Отношение населения к гербу России остаётся неоднозначным. По данным ВЦИОМ, часть граждан относится к нему негативно. Более того, опросы показали, что государственная символика «сегодня находится на одном из последних мест в ряду ассоциаций, характеризующих российскую национально-государственную идентичность (14 место среди 16) [3, с. 29]. Причиной этого положения, на мой взгляд, является не только историческая безграмотность населения, но и продолжающаяся в СМИ тенденциозная критика символики России. Приведу два примера.
Известный в своё время историк В.В.Похлёбкин писал о нашем гербе: «орёл неприемлем в принципе как фантастическая, средневековая, византийская эмблема, как монархический символ» [1]. А.А.Щёлоков в своей книге называет двуглавого орла не только монархическим символом, но и мутантом [4, с. 4, 6, 49].
Руководство страны обеспокоено создавшимся положением. В распоряжении Президента «О популяризации государственных символов России» [2] требуется не только реализовать программу мероприятий по популяризации герба и флага России, но и с каждым годом совершенствовать эту деятельность.
Эта деятельность даст эффект тогда, когда мы ответим на вопрос о том, что же действительно символизирует двуглавый орёл. Для этого, на мой взгляд, следует, используя компаративный метод (сравнительно-исторический метод исследования – Прим. ред.), обратиться к истинной истории двуглавого орла как уникального феномена не только российской, но и мировой культуры.
Двуглавый орёл под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма. В Вишну-пуране рассказывается, что Вишну превращался в Гандаберунду, когда требовалось проявить фантастическую силу: орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону (рис.1). Гандаберунда представлялся индийцам не только как аватар Вишну. Он символизировал соблюдение принципов дхармы (пути благочестия), поддержания порядка, а также изобилия и плодородия. Сегодня в Индии он является гербом штата Карнатака и ряда корпоративных гербов.
Рис. 1. Индийский Гандаберунда
В буддизме двуглавый орёл использовался как символ власти Будды, для чего на груди орла помещали свастику – один из главных символов Будды. Предметы с такими изображениями нашли на территории современной Монголии. Процесс аккультурации двуглавого орла в Малой и Средней Азии шёл путём адаптации двуглавого орла к местным архетипам. Так, в Сельджукской империи он олицетворял Аллаха, поэтому на многих изображениях на его груди арабскими буквами помещалось одно из 99 его имён – Аль-Азим (величественный, великолепный) (рис.2).
Рис. 2. Двуглавый орёл – символ Аллаха
Аккультурация двуглавого орла в Византии была детерминирована христианством, поэтому в менталитете византийцев он олицетворял Иисуса Христа. Одна голова орла символизировала его божественную сущность, а другая – человеческую. В VI-IX вв. императору стали поклоняться наравне с Богом. Так в представлениях византийцев о двуглавом орле формируется идея симфонии (сотрудничества) двух властей – духовной и светской.
Российский двуглавый орёл известен со времён правления Ивана III. Уже в то время он представлялся в разных смыслах: как символ могучей Родины, высшей справедливой власти, свободолюбия и достоинства, евразийского единства России, сплава двух культур – Востока и Запада. В духовной среде двуглавый орёл трактовался как Иисус Христос с его двойственной природой – божественной и человеческой. Двуглавого орла представляли и как воплощение христианских парных добродетелей: Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Правды и Свободы и др.
После победы в Отечественной войне 1812 года представления о двуглавом орле дополнились. Доминантной символикой орла стала победоносная сила Российской державы и русского оружия. Поэтому двуглавый орёл выражал патриотизм.
Итак, двуглавый орел – не средневековый и не византийский монархический символ. Зародившись в древней Индии более 4000 лет назад, двуглавый орёл представлялся как символ высшего божества – Вишну. Кратологические и религиозные подтексты представлений о двуглавом орле закрепились в мусульманском и христианском ареалах, где семантика двуглавого орла связывалась с Аллахом и Христом.
В России двуглавый орёл стал олицетворением величия могучей державы.
___________________________
1. Похлёбкин В.В. Красный флаг России и другие её естественные символы // Независимая газета, 6 марта 1998 г.
2. Распоряжение Президента РФ «О программе мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.» от 7 декабря 2004 г. № 572-рп // Собрание законодательства РФ. 2004, № 50, ст. 5055.
3. Седова Н.Н. Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3 (75). – С. 29-35.
4. Щёлоков А.А. Увлекательная геральдика. М., ЭКСМО, 2007. – 352 с.
© Н.Г.Ранчугова, 2012