Альманах рукописей: от публицистики до версэ • Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Олег Клишин
МУСЕЙОН • ДИАЛОГИ ОБРАЗОВ
* * *
Внезапный снег вчера. Тяжёлые липкие хлопья, – словно мокрую марлю развешали… Белый смирительный покров на молодую траву. Настроение… как-то тускло, тоскливо, тревожно. Но через пару часов солнце и настоящий ливень с крыш. И сразу веселей – уходит хмарь и муть, яснее на душе. Очевидная зависимость от солнечного света. Что-то вроде гелиомании. Все мы – немного подсолнухи. Не потому ли одноимённое полотно Ван Гога так воздействует на многих людей? Этот свет и цвет… Ярко-жёлтое масло, мазки-лепестки – словно невероятная концентрация солнечной энергии на холсте. …
•
Олег Клишин
2009
Четырнадцать подсолнухов – распустившихся цветов и бутонов – в жёлтой вазе на зелёно-голубом фоне. Третий натюрморт из серии, задуманной голландским художником Винсентом ван Гогом (1853–1890) для украшения своего дома-студии в Арле (Arles), на юге Франции. Третья версия – по выражению искусствоведов, которые в своих исследованиях, эссе и статьях, и в каталогах называют эту картину «Ваза с двенадцатью подсолнухами»: добросовестно поддерживают «заблуждения», следуя тексту письма Винсента ван Гога своему брату Тео (21/22 августа 1888 года), в котором художник сообщает, что у него в работе находятся три холста и на третьем из них изображены двенадцать цветков и бутонов в жёлтой вазе (при подсчёте: 14), а в очередном письме (23/24 августа 1888 года) сообщает, что работает над четвёртой картиной – «это четвёртый букет из 14 цветов на жёлтом фоне» (при подсчёте: их 15, в той же жёлтой вазе). Но это совсем не важно, потому что главное – в другом: «…если я выполню этот план, там будет дюжина панелей. Таким образом, всё это будет симфония в синих и жёлтых» (Винсент. 21/22.08.1888). Из планируемых двенадцати полотен, изображающих свежие и увядающие цветы подсолнуха на фоне различных оттенков синего, художник завершил в августе 1888 года только четыре.
визуальный образ : иллюстрация
Ван Гог
(Van Gogh : нидерл. Vincent Willem van Gogh. 1853–1890).
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).