OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 21:06 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМСимволика России
2012 — Каталог работ победителей Конкурса эссе СИМВОЛИКА РОССИИ 2012 — Храмова М.Э.
.
СИМВОЛИКА РОССИИ







Победитель
Всероссийского конкурса эссе «Символика России - 2012»
в номинации «Лучшее эссе о культурно-историческом символе»


Храмова
Мария Эдуардовна


г. Канаш, Чувашская Республика



Древо Жизни – главный символ чувашского народа




Я снюсь себе дубом:
Я прорастаю в землю
И душу питаю прошлым,
Через сердце моё
Как река настоящего
Протекает радуга,
Голова моя уходит в небеса к богу
Полная мыслей о будущем…
И сверху я вижу,
Как плачет устало мама…
(Праски Витти, чувашский поэт и художник)


Начало учебного года и всё делается второпях, на бегу. Никак не могу войти в колею, везде опаздываю. Спотыкаясь любимыми ботиками, несусь по короткому тёмному коридору к библиотеке.
- Маша, ты куда? – почти выхватывает меня из потока подруга Ольга.
- В библиотеку. – на ходу отвечаю я.
- А потом?
- Потом снова в библиотеку, только в другую.
- Ну, ты растёшь! – иронизирует Ольга.
- Мы, чуваши, всегда растём – такая уж у нас национальная традиция.
Ольга смотрит на меня округляя глаза и поджимая губы. Не ожидала она от меня такого ответа, да и я сама не ожидала бы. Просто в последнее время увлеклась символами, начитала, накопала, нагуглила массу информации, особенно по символике чувашского народа. Я как настоящая чувашка начала ощущать себя деревом. И не просто деревом, а ивушкой.

Разные народы ведут свои родословные от разных тотемов и символов. Русские верят, что они – от медведей, чеченцы считают, что происходят от волков, татары – от белого барса, якуты – от песца.
А мы, чуваши, исконно ведём свой род от отца-дуба и матери-ивы.
Мы люди – деревья! Наш образ прост: туловище – ствол, руки – ветви, ноги – корни, кровь – древесный сок, несущий жизненные силы от корней к кроне. В поверьях у каждого чуваша в лесу есть дерево-двойник. Сруби его и умрёт человек. Поэтому принято просить прощения у дерева, прежде чем срубить.
Для мировоззрения чуваша понятие дерева и человека неразрывно. Триста лет чуваши исповедуют христианство, а всё равно нет, нет, да и встречаются в наших лесах деревья Керемети с привязанными к ветвям тряпочками, да разложенными у корней угощеньями. Неистребимое язычество прорастает через мой народ и воплощается в главном символе – дереве жизни.
Эмблема «Древо Жизни» выполнена на основе рунического письма. Данная эмблема состоит из пяти элементов, главный из них является центром всей композиции. Этот элемент означает коренное население Чувашии. Два нижних элемента означают чувашскую диаспору, то есть чувашей проживающих за пределами Чувашской Республики. Два средних элемента означают население Чувашии других национальностей.

Но у меня возник вопрос: «А где присутствует Древо Жизни?». Дерево жизни присутствует во всей символике моего народа, оно прочно вросло в прикладное искусство и быт: вышивка, орнаменты, украшения одежды, коньки на крышах деревенских домов, резьба на детских люльках и украшения погостов. Так же «Древо Жизни» присутствует в государственной символике герба и флага чувашского государства – Чувашской Республики.
От рождения до смерти сопровождает чуваша символ дерева жизни.



За одним вопросом у меня возник и другой: «Как чуваши относятся к деревьям?». Почитав литературу о культуре чувашского края, я узнала что, отношение к деревьям у чувашей особенное. По обычаю они сажали деревья при рождении ребёнка, строительстве дома и в других важных случаях. Жители оберегали деревья, ломать живые веточки, за исключением разрешённых дней, считалось великим грехом.
«Какую философию отражает Древо?» Древо отражает философию жизни. А что такое жизнь? Жизнь – это движение. Мы дышим, растём, у нас происходят различные изменения, как внешние, так и внутренние. «Древо Жизни» передаёт нам информацию из прошлого, мы узнаём, что и как было у предков.
В это нам помог автор чувашского герба и флага Элли Юрьев. В своем интервью газете «Советская Чувашия» в 1992 году, Элли Михайлович Юрьев говорил: «Главное в гербе – Древо Жизни в центре геральдического щита. Корнями древо врастает в Землю. Крону древа жизни составляют три этнические ветви: чувашей коренных, что ближе к стволу, затем с краю – ветвь чувашской диаспоры, а между двумя этими ветвями – ветвь, символизирующая все те народности, что проживают на данный момент в Чувашии». Это точка зрения автора герба.



Но у меня есть своя точка зрения. Для меня отношение к Древу – это отношение к самому государству, так как Древо Жизни является отражением реальности и её культурно значимым выражением.
Древо Жизни связано с такими важными и близкими для всех чувашей понятиями, как Родина, Отечество, патриотизм, история, родной язык – со всем тем, что составляет мир каждого человека.



Жители Чувашской Республики по праву гордятся своим культурным и историческим символом. Но важно не только знать, как выглядит Древо Жизни, но и понимать его значение. А для этого нужно иметь представление об истории государственного символа Чувашии, о том, как он возник и какой путь прошёл сквозь века.

А на следующий день я в глубине леса наткнулась на рябинку, на которой уже не было листвы, но были привязаны разноцветные тряпочки. Видимо приходил кто-то к этому дереву и просил его о чём-то. Я подошла к рябинке, протянула руку и поздоровалась: «Здравствуй сестрёнка». И попросила исполнить моё желание – очень для меня важное. И показалось мне, что «я прорастаю в землю и душу питаю прошлым».


© М.Э.Храмова, 2012



Опубликовано:

10 декабря 2012 года
согласно решению жюри Всероссийского конкурса эссе «Символика России - 2012»


 
 
Автор : Храмова Мария Эдуардовна  —  Каталог : Символика России
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD