|
|
ВЕРСЭТИKА — Е.В.Щетинина — 4+1
|
Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ |
|
Елена Щетинина |
ВЕРСЭТИKАVERSETHICS
|
4+1
Историй всего четыре.
Одна, самая старая – об укреплённом городе, который штурмуют
и обороняют герои.
<…> Вторая, связанная с первой, –
о возвращении.
<…> Третья история – о поиске.
Можно считать её вариантом предыдущей.
<…> Последняя история –
о самоубийстве бога.
<…> Историй всего четыре.
И сколько бы времени нам ни осталось,
мы будем пересказывать их –
в том или ином виде.
(Хорхе Луис Борхес. «Четыре цикла»)
Истории звенят в воздухе.
Как мошки раскалённым летом.
Сбиваются в стаи в хрестоматиях,
висят многотысячным облаком,
толкаются и теснятся,
сверкая оттенками крыльев.
По сути одинаковые в количестве лапок и сегментов брюшка, –
на деле такие разные в игре солнца на хитиновых шкурках.
Ловкий энтомолог-филолог
поймает, опишет, классифицирует,
даст название класса и видов,
найдёт похожие
и пометит булавками с одинаковым цветом головок…
Как будто это что-то изменит в историях.
Как будто самим историям это нужно.
Город будет городом.
Под любым именем.
В любых координатах.
Тысяча или три его обороняют.
Один или сотня штурмует.
Или же ты сам этот город –
своими руками стены создавший,
своими словами ищущий
брешь в них.
Возвращение всегда будет возвращением.
Длится ли оно минуту.
Год.
Век.
Или так и не заканчивается, заблудившееся в лабиринте,
где потеряться нужно лишь для того, чтобы найтись.
Но переступивший порог дома в воображении –
где-то там,
в мире веры, –
уже вернувшийся.
Поиск веками будет поиском.
Даже если он погоня за своим отражением.
В уверенности, что оно ответит.
В уверенности, что оно стóит поиска.
В уверенности, что ты сам достоин искать.
В трепете, что зеркало битое,
что рябь по воде бродит,
что силуэтные тени ложные…
Но нет поиска
без страха лишиться ещё не найденного.
А богу, слившемуся с деревом,
не важно
(и даже не думаю, что он знает об этом) –
маслом или пастелью его рисуют,
на французском или латыни
псалмы,
внутренности быка дымятся
или же свежая рыба бьётся
на алтаре…
Он уже вернулся в поисках к своему городу.
Взял его приступом.
И защитил ото всех.
…Рассказав четыре истории,
думаешь, что всё и закончилось.
Что вот – охватил смысл мира,
увидел нитей сплетения,
схема рисунка разобрана
и шкафчик с коллекцией можно закрыть.
Запереть.
Повесить табличку «не трогать».
Внести в инвентарную книгу пометку:
«Узнал, изучил, можно забыть».
Но.
В каждой пришпиленной к знаниям мошке-истории
есть булавка.
Кто изучает булавку?
Кто обращает внимание
или вообще замечает?
Кроме того что качает головой – «какая жестокость!».
Без булавки мошка-история –
пф-ф-ф-ф-ф! –
исчезнет,
оставив лишь привкус забытого.
Или вообще не явится.
Четыре истории в мире.
Плюс одна.
Каждый раз разная.
Другая,
иная,
новая.
Каждый сам – пятая история.
Когда рассказывает эти четыре.
——— • ———
Первая публикация верлибра-эссе «4+1» – в авторской подборке Елены Щетининой в антологии «Когда сильна уверенность в тебе» (Омск, 2013. — С. 212-217)*.
_______________________
* Когда сильна уверенность в тебе : Омск. XXI век : поэтическая антология / [ред., сост., авт. предисл.: С. П. Денисенко]. — Омск : Омскбланкиздат, 2013. — 237, [3] c. : портр., ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-8042-0289-8.
|
■
Опубликовано:
12 июня 2014 года
Текст предоставлен С. П. Денисенко. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 12.06.2014
|
|
|
|
|
Автор : Щетинина Елена Витальевна
— Каталог : ВЕРСЭТИKА
|
|
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
|
|
|
|
|