В августе 2010 года клуб «КАЮГ» имени Д.Н.Фиалкова совершил экспедицию в Горьковский район на канал «Иртыш - Омь», чтобы изучить состояние трассы канала в настоящее время. Во время экспедиции проведена работа по изучению современного состояния магистрального канала «Иртыш - Омь».
Почему был выбран именно этот объект?
Река Омь мелеет с каждым годом. Калачинскому и другим районам, расположенным на реке Оми катастрофически не хватает воды. Эта проблема касается не только бытовых нужд нас – калачинцев, но она оказывает влияние на экономическое развитие района. В городе появляются новые предприятия, которым также нужна чистая пресная вода. Для развития сельского хозяйства она просто необходима.
Главными задачами строительства магистрального канала были повышение водообеспеченности орошаемых земель в районе русла Оми общей площадью 51 тысяча га и улучшение снабжения питьевой водой населения Горьковского, Нижнеомского, Калачинского, Кормиловского и Омского районов.
Изучение состояния магистрального канала началось с Головной насосной станции. Она находится в 1 километре от деревни Исаковка Горьковского района Омской области ниже по течению реки. Насосная станция в рабочем состоянии, охраняется. Территория огорожена бетонной дамбой. Это сделано для того, чтобы не было оползней, так как в районе станции имеется балка, по которой происходит сток снеговых и дождевых вод.
Мы встретились на станции с Панышевым Владимиром Павловичем, машинистом и охранником станции. Спустились в «сердце» станции. Все рабочие механизмы находятся на глубине более 105 метров. Здесь царит порядок. Владимир Павлович отметил, что насосы, задвижки готовы к работе в любое время.
Далее отправляемся по трассе канала. Дорога, когда-то заасфальтированная, постепенно разрушается. Довольно затяжной подъём приводит нас к Станции первого подъёма. На Станции первого подъёма отмечаю первые признаки «работы» разрушителей: вижу выведенное из строя насосное оборудование, сняты вентили и укрывные кожухи, обрезаны трубы. В рабочем состоянии только электрическая подстанция. По характерному звуку и целостности всей аппаратуры и проводов, делаю вывод, что представители Горьковской РЭС исправно следят за сохранностью объекта.
Следующая остановка у плотины. До плотины вода должна была идти под землёй по трубам и снизу, под высоким давлением, поступать в отстойники. Отстойники сухие. На дне немного дождевой воды, так как ночью шёл дождь. Стены не разрушены. Трубы перед плотиной под землёй, думаю, тоже целы, так как целостность территории не нарушена – перед плотиной богатый травостой.
Перед отстойниками должно быть небольшое водохранилище, переходящее в канал. Водохранилище поросло густой травой, которая пробивается сквозь бетонное дно.
Проехав вдоль русла канала до Станции второго подъёма, сделав несколько остановок и описав состояние канала, делаю вывод, что со дня строительства никто дно канала не чистил.
Станция второго подъёма находится в 1 километре от деревни Исаковка. Станция расположена с левой стороны от трассы «Омск - Муромцево», прямо у дороги. Насосная станция в плохом состоянии. В зданиях нет окон и дверей. Кирпичные пристройки начали разбираться. Бетонные плиты и те кто-то ворует. Задвижки на шлюзах не работают, срезаны вентили. Видны остатки срезанных труб. Дно поросло растительностью. У шоссе шлюзовая запорная аппаратура из трёх шлюзовых отверстий. Шлюзовые отверстия закрыты наглухо. Под шоссе видны три бетонные трубы. Дно канала чуть влажное после дождя. Сквозь бетонные плитки у труб произрастает растительность, в основном злаки. На расстоянии 11 метров от труб – сплошная стена камыша. А на расстоянии 30 метров дно поросло не только камышом, но и ивой, а по берегам выросли большие, до 10 см в диаметре берёзы.
Дальше мы проехать не смогли, а свои исследования продолжили в сентябре на территории Нижнеомского района. Выехав из Калачинска, проехали реку Омь через мост у Нижней Омки. Путь лежал к деревне Ачаирка. Наконец, мы вышли к руслу канала. Русло пересекала дорога к деревне. Состояние канала ещё плачевнее. Русло канала до дороги слегка влажное. Рассчитывая на то, что вода канала после Станции второго подъема пойдёт самотёком из-за понижения в рельефе, берега канала здесь ничем не укреплялись. Из труб тонким ручейком вытекала вода. Вижу засоление дна. Берега почти сомкнулись из-за зарастания. В данном месте впервые от самого Иртыша я увидела в канале воду, которая наблюдалась на всём протяжении до конца канала – 1,5 километра до дамбы.
Далее двигаюсь вдоль канала. Подхода к нему нигде нет. Все берега заросли камышом. В 1,5 километрах от канала мы нашли дамбу. Видны рогатульки для удочек, значит, есть какая-то рыба и местные рыбаки её ловят. В дамбе имеется два простейших шлюза из труб для стока воды. Один шлюз закрыт. Второй наполовину открыт. Дамба представляет собой гору грунта, сдвинутого с близлежащей территории. Выхода труб на противоположной стороне дамбы не нашла. Или они были засыпаны бульдозерами, или заросли, или закрылись грунтом, нанесённым весенними и дождевыми текучими водами.
Причиной строительства магистрального канала «Иртыш - Омь» стал дефицит воды в реке Омь, из которой запитан город Калачинск, районные центры Нижняя Омка и Кормиловка, а также сельские населённые пункты на Оми.
Канал был недостроен – 75%-ная готовность. На канале созданы сооружения: Головная насосная станция, Станции первого и второго подъёма, электрические подстанции. Оборудовано водохранилище.
Отмечаю состояние канала в настоящее время:
• Сооружения насосной станции второго подъёма разрушаются. Здания без окон и дверей, внутри ничего нет. Всё вывезено и расхищено.
• Металлические конструкции вырезаны и, предположительно, сданы как вторчермет.
• Часть железобетонных плит из русла канала растащили по близлежащим хозяйствам.
• Головная насосная станция и шлюз-регулятор канала до сих пор в рабочем состоянии. Все электрические подстанции работают.
• Подъездные асфальтированные пути к головной станции разрушаются текучими водами и приходят в негодность.
• Сам канал за прошедшее время изрядно зарос не только травянистой растительностью, есть уже кустарники и деревья.
• Ближе к речке Ачаирка идёт заболачивание канала.
Во время экспедиции было изучено состояние магистрального канала «Иртыш - Омь». Больно и обидно, что в сооружение такого нужного людям объекта вложены напрасно огромные средства и усилия людей. А сколько ещё «недостроев» по области и стране.
Я делаю вывод, что нужно быть ответственнее, бережно относится к природным богатствам и хозяйственным объектам.
И тогда нам не будут страшны никакие кризисы!
© А.А.Щербакова, 2012