Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.11 · 18:45 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМТ.Е.Смирнова
2015 — Т.Е.Смирнова (Татьяна Виноградова) — Триптих
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Татьяна Виноградова
Триптих
Виктору Авилову
* * *
Поздней весной, когда кругом зацветает сирень, солнце отражается в одуванчиках, и дни стоят голубые и прозрачные, вдали от города, в тиши, хорошо идти просто так, без цели, по чуть заметной тропинке и вдруг, раздвинув кусты, оказаться на берегу незнакомого быстрого ручья.
Пусть он не очень широк и совсем не величествен, но, каждое мгновение меняясь, преображаясь, он сверкает на солнце тысячью золотых зеркал, весело играет разноцветными камешками на перекатах, превращая их в сказочные самоцветы, а в тени зелёных ив кажется вдруг неподвижным и задумчивым. Лишь чуть покачивается на нетерпеливых волнах упавшая ветка сирени – словно корона из звёздного света.
Так и тянет бросится в эту прохладную свежесть – хрустальная радуга брызг взметнётся на солнце, на миг замрёт в сладком ужасе сердце, и дух захватит от студёной воды. Неглубоко – но течение быстрое, и вот уже мимо проплывают удивлённые берега, участливо склоняются к самой воде черёмухи, роняя в лёгкую пену последние лепестки, и беззаботно смеются одуванчики.
Но попробуйте заговорить с ним! Каждое ваше слово он оставляет позади, едва лишь оно произнесено. Тот же, но всё время другой, непохожий, перемена – имя этому потоку, и вечное стремление вперёд, к неведомому морю – его единственный ответ.
* * *
Когда лето на вершине, и наступают дни, необъятные, как небо, когда ранним утром зелёный мир просыпается вместе с тобой, и в окно заглядывают растрёпанные берёзы, а в саду весело и суматошно чирикают воробьи, – с дальних лугов, из клеверного и шмелиного царства, налетает зелёный душистый ветер. Он окончательно разгоняет остатки рассветного тумана и снов, он пронизан солнцем, он зовёт, обещает… И ты раскрываешься навстречу его пьянящей ласке, тебя охватывает счастливая лёгкость, волосы разлетаются в беспорядке, платье плещется, трепещет, – как парус, как крыло, ещё немного – и…
Но попробуйте приручить его! Нет, он прилетает только тогда, когда сам этого захочет. И в неподвижные, сонные, тягуче-расплавленные от жары дни, в дни, когда, кажется, само Время позабыло о том, что оно существует на свете, вы будете напрасно звать его. В такие дни вы не добьётесь от него ни дуновения, ни ветерка.
Его можно попытаться поймать, хитростью заманив в ловушку. Но попав в плен, он перестаёт быть самим собой, он скучен и предсказуем. Он может цепляться за крылья ваших мельниц и жалобно плакать по ночам в каминной трубе. Но это уже не тот ветер. Он снова ускользнул от вас.
* * *
Холодной осенью, в час, когда незаметно сгущаются ранние сумерки, в опустевшем саду пахнет сыростью и опавшей листвой, последние сиреневые астры кажутся забытыми и ненужными и вот-вот снова пойдёт дождь, – когда позади дневные заботы и друзья не придут к вам сегодня, в сумрачных комнатах поселяется тишина. Где-то чуть слышно капает вода, иногда доносятся неясные шорохи, шелесты, – старый дом словно вздыхает во сне. В гостиной многозначительно безмолвствуют старинные портреты, и на потускневших гобеленах застыли изысканные сцены охоты, где вытканные шёлком разъярённые псы всё никак не могут догнать остановившегося в изящном прыжке раненого серого оленя.
Друзья не пришли, но есть любимые книги, и рядом ждёт початая бутылка коньяка, и горит камин. Ах, как хорошо сидеть вот так, у камина, в старом уютном кресле и, не зажигая света, смотреть, как комната медленно погружается в сумерки. Можно немного пошевелить угли – гнездо огня, – и оттуда взлетит облачко золотых искр, а из самой глубины, где изредка пробегают багряные и синие змейки, пахнёт вдруг лиловым жаром.
Можно часами смотреть в огонь. Он вьётся, танцует, замирает, трепещет, вновь и вновь исчезая и возрождаясь, как сказочный золотой Феникс. Качаются синие тени, языки пламени сплетаются в странно знакомые – словно воспоминания о несбывшихся снах – фигуры, наделённые подобием призрачной жизни. Иногда эти видения прекрасны и кажутся небесными, иногда они – созданья ада, но всегда неожиданны и вечно в движении. Пламя завораживает, манит, вы незаметно погружаетесь в грёзы наяву – самые загадочные и самые опасные из всех грёз. Вы околдованы настолько, что невольно придвигаетесь всё ближе и ближе – розовые блики скользят по лицу, рукам, играют в хрустале, превращая коньяк в волшебный золотой эликсир, и тёмный рубин в оправе перстня оживает, вобрав в себя отсвет древнего пламени, и блеск его великолепен и мрачен.
Но попробуйте прикоснуться к неуловимому, насмешливому огненному богу! Мгновенная боль, жестокий ожог – вот его поцелуй!
* * *
Ветер, поток, пламя – это то, чем мы можем лишь любоваться, не пытаясь завладеть. Тайная власть над ними – удел немногих, и я не из их числа.
Что же сказать о тебе, если ты изменчив, как поток, непостоянен, как ветер, и душа сгорает в твоём огне!
Человек ты или создание иных миров, как мне тебя удержать?
Татьяна Виноградова
1987
 
На фото: заслуженный артист России Виктор Авилов (1953–2004) в роли Мольера в спектакле Театра на Юго-Западе по пьесе М. А. Булгакова «Кабала святош» и роману «Жизнь господина де Мольера» (режиссёр: народный артист России Валерий Белякович; первый прогон: 31 мая 1980 года; последний спектакль: 23 сентября 2004 года).
* Мемориальный сайт Виктора Авилова: www.avilov.ru
 
 
Опубликовано:
28 июля 2015 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 27.07.2015
 
 
Автор : Смирнова Татьяна Евгеньевна  —  Каталог : Т.Е.Смирнова
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: издательство, OMIZDAT, эссе-клуб, альманах, ОМИЗДАТ
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD