа!
С шумным успехом проходят гастроли в «Кремлёвском театре».
Ну а «на родине» – в Омске – особый торжественный праздник:
там завершилось строительство нового здания ТЮЗа!..
Новая сцена! А сколько при этом возможностей новых,
сколько открытий!.. И – множество новых победных спектаклей!
Ту «пятилетку» (с момента открытия нового зданья) –
можно (и нужно!) считать «эталонной» по творческим меркам.

70-й… Давайте возьмём этот год для примера
и в прозаическом стиле коротком событья изложим:

1970-й год.
 Присвоено звание «Заслуженный артист РСФСР» Валентине Устимович и Юрию Гребню (годом раньше это звание получил Михаил Молоствов; ещё ранее – Мария Булатникова).
 В репертуар единогласным решением худсовета включён спектакль «Золотой ключик», поставленный со студийцами второго набора (постановка заслуженного деятеля искусств РСФСР Владимира Соколова, режиссёр Георгий Завалов, в главной роли – будущая заслуженная артистка России Валентина Киселёва); через год дипломная работа студийцев «Пеппи – длинный чулок» так же единогласно будет включена в репертуар театра.
 В спектакле «Королевские цветы» (режиссёр К..Коваль) дебютирует группа выпускников Иркутского театрального училища (среди них – будущий народный артист РФ Анатолий Звонов).
 Лауреатом Всероссийского театрального смотра-конкурса становится Тамара Анохина (роль Феди в спектакле «Сказ о времени далёком и близком», режиссёр Г..Завалов; вскоре Т..Анохина и актёр Юрий Трошкеев получат звание «Заслуженный артист РСФСР).
 Омский ТЮЗ первым в стране инсценирует повесть Б..Васильева «А зори здесь тихие…» (режиссёр В..Соколов). Этот спектакль – один из лучших и «знаковых» в истории ТЮЗа.
 За достигнутые творческие успехи ТЮЗ награждён Почётной грамотой Верховного Совета РСФСР (этому предшествовало и присвоение театру звания Лауреата «Премии Омского комсомола» за спектакли В..Соколова «Они и мы», «Песня о гитаре» и «Двадцать лет спустя»; в 1984 году ТЮЗ вновь будет удостоен этой премии за спектакль «Лейтенант Володька», поставленный режиссёром Михаилом Кольцовым).
 Главным художником в ТЮЗе начинает работать «человек-легенда театрального Омска» Карло Гагишвили (1970-1972, 1975-1979).
…Время листает страницы истории омского ТЮЗа…
Смена главрежа – в театре всегда «переходный период»;
группа ведущих (и «звёздных») актёров покинула труппу…
Но «соколовский задел» – он в театре остался надолго.
Семидесятые… Вместе с главрежем (Геннадий Кириллов) –
«цех» режиссёрский силён: Уразаев, Стукалов и Рудник,
Болотов и Меерсон, Чонишвили (актёр драмтеатра)!..
Вехи-спектакли тех лет – это славные вехи: «Жестокость»,
это «Спартак», «Винни-Пух…» и «С любимыми не расставайтесь»,
это «Семнадцатилетние», «Время, вперёд!..», «Эй, ты, здравствуй!»,
«В списках не значился», «Остановите Малахова!», это
яркий и острый спектакль, что игрался «на выездах» в школах
в жанре «собранья родителей» (помните?!) – «Здравствуйте, наши
папы!» (родители школьников в действо активно включались)!..

…А среди новых артистов – Витько, Пивоваров, Остапов,
Кокин, Башкин и Жильцов, Вельяминовы (мама и дочка),
и Ярославовы с Корневыми, и Ростов, и Осокин,
и Доровских, Мина Валл, Смоляков, Кочеткова, Черняев,
и Пелеханов, Ненашева… (Думмой Галиной – Завлитом –
отражены эти годы в рекламных проспектах подробно.)

Время, вперёд!.. И ужé мы в истории восьмидесятых.
«Кто этот Диззи Гиллеспи?» – дебют Михаила Кольцова:
новый главреж, новый импульс – и новые, значит, надежды…
«Ящерица», «Две стрелы» – две великих «володинских» пьесы, –
объединившись в дилогию, стали «изюминкой» ТЮЗа,
так же, как стал «Нахалёнок», спектакль про «Романа и Юльку»,
остропроблемная драма, основой которой явилась
пьеса о детских домах «Где живёт домовой?» Мурзакова…

А разве можно забыть режиссёрские в ТЮЗе дебюты?!
Чигишев ставит «дипломную» сказку «Ищи ветра в поле»
(как бы сказали сегодня, – надолго «хитóм» она стала);
и у Рудзинского в ТЮЗе – «дипломная» тоже работа:
это «Погоня», эффектный спектакль (детектив Сименона).
Мнóгое сделано было в театре Сергеем Рудзинским:
«знаки» тех лет – «Верлиока», «Иван», «Роковая ошибка»
(и «Буратино в стране дураков», что «с прицелом на взрослых»).
«Знаки» тех лет – и сценографы тоже: Завьялов, Верёвкин.
«Знаки» тех лет – молодёжь с фейерверком дебютов актёрских:
Крутов, Зырянов, Ларюхина, Мельня, Наумов, Пичугин,
Сидорова, Ковальчук, Обрывалин, Арман, Лавринович,
Новикова, Оленберг, Казакова, Чаплыгина, Паршин,
Кудрина… Малкины и Колодко – они тоже «оттуда»,
восьмидесятые где, где Аравина, Шмакова, Штряков,
и Скорокосовы Таня с Валерой, и Сидоров Саша!..
И – «перестройка»… И ТЮЗу, ужé иль всего, но – полвека.

ТЮЗу – «полтинник»! Был праздничный Вечер
(большой, юбилейный!),
и начинался он с песни; ту песню светло и негромко
проникновенно исполнил Сергей Оленберг под гитару
(вспомнить сегодня ту песню, наверное, будет логично):

Как промелькнули вы нешуточно,
Полвека «театральных дел»!..
Сегодня в городе не будничный
И не совсем обычный день:

Своих друзей и «добрых гениев»
(Театру преданных людей)
ТЮЗ пригласил на День рождения,
ТЮЗ пригласил на юбилей.

И к ТЮЗу омскому, как к празднику,
Причастны все до одного.
Уже и внуки есть, и правнуки
У первых зрителей его.

Но каждый вечер, словно заново,
С благословенья добрых муз,
Ты открываешь тихо занавес,
Наш дорогой, наш омский ТЮЗ.

Спектакли – как мгновенья целого,
Коль с полувеком их сравнить.
Учил ты чёрное от белого
И ложь от правды отличить.

Тебе, наш ТЮЗ, родной обители,
Опять признáются в любви
Твои актёры, твои зрители
И персонажи все твои…

За исключением «даты», – всё можно пропеть и сегодня…
В третью строфу, впрочем, тоже придётся внести измененье:
ТЮЗ посещают уже и прáправнуки зрителей первых
(истину эту, не верите коль, подтвердит вам охотно
Игорь Абрамов, который полвека заведует труппой)!..
Ну а в канун юбилея, о коем сейчас говорим мы, –
ТЮЗ (как не раз уже было) вступил в «переходный период»:
новым главрежем становится в ТЮЗе Владимир Рубанов,
а Соколова – директором новым (да-да, Валентина!).
Новое время, стилистика новая, новые старты…

Мощный «рубановский старт»: «Пролетарская мельница счастья»,
и (в смелой форме «Театра в фойе») «Укрощенье строптивой»,
и «Одержимая» (Марка Галесника смелая пьеса).
Словно ва-банк ТЮЗ пошёл, ставя остро вопросы, проблемы
(плюс режиссёр Астрахан,
«Удалой молодéц – гордость Запада» сделав, –
«жáру» спектаклем поддал в раскалённую «топку театра»).
Далее Сидоров Саша, актёр, пишет пьесу «В Багдаде…» –
ставит Рубанов спектакль, и опять в кассе нету билетов!..

…А «за окном» – девяностые годы XX века.
ТЮЗ «держит планку»: энергия, поиск, азарт и победы!
Есть у театра муз. группа (её Майданюк возглавляет),
есть Тзапташвили (в спектаклях во всех педагог-хореограф),
и композитор «свой собственный» есть у театра – Долгушин.
«Десятилетка» – как творческий вихрь! Фестивали, гастроли:
Алма-Ата и Свердловск, «Новосиб», Оренбург и Воронеж;
в ТЮЗе впервые «окошко в Европу» прорублено было
(это Италия, это Болгария, Турция, Польша).

На постановках – «загран»-режиссёры, средь них – Ютта Шуберт,
Ханс Трентельман и Вигáно… А вскоре в «Цилиндре» Филиппо
омская труппа играла в альянсе с французским актёром –
с Áленом Сеско-Резья… Всё и вправду – как вихрь событийный.

«Золушка», «Вишневый сад», «Доктор Фауст…», «Алёша» Чухрая,
«Вор»… (повторюсь: полный список спектаклей –
в конце этой книги*).
Ставят спектакли в театре Макаров, Горбатый и Уткин.
Крепкий сценограф – Федоричев. В новой плеяде актёрской –
Яковлева, Гончарук, Котов, Язов, Чичко и Журило,
Зотке, Орлова, Буханов, Трапезников и Захаренко…
И подводилась черта под столетьем. На ТЮЗовской «базе»
колледж культуры открыл новый курс режиссёрско-актёрский.

«И приближался миллениум…» – будущий скажет историк,
«список» продолжив: Шапорин, Мольгавко, Дряхлов, Лизунова,
Пономарёва, Шевчук, Черепанова, Греков… О, юность!..
Плюс вереница достойных наград в девяностые годы:
званья «заслуженных»; их получают Рубанов и Звонов,
Яковлева, Оленберг, Гончарук, Лавринович, Абрамов…

…Вéка финал – как «знаменье»: Борисом Гуревичем (Питер)
начат с театром контакт (с «Хитроумной влюблённой» он начат;
сразу же, следом – «Орфей…»). Ну и кто бы тогда мог подумать,
что станет «главным» Гуревич в две тыщи двенадцатом!..
Впрочем,
мы забегаем вперёд, ибо нынешний век 21-й –
это ещё не История, это – Сегодня, и прозой
далее будет рассказ наш про странствия нового века
(проза – сие принадлежность того, что в театре Сегодня,
ну а гекзаметром – только про то, что классическим стало).

…И – новый век! Продолжение – следует! Всё – символично!
(Как же не вспомнить сейчас тридцать третью строку «одиссеи»:
«…словно девиз, – “Продолжение следует”. Так и случилось!..»?!.)
Век 21-й. И там режиссёр Ветрогонов (вновь – Питер),
новые «вехи» и «вешки»… Но – далее! Далее – прозой!..

P.S.  Книжку (с гекзаметром этим) держа-согревая в ладонях
и пролетая над Омском, – нас всех созерцает с улыбкой
светлая дочь громовержца богиня Афина Паллада!..

P.P.S.  …Мир обомлел. Омский ТЮЗ обомлел
от строки предыдущей
(«Светлая дочь громовержца богиня Афина Паллада»):
этой же – этой же! – строчкой закончил Гомер «Одиссею»,
ту, что потом перевёл для России Василий Жуковский…
Сергей Денисенко.
2012.
 
* Библиографический указатель основных публикаций, связанных с
историей Омского ТЮЗ’а, и репертуар театра за 75 лет (1937-2012 годы)
представлены в финальном разделе книги-альбома «Крылатая судьба театра» (Омск, 2012).
 
Произведение опубликовано в книге-альбоме «Крылатая судьба театра»*, в разделе «“ОДИССЕЯ” Омского ТЮЗа (Гекзаметр Судьбы)».
 
* Крылатая судьба театра : альбом / [авт. текста, ред.-сост.: С. П. Денисенко]. —
Омск : «Омскбланкиздат», 2012. — 200 с. : ил., портр., фот., факс., карт.
Раздел «“ОДИССЕЯ” Омского ТЮЗа (Гекзаметр Судьбы)» из книги-альбома «Крылатая судьба театра» – в оригинальном оформлении дизайнера книги Олега Остроконского – в виде «отдельного оттиска» (извлечения) доступен в библиофонде NB (см. ниже ссылку на текст: pdf-файл)
VE
.
 
Опубликовано: 2 мая 2014 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.05.2014.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : ВЕРСЭТИKА
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: VERSETHICS, ВЕРСЭТИКА, антология, эссе-клуб
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD