Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.08.11 · 13:29 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМО.Н.Клишин
МУСЕЙОН — О.Н.Клишин — Коллекция бабочек
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Олег Клишин. Поэтическая антология «Коллекция бабочек»
MУСЕЙОН • ДОКТРИНА БАБОЧКИ
2007
2015
КОЛЛЕКЦИЯ БАБОЧЕК
Олег Клишин
КОЛЛЕКЦИЯ БАБОЧЕК
Почему бабочки?
Ответ очевидный. Не надо быть профессором-энтомологом или учёным-филологом для того, чтобы без специального исследования сделать вывод, что это насекомое из отряда чешуекрылых является самым распространённым видом в лирической поэзии. Само слово – «насекомое» применительно к этому изящному созданию звучит слишком грубо. Жуки, муравьи, осы, пчёлы, стрекозы, кузнечики, комары, мошки, тараканы – вот стопроцентные насекомые. Да, все они тоже время от времени появляются в стихах. Но их появление носит эпизодический характер и преследует, как правило, весьма специфические цели.
Стрекоза и муравей навеки приписаны к басне. Кузнечик прочно ассоциируется с экзотически звучащим «зинзивером». Таракан пародийно зарифмован с капитаном. Или в другом случае с усатым тираном, чего ни в коем случае не предполагал напуганный автор, которого бдительная цензура того времени поспешила записать в Эзопы. Жуки… Да, в стихах встречаются великолепные представители этого отряда. «Как бронзовой золой жаровень, жуками сыплет сонный сад…» Или: «Скачет по полю жук-менестрель». Даже целая поэма «Школа жуков» возникла, как поэтическое выражение натурфилософских воззрений оригинально мыслящего поэта. И всё-таки, несмотря на всё разнообразие этого вида, понятно, что в тяжеловесной хитиновой броне намного меньше поэтического вещества, чем в шёлковой пыльце на ажурных крыльях бабочки.
Пчела ближе всех по образу жизни, среде обитания. Она также неотделима от цветка, от жаркого летнего полдня на пропитанной солнцем поляне. Тот же рацион в виде пищи богов – сладчайшего нектара. Но пчела – труженица, коллективистка, она чересчур деловита и запаслива, чтобы сравниться с беззаботно порхающей бабочкой – почти эфемерным созданием, безоглядно живущим одним днём.
Бабочка… душа – слишком очевидная метафора. И от этой очевидности не уйти. Велик соблазн физические метаморфозы этого насекомого использовать, как эквивалент внутренних состояний человека, представить, как этапы душевного роста. Неисчислимы сопутствующие темы и вариации, оттенки красок и чувств. От житейских проблем до философских категорий. От непосредственного восклицания «О, бабочка, о, мусульманка…» до парадоксальной монументальности, когда «Бабочка» на протяжении многих строф с непревзойдённой тщательностью препарируется метафизическим скальпелем поэта-естествоиспытателя. В любом случае, у каждой бабочки на крыльях свой уникальный рисунок, который неповторимо, как отпечатки пальцев с физическим телом, сочетается с душевным строем личности своего создателя.
Несомненное достоинство данного способа коллекционирования – отсутствие необходимости пользоваться сачком. Это нехитрое приспособление – непременный атрибут детской забавы, а также рабочий инструмент учёного-энтомолога, специализирующегося на отряде чешуекрылых, в этом случае можно забыть. И, оказывается, такой подход – без пленяющей марли, усыпляющего эфира, без смертоносных булавок, иголок – для многих пишущих гораздо ближе. Сохранить красоту, не убивая – вот существенный плюс лирической энтомологии. (Подробнее тема раскрыта в статье А. Пурина «Краткий курс лирической энтомологии».) Поэты в разное время этим преимуществом пользовались и продолжают к искренней радости заинтересованного и благодарного читателя.
Наполнение данной коллекции происходило методом случайных находок и по принципу искусственного отбора, основанного на субъективных ощущениях составителя. Единственным формальным критерием можно считать требование, чтобы поэтическая бабочка была «хозяйкой» стихотворения, чтобы на своих узорных крыльях несла основную тему. К сожалению, исходя из этого, в коллекцию не смогли попасть некоторые очень привлекательные экземпляры. К примеру: «Реет бабочка, став на пуанты» (Н. Заболоцкий). Или: «Крапивница, капризно приседая, // Пропархивает наискось балкон» (С. Гандлевский). Мимолётность их появления в стихах не позволила включить в собрание.
В качестве собирателя-составителя хочется выразить глубокую признательность всем авторам, чьи поэтические создания оказались в данной коллекции. Очень надеюсь, что не будут в претензии те современные поэты, чьи бабочки без их ведома упорхнули… Ведь это только лишний раз доказывает, что они оправдывают свою изначальную сущность – их полёт непредсказуем. И, к счастью, в отличие от своих реальных предшественниц, их век не ограничивается считанными летними днями, а соизмерим, как минимум, с продолжительностью человеческой жизни.
   
Притча
Три бабочки, подлетев к горящей свече, принялись рассуждать о природе огня. Одна, подлетев к пламени, вернулась и сказала:
— Огонь светит.
Другая подлетела поближе и опалила крыло. Прилетев обратно, она сказала:
— Он жжётся!
Третья, подлетев совсем близко, исчезла в огне и не вернулась. Она узнала то, что хотела узнать, но уже не смогла поведать об этом оставшимся.
Получивший знание лишается возможности говорить о нём, поэтому – знающий молчит, а говорящий не знает.
 
Поэтическая антология составлена Олегом Клишиным.
2007 г. — 2015 г.
 
 
→ Другие произведения из коллекции : МУСЕЙОН • Доктрина бабочки
Опубликовано:
12 декабря 2014 года
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 16.11.2014
 
 
Автор : Клишин Олег Николаевич  —  Каталог : О.Н.Клишин
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: доктрина бабочки, графика, эссе-клуб, живопись, философия, Поэзия, la doctrine de papillon
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD