OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 13:10 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМСимволика России
2012 — Каталог работ победителей Конкурса эссе СИМВОЛИКА РОССИИ 2012 — Ранчугова Н.Г.
.
СИМВОЛИКА РОССИИ







Победитель
Всероссийского конкурса эссе «Символика России - 2012»
в номинации «Лучшее эссе о гербе России»


Ранчугова
Наталья Геннадьевна


д. Нагать, Смоленская область
клинический психолог, аспирант кафедры общей и социальной психологии
Смоленского гуманитарного университета



Действительно ли двуглавый орёл –
средневековый монархический символ?


Отношение населения к гербу России остаётся неоднозначным. По данным ВЦИОМ, часть граждан относится к нему негативно. Более того, опросы показали, что государственная символика «сегодня находится на одном из последних мест в ряду ассоциаций, характеризующих российскую национально-государственную идентичность (14 место среди 16) [3, с. 29]. Причиной этого положения, на мой взгляд, является не только историческая безграмотность населения, но и продолжающаяся в СМИ тенденциозная критика символики России. Приведу два примера.
Известный в своё время историк В.В.Похлёбкин писал о нашем гербе: «орёл неприемлем в принципе как фантастическая, средневековая, византийская эмблема, как монархический символ» [1]. А.А.Щёлоков в своей книге называет двуглавого орла не только монархическим символом, но и мутантом [4, с. 4, 6, 49].
Руководство страны обеспокоено создавшимся положением. В распоряжении Президента «О популяризации государственных символов России» [2] требуется не только реализовать программу мероприятий по популяризации герба и флага России, но и с каждым годом совершенствовать эту деятельность. Эта деятельность даст эффект тогда, когда мы ответим на вопрос о том, что же действительно символизирует двуглавый орёл. Для этого, на мой взгляд, следует, используя компаративный метод (сравнительно-исторический метод исследования – Прим. ред.), обратиться к истинной истории двуглавого орла как уникального феномена не только российской, но и мировой культуры.

Двуглавый орёл под именем Гандаберунда впервые упоминается в древних канонических текстах индуизма. В Вишну-пуране рассказывается, что Вишну превращался в Гандаберунду, когда требовалось проявить фантастическую силу: орёл легко мог поднять в каждой лапе и клюве по слону (рис.1). Гандаберунда представлялся индийцам не только как аватар Вишну. Он символизировал соблюдение принципов дхармы (пути благочестия), поддержания порядка, а также изобилия и плодородия. Сегодня в Индии он является гербом штата Карнатака и ряда корпоративных гербов.


Рис. 1. Индийский Гандаберунда

В буддизме двуглавый орёл использовался как символ власти Будды, для чего на груди орла помещали свастику – один из главных символов Будды. Предметы с такими изображениями нашли на территории современной Монголии. Процесс аккультурации двуглавого орла в Малой и Средней Азии шёл путём адаптации двуглавого орла к местным архетипам. Так, в Сельджукской империи он олицетворял Аллаха, поэтому на многих изображениях на его груди арабскими буквами помещалось одно из 99 его имён – Аль-Азим (величественный, великолепный) (рис.2).


Рис. 2. Двуглавый орёл – символ Аллаха

Аккультурация двуглавого орла в Византии была детерминирована христианством, поэтому в менталитете византийцев он олицетворял Иисуса Христа. Одна голова орла символизировала его божественную сущность, а другая – человеческую. В VI-IX вв. императору стали поклоняться наравне с Богом. Так в представлениях византийцев о двуглавом орле формируется идея симфонии (сотрудничества) двух властей – духовной и светской.

Российский двуглавый орёл известен со времён правления Ивана III. Уже в то время он представлялся в разных смыслах: как символ могучей Родины, высшей справедливой власти, свободолюбия и достоинства, евразийского единства России, сплава двух культур – Востока и Запада. В духовной среде двуглавый орёл трактовался как Иисус Христос с его двойственной природой – божественной и человеческой. Двуглавого орла представляли и как воплощение христианских парных добродетелей: Веры и Ревности, Крепости и Силы, Милости и Истины, Правды и Свободы и др.
После победы в Отечественной войне 1812 года представления о двуглавом орле дополнились. Доминантной символикой орла стала победоносная сила Российской державы и русского оружия. Поэтому двуглавый орёл выражал патриотизм.

Итак, двуглавый орел – не средневековый и не византийский монархический символ. Зародившись в древней Индии более 4000 лет назад, двуглавый орёл представлялся как символ высшего божества – Вишну. Кратологические и религиозные подтексты представлений о двуглавом орле закрепились в мусульманском и христианском ареалах, где семантика двуглавого орла связывалась с Аллахом и Христом.
В России двуглавый орёл стал олицетворением величия могучей державы.

___________________________
1. Похлёбкин В.В. Красный флаг России и другие её естественные символы // Независимая газета, 6 марта 1998 г.
2. Распоряжение Президента РФ «О программе мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.» от 7 декабря 2004 г. № 572-рп // Собрание законодательства РФ. 2004, № 50, ст. 5055.
3. Седова Н.Н. Национально-государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике // Мониторинг общественного мнения. 2005. № 3 (75). – С. 29-35.
4. Щёлоков А.А. Увлекательная геральдика. М., ЭКСМО, 2007. – 352 с.

© Н.Г.Ранчугова, 2012



Опубликовано:

12 декабря 2012 года
согласно решению жюри Всероссийского конкурса эссе «Символика России - 2012»


 
 
Автор : Ранчугова Наталья Геннадьевна  —  Каталог : Символика России
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD