Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна.
Вместе – дружная семья,
В слове «мы» – сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах!
Когда-то, много лет назад, мне и моему поколению, вероятно, очень повезло. Мы не только слышали слова этой замечательной песни, но и в полной мере ощущали тепло дружеского плеча независимо от того, какой оно (плечо) национальности. Нам и в голову не приходило, что друг друга надо разделять – друг может быть узбеком, грузином, татарином, калмыком. Мы вместе учились, ходили в походы, работали на картошке, пели песни под гитару – мы любили и радовались. Мы жили.
В советской стране единым были герб, флаг и гимн Союза Советских Социалистических Республик. Мы все были октябрятами, пионерами, комсомольцами. Нас воспитывали на культурных традициях прошлых поколений. Нам известны такие имена, как Дмитрий Донской, Софья Перовская, Георгий Жуков и многие другие. Мы не отрицали «положительность» таких героев, как Андрей Болконский, Павел Корчагин, Олег Кошевой, Алексей Мересьев… Да, мы жили в застойный период. Но мы знали историю своей страны. Гордились своим прошлым. Верили в светлое будущее.
Пришла наша пора воспитывать нынешнее поколение. Мне очень симпатичны слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «…надо … воспитывать человека в маленьком человечке, приучая его к обмену духовными ценностями, ибо вне такого обмена души черствеют».
Десять лет назад мы приехали из Средней Азии в Россию, в Нижегородскую область, Балахнинский район. Скажу откровенно – Россия меня потрясла… Нижний Новгород и Нижегородская область – это такое великолепие, красота и мощь храмов, монастырских ансамблей, уникальных архитектурных сооружений, памятников национальной истории и культуры. А вид с набережной на Волгу просто обезоруживает своей живописностью. «Потрясли» меня и люди. В голове не укладывается, что «застойная» фраза «старикам везде у нас почёт» здесь «не работает». А молодое поколение общается, как правило, используя ненормативную лексику. И история своего города, как и страны в целом, далеко не всех интересует. К сожалению.
Возможно, это наша вина – педагогов, не умеющих преподнести материал ребятам так, чтобы им захотелось самим что-то прочесть, докопаться до истины. Соглашусь: дети у нас разные, воспитание во многих семьях порой заслуживает особого внимания. Но мы, взрослые, в ответе за наше будущее, за наших детей. И поэтому своей маленькой племяннице захотелось как-то по-особому рассказать об истории города, рядом с которым мы живём, о гербе города Балахна.
Начну, видимо, так… Представь себе, что оказывается в период каменного века, когда люди делали каменные орудия, лепили горшки, охотились, рыбачили, археологами найдены поселения людей, которые проживали в районе г. Балахны.
История возникновения города очень интересна. Есть предположения, что в 1394 году основали посёлок Соль-на-Городце купцы Иван Ястребов и братья Фёдор и Нефедей Ляпины. Братья эти постигли основы солевого промысла, и на месте будущей Балахны стали разрабатывать «Усолье». К началу XVI века посёлок здорово разбогател, а главное – поменял имя.
Попытки расшифровать название города, пожалуй, очень своеобразны. Некоторые краеведы говорят, что пленные новгородцы, добывающие соль и измождённые тяжёлыми условиями работы в едком рассоле, просили царя выдать им балахоны. Люди в балахонах заполнили посёлок, который и назвали «Балахной».
Другие краеведы вспоминают, что маленькие болота в старом русском языке назывались «болохонцами», отсюда и имя городу.
Несколько иная версия о том, что первыми поселенцами в городе были ссыльные новгородцы, вот и получилось так: волохонцы (от р. Волхов) – балахонцы.
Ещё одна гипотеза связывает имя города с тюркскими корнями. Якобы «Балахна» равно «балаган» плюс «хан».
А в советские годы историк Ахмет Булатов убедительно доказал, что «Балахна» выводится из персидского «бала ханэ», что значит «высокая постройка», или просто – Верхний Город (отсюда современное слово «балкон»).
Стоит отметить, что Балахна славилась не только солеварением. Балахна славилась и кирпичами, и изразцами. Несколько позже развилось в стране и судостроение. Строили парусные суда, главным образом военные. В 1695 году, когда Пётр I стал готовиться к Азовскому походу, он именно тут заказал большую партию военных парусников. С помощью иностранных специалистов стали делать и речные суда, и шхуны для Каспийского моря. В 1722 году они получают от царя заказ на строительство кораблей для Балтики. С 1845 года в Балахне начали производство пароходов и барж. Было время, когда в год строили сто барж. Кокоры – детали кораблей – попали даже в герб города.
Первое упоминание о гербах относится к XI-XII векам. Само слово «герб» появилось на Руси только в конце XVII века. Впервые оно употребляется в царском указе 1692 года применительно к Ярославлю. Только при Петре I возникает мысль о введении в России гербов как отличительных знаков и эмблем войсковых подразделений и городов.
Герб Балахны – уездного города Нижегородского наместничества – был утверждён 16 августа 1781 года. Он был выполнен в виде щита, в верхней части которого помещался нижегородский герб, а в нижней – «две кокоры в серебряном поле, означающие собой знатное строение судов».
Кокора (кница) – криволинейное крепление деревянного корабельного набора, для её изготовления использовалась часть дерева с корневищем. Серебряное поле – знак благородства, кокоры говорят о том, что здесь строились морские или речные суда. Исстари славилась Балахна мастерами-судостроителями. Среди них известны такие имена, как Худяков, Плотников, Редозубов. В 1634-1636 годах мастера Балахны приглашались в Нижний Новгород на постройку корабля «Фридрих».
Стоит отметить, что первоначально на гербе Нижнего Новгорода был изображён лось. Позднее он превратился в оленя, который по своим качествам получил приставку "благородный”.
Интересен и тот факт, что в 1861 году был составлен другой проект герба Балахны по новым правилам составления территориальных гербов (от 1857 г.).
Описание этого проекта: «В серебряном щите три чёрных речных судна. В вольной части – герб Нижегородской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной, за щитом – золотые колосья, соединённые Александровской лентой».
Щит – знак доблести, серебряная стенчатая корона – знак благородства и государевой милости. Золотые колосья – щедрость Божия и богатые дары, три речных судна – строительство речных судов, а Александровская лента – знак особых заслуг города и его жителей перед Отечеством.
Но проект не был утвержден. К сожалению, не удалось узнать причину. Впрочем, хотелось бы, чтобы у города Балахны с его славным и богатым прошлым был именно этот герб, так как он в полной мере отражает историческую значимость города как столицы речного судостроения.
Очень хочется, чтобы наши дети, внуки, как и наши предки, были достойны называться нижегородцами, балахнинцами. Чтобы все жили в мире и достатке.
© Т.И.Фомина, 2012