Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.14 · 20:43 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНОВАТОРЫ РОССИИ
НОВАТОРЫ — Б.А.Келлер — Иван Владимирович Мичурин (1855–1935)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Борис Келлер(1874–1945)
НОВАТОРЫ РОССИИ
NR
Иван Владимирович Мичурин
(1855–1935)
1. Трудный путь к великой цели
Товарищ Сталин говорил: «Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела»*1.
Из таких простых людей, новаторов дела, вышел и стал великим учёным Иван Владимирович Мичурин.
Он родился в 1855 году в Пронском уезде, Рязанской губернии, в бедной дворянской семье. Предки Мичурина – его отец, дед и прадед – были любителями плодоводства. Известен сорт груши, выведенный одним из этих предков. Этот сорт так и назывался – «Мичуринским».
Иван Владимирович Мичурин рано определил у себя склонность к выращиванию растений. «Я, как помню себя, – пишет о себе Мичурин, – всегда и всецело был поглощён только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни; они как будто все прошли мимо меня и почти не оставили следов в памяти»*2.
В нашей стране социализма широко открыты возможности для всякого таланта воспитать и развернуть всю свою творческую силу. Но совсем не так было в старой, царской России.
Молодому Мичурину надо было иметь огромную силу воли, железный характер для того, чтобы преодолеть все препятствия, которые стояли на его пути к заветной цели.
Мичурин окончил Пронское уездное училище и поступил в гимназию. Ho гимназию Мичурину закончить не удалось, так как директор гимназии требовал взятки и не получил её. Придравшись к пустому поводу, начальство уволило Мичурина из гимназии. Мичурину хотелось получить специальное высшее образование по своему любимому делу, а в действительности ему не удалось окончить и гимназии.
В 1872 году Мичурин поступил конторщиком на Рязано-Уральскую железную дорогу. И хотя эта работа была далека от его заветных замыслов, Мичурин всё же не переставал интересоваться садоводством, выведением новых сортов плодовых растений.
Вот что он писал о себе:
«После тринадцати лет (с 1875 года) всестороннего теоретического и практического изучения жизни растений и, в частности, дела садоводства и его нужд в местностях средней части России, после того, как я объехал и осмотрел все выдающиеся в то время сады и садовые заведения, а также на основании личного испытания качеств и свойств плодовых растений, годных для культуры в средней и северной частях бывш. Европейской России, я в 1888 году пришёл к заключению о слишком низком уровне состояния нашего садоводства».
«…Становилась очевидной крайняя необходимость радикального улучшения сортиментов наших садов, что и вынудило меня в 1888 году основать садовый питомник с исключительной целью выведения новых лучших и более продуктивных сортов плодовых растений»*3.
Иван Владимирович Мичурин,
директор Всесоюзной селекционно-генетической станции
плодово-ягодных культур имени И. В. Мичурина.
Мичуринск (ранее г. Козлов). 1932 г.
Мичурин был вынужден начать с маленького садика при домике в городе Козлове. Здесь Мичурин мог развести лишь небольшое количество плодовых деревьев.
Через 10 лет, в 1885 году, Мичурин при помощи сбережений из своего скудного заработка приобрёл небольшую усадьбу за городом.
Но лишь в 1889 году Мичурин, наконец, получил возможность оставить свою службу на железной дороге и целиком отдаться своим любимым занятиям.
Мичурин поставил себе трудную задачу большого народнохозяйственного значения: он хотел добиться, чтобы в северных условиях Козлова получались плоды, произрастающие на юге, и чтобы соответствующие плодовые деревья хорошо выносили суровую северную зиму. Другими словами, Мичурин переносил юг на север. Мичурин выполнял эту задачу с небывалым успехом. И этого он достиг благодаря тому, что он выработал свои особенные могущественные методы и самостоятельную теорию преобразования природы растений, её улучшения в интересах человека. Наиболее простым способом такого улучшения сорта растения является отбор. Живые растения в посевах, огородах‚ садах подвержены различным изменениям. Человек часто среди многих тысяч растений вдруг замечает одно из них, которое выделяется среди других каким-нибудь изменением, полезным для человеческих целей. Такое растение надо отобрать от всех других и отдельно получить от него потомство. Нет сомнения, что при помощи такого отбора за те тысячи лет, в течение которых человек разводит растения, было получено немало новых, улучшенных растений. Такой сознательный отбор носит название искусственного, в отличие от естественного отбора, который происходит в природе независимо от человека. Но при искусственном отборе приходится дожидаться, пока природа не подарит каким-нибудь полезным изменением. И часто бывает так, что нужное изменение вообще не появляется или оказывается чересчур слабым, недостаточным.
Всё же Мичурин не пренебрегал и отбором. Например, у Мичурина есть выведенный им новый сорт яблони «антоновка полуторафунтовая», с особенно крупными плодами, сохранившими и другие хорошие качества «антоновки».
Мичурин получил этот сорт от изменения, или почковой вариации, которую он открыл в 1888 году на дереве известного старого сорта «антоновки могилёвской белой». Нужно иметь в виду, что и искусственный отбор – дело вовсе не простое. Для того, чтобы среди множества растений заметить какое-нибудь одно из них, с новым полезным изменением, нужно хорошо знать растения и уметь видеть разные их особенности.
Мичурин в своих рабочих дневниках писал: «Нужно быть глубоко наблюдательным, как могут быть наблюдательны только люди, жизнь которых составляет одно целое с природой»*4.
Мичурин долгие годы провёл в саду среди своих любимых растений. И мне не известен другой человек, который бы знал эти растения так глубоко, как Мичурин.
Иван Владимирович не раз водил меня по своему саду. И я всегда поражался, как много интересного и важного видел он в каждом своём растении.
Иван Владимирович не любил, когда люди знакомятся с растениями только по книгам и теряются перед живым растением. Мне вспоминается при этом характерный случай‚о котором я слышал из уст самого Ивана Владимировича.
Однажды он водил по своему саду студента Тимирязевской академии и показал ему растение нового сорта, полученное от скрещивания двух родителей разных видов, которые росли тут же по соседству.
И вдруг студент говорит Мичурину: «Такого скрещивания не может быть». Тогда Мичурин спрашивает: «Почему же не может быть?» – «Так выходит по книге», – ответил студент.
«Да глаза-то у тебя есть, – спросил тогда Мичурин студента‚ – или ты своим глазам веришь меньше, чем книге? Разве ты не видишь, что в этом новом растении есть признаки обоих его родителей, от которых я его получил?»
Часто при отборе новое полезное изменение выражено ещё очень слабо. Тем не менее надо заметить это слабое изменение с тем, чтобы в потомстве его развить и усилить. Но искусственный отбор не мог удовлетворить Мичурина для решения его большой задачиперенести юг на север. Ведь Мичурин девизом, руководящим правилом для своего творчества поставил положение. «Мы не можем ждать милости у природы; взять их у неё – наша задача».
2. Методы и теория творчества Мичурина
Как уже было указано раньше, больших успехов в своём деле Мичурин достиг благодаря своим особым методам и своей теории преобразования природы растений в нужную сторону, согласно заранее намеченному плану. В этих методах и в теории Мичурина главное место занимают отдалённое скрещивание и особые способы воспитания растений.
Но что такое скрещивание, да ещё отдалённое?
В цветах у многих растений встречаются вместе тычинки и пестики. В тычинках в особых мешочках-пыльниках образуется пыльца. Крупинки пыльцы содержат в себе отцовское родительское начало растений – живые отцовские клетки. А в нижней части пестиков имеется полость, или камера-завязь. В завязях развиваются семяпочки, в которых находится материнское родительское начало растений – живые материнские клетки. Из семяпочек, после их оплодотворения, образуются семена с зародышами новых растений следующего поколения. Ho для оплодотворения семяпочек нужно, чтобы сначала произошло опыление. Пыльца должна попасть на верхнюю воспринимающую поверхность пестика, которая называется рыльцем. Здесь крупинки пыльцы прорастают, дают от себя пыльцевые трубочки, которые проникают в глубину пестика, в завязь и дальше в самые семяпочки. Через такую трубочку отцовская клетка достигает материнской и сливается с ней. В этом слиянии отцовской и материнской клеток и заключается сущность оплодотворения. Из слившихся клеток – отцовской и материнской – внутри семяпочки образуется зародыш растения нового поколения. А сама семяпочка превращается после оплодотворения в семя. Уже давно замечено, что в том случае, когда на рыльце попадает пыльца с того же самого или даже с другого цветка, но на том же растении, то от этого семена получаются менее жизнеспособные или даже нередко вовсе не образуются.
Таким образом, для растений важно, чтобы вместо самоопыления и самооплодотворения у них происходило скрещивание. Другими словами, важно, чтобы пыльца на рыльце цветка попадала от другого растения того же вида.
Дарвин выдвинул очень важное положение, что «ни одно органическое существо не ограничивается самооплодотворением в бесконечном ряду поколений, но что, напротив, скрещивание с другой особью от времени до времени – быть может, через длинные промежутки времени – является необходимым».
И ещё Дарвин выдвинул положение, что «у животных и растений скрещивание между различными разновидностями или между особями одной и той же разновидности, но различного происхождения сообщает потомству особенную силу и плодовитость». В природе скрещивание у растений обеспечивается тем, что пыльцу с цветов одного растения переносят на цветы другого растения ветер или пчёлы и другие летающие насекомые. У растений существуют для такого переноса и скрещивания многочисленные и часто сложные приспособления. А человек может сам производить искусственное скрещивание по своему задуманному плану: собирать пыльцу в цветах одного растения и переносить её на рыльце цветов другого растения.
Но Мичурин широко применял в своём творчестве не простое скрещивание, а отдалённое. Именно, он подбирал для скрещивания пары растений-родителей‚ отдалённых между собой и по родству и по своему географическому происхождению. Разберём теперь для наглядности на примере, как и почему производил Мичурин отдалённые скрещивания растений.
Вот он поставил перед собой задачу получить такой новый сорт груши, у которой плоды имели бы хороший вкус и другие высокие качества, как у южных груш, чтобы эта груша была вынослива к суровым зимним условиям и чтобы плоды у этой груши были лёжкими, т. е. медленно дозревали и долго сохранялись после того, как они будут сняты с дерева. Тогда эти груши можно употреблять даже зимой, когда другие, менее лёжкие груши уже сошли.
Вот как Мичурин решил поставленную задачу.
Он взял для скрещивания пыльцу от груши «бере рояль», или «рояль зимний». Это нежный сорт груши, который разводится главным образом во Франции, в Италии и у нас на южном берегу Крыма. Этот сорт требует тёплого климата.
Мичурин хотел получить от «бере рояль» величину, хороший вкус и большую лёжкость её плодов. Это один из сортов груши, плоды которых созревают всего позднее и особенно долго сохраняются в зимнее время.
Теперь надо было взять для скрещивания другую грушу, которая передала бы потомству большую выносливость к суровым зимним условиям. Казалось бы, для этого надо было скрестить «бере рояль» с нашей дикой лесной грушей, которая хорошо приспособлена к нашей зиме.
Однако Мичурин выбирает для скрещивания не местную дикую грушу, а другую, тоже дикую, но происходящую из Уссурийского края, на Дальнем Востоке, В этом выборе Мичурин руководствовался своей научной теорией, согласно которой местная дикая груша для задуманного скрещивания не подходила. Она очень хорошо приспособлена к условиям местного климата и потому при скрещивании чересчур подавляла бы свойства другого родителя – культурной груши «бере рояль», в том числе и ценные качества её плодов.
А если оба скрещиваемых родителя происходят из других отдалённых мест, то, по теории Мичурина, получают возможность хорошо проявиться свойства обоих родителей – и высокие качества плодов культурной груши и большая выносливость к зимним условиям дикой груши.
Кроме того, дикая уссурийская груша и по родству далеко отстоит от культурной груши «бере рояль», так как принадлежит к другому виду груш. Мичурин широко применял скрещивание разных видов, а иногда даже родов растений. Например, вишню он скрестил с черёмухой, персик с миндалём, грушу с айвой.
Я однажды задал Ивану Владимировичу вопрос, что побудило его производить именно отдалённые скрещивания. Сущность ответа Мичурина на мой вопрос можно выразить в следующих словах.
Если скрещивать близкие между собой сорта, то больших улучшений природы растений не получится и далеко вперёд в этом отношении не подвинешься. А при отдалённом скрещивании растения в полученном потомстве подвергаются глубокой внутренней перестройке. Наследственность у них расшатывается. И так легче получить у них далеко идущие благоприятные сочетания нужных свойств от обоих родителей. Кроме того, у растений, полученных при помощи отдалённого скрещивания, вообще гораздо легче вызывать наследственные изменения в нужную сторону, и такие растения легче приспособляются к новому для них суровому климату.
Вот что писал по этому поводу Мичурин:
«Чем дальше отстоят между собой пары скрещиваемых растений-производителей по месту их родины и условиям их среды, тем легче приспособляются к условиям среды в новой местности гибридные сеянцы»*5.
Мичурин перенёс пыльцу «бере рояль» на рыльце пестика дикой уссурийской груши. От такого опыления и оплодотворения получились семена. Из этих семян Мичурин вырастил пять сеянцев. Два из них дали мелкие безвкусные плоды летнего созревания. Из третьего сеянца Мичурин вывел новый сорт груши, которую назвал «толстобежкой». Из четвёртого сеянца Мичурин создал новый сорт груши под названием «раковка». А пятый сеянец стал началом нового сорта груши «бере зимняя Мичурина». Вот что Мичурин пишет про эту свою замечательную грушу: «В течение 22-летнего моего наблюдения ни одной веточки, ни одного сучка не было повреждено морозами. На дереве этого сорта даже в зиму 1926/27 года при морозах в –36° по Цельсию особых повреждений не было…» «Урожайность очень щедрая, и при всём этом вкус плодов этого сорта, по моему мнению, вполне можно считать равным вкусу многих десертных южных сортов груш». В 1916 году плоды с «бере зимняя» были сняты в конце сентября. «В лёжке начали желтеть с 10 ноября. Половина количества сохранилась до начала февраля, остальные долежали до начала марта 1917 года»*6.
Но отдалённое скрещивание было только одним из крупных звеньев в творческой работе Мичурина. Не менее важное место занимали в этой работе разные способы воспитания растений и управления их жизнью.
Так, например, бывало, что выбранная Мичуриным пара родителей не поддавалась отдалённому скрещиванию, не давала после такого скрещивания семян. Тогда Мичурин, чтобы заставить эти растения поддаваться отдалённому скрещиванию, выработал свои особые способы – применение смеси пыльцы, введение растения-посредника, вегетативное сближение.
Растения, полученные от скрещивания различных сортов, разновидностей, видов и родов, называются гибридами. Мичурин разработал целую систему признаков, по которым уже на молодых гибридных сеянцах он мог узнавать, будут ли они хорошими или плохими во взрослом состоянии. Мало того, отобрав лучшие сеянцы, Мичурин дальше, в процессе их развития, умел при помощи воспитания усиливать их хорошие качества и подавлять плохие. В этом отношении особенное значение имеет метод, который Мичурин назвал методом менторов. Слово «ментор» в переводе с латинского языка значит учитель, воспитатель. Метод менторов Мичурин употребил, например, для улучшения выведенного им нового сорта яблони «бельфлёр китайка». Для получения этого сорта он скрестил американскую культурную яблоню «бельфлёр жёлтый» с так называемой китайской яблоней, которая хорошо выносит наш суровый зимний климат. Но полученное деревцо нового сорта не удовлетворило Мичурина. Плоды у этого деревца созревали чересчур рано – при первом плодоношении в середине августа. Тогда Мичурин в крону молодого гибридного деревца «бельфлёр китайки» привил черенки от «бельфлёра жёлтого» и других поздно созревающих зимних сортов яблонь. Под влиянием этих привитых черенков плоды у нового сорта стали созревать позднее и сделались гораздо более лёжкими. Другими словами, черенки, привитые к деревцу «бельфлёр китайка», улучшили качество этого сорта, как хорошие «воспитатели», изменили его свойства в нужную сторону.
Действию менторов и вообще различных способов воспитания гибридные растения хорошо поддаются в молодом возрасте, на ранних ступенях своего развития.
Мичурин писал: «Свойство поддаваться изменению в своём строении у молодых гибридных растений в их ранней стадии развития от влияния всевозможных факторов внешней среды настолько отличается в своей силе от твёрдой устойчивости формы строения старых, давно существующих видов и разновидностей растений, что судить об изменении первых по примеру последних нет никакой возможности»*7.
Таким образом, если вы хотите усвоить, почему Мичурин добился такого могущества в преобразовании природы плодово-ягодных растений, в улучшении их сортов, то вам надо понять два основных положения в его теории. Именно, чтобы растения лучше поддавались воле человека в указанном отношении, необходимо:
1) получать гибриды растений, особенно при помощи отдалённого скрещивания;
2) действовать на такие гибридные растения способами воспитания в молодом их возрасте, на ранних стадиях их развития.
Гибридное растение в молодом возрасте гораздо легче поддаётся изменениям, а во взрослом состоянии становится гораздо более устойчивым, обнаруживает более крепкую наследственность. Поэтому и новый сорт от гибридного сеянца устанавливается не сразу. В молодости можно в сеянце изменять его наследственные свойства и направлять самое образование сорта в нужную сторону.
В теории Мичурина вообще имеет большое значение вопрос о различном состоянии и свойствах растения во время его развития и о том, как этим развитием управлять методами воспитания.
Широко развил и разработал этот вопрос наиболее выдающийся наш учёный мичуринского направления Трофим Денисович Лысенко в своей теории стадийного развития растений.
Размножать новые сорта плодовых деревьев при помощи семян нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, это требует много времени. Например, если посеять яблоню, то её сеянцы только через несколько лет принесут плоды и дадут первые семена. А главное, из семян нового сорта в первом поколении потомства получится много растений, у которых ценные качества нового сорта не сохраняются или сохраняются не полностью.
Поэтому в плодоводстве новые сорта размножаются прививкой. От единственного деревца нового сорта берутся черенки или глазки и их прививают на дички. Таким образом, отделяются от первоначального деревца его живые части, в которых сохраняются и его ценные качества нового сорта.
B результате многие тысячи деревьев какого-нибудь сорта яблони или груши в разных садах будут представлять собой разросшиеся части от одного первоначального растения.
Вот почему, если вы закладываете у себя сад из яблонь, то нельзя сажать в саду яблони только одного какого-нибудь сорта. Ведь этот сорт произошёл от одного первоначального растения. Если у вас в саду будет один сорт, то ваш сад может цвести хорошо, а урожая плодов от этих цветов не получится. Ведь все эти цветы, даже на разных деревьях, принадлежат одному первоначальному дереву. А яблоня при самоопылении и самооплодотворении, как правило, плодов не образует. Поэтому необходимо, чтобы в вашем саду было по крайней мере два различных сорта яблони, которые между собой хорошо скрещиваются.
От творчества Мичурина получается такое впечатление, будто Мичурин пробил брешь в каменной стене и через неё хлынул целый поток новых чудесных сортов плодовых и ягодных растений, ценных по качеству и выносливых к сравнительно суровому северному климату. Во втором томе Собрания сочинений Мичурина описывается 126 новых сортов выведенных им плодовых и ягодных растений, в том числе яблонь 43 сорта, груш – 14, айвы северной – 1, рябин гибридных – 5, вишен – 25, черешен – 3, слив – 14, абрикосов – 8, миндаля-посредника – 1, ежевики – 1, малины – 2, винограда – 4, актинидий – 5.
Чтобы оценить это обилие сокровищ новых сортов, надо представить себе, какого большого и долгого, терпеливого труда требует выведение новых сортов плодовых деревьев.
Бельгийский плодовод ван Монс считал, что нужно 40 лет для того, чтобы вывести и распространить новый сорт яблонь. В 1678 году для всей Франции было известно 43 сорта яблонь. А Мичурин один их вывел 43 сорта.
С какой любовью описывает Мичурин высокие качества и красоту плодов своих живых созданий. Вот, например, что пишет Мичурин о своих новых плодах-яблоках:
У китайки анисовой: «Окраска – светлая, зеленовато-жёлтая с нежным размытым красновато-розовым румянцем на солнечной стороне… Мякоть – белая, с зелёным оттенком, рыхлая, сочная, кисло-сладкого прекрасного нежного вкуса»*8.
У «пепина шафранного»: «…плоды великолепно раскрашены шарлаховой росписью по красивому жёлто-шафранному основному колеру… Мякоть – плотная, желтоватого цвета, замечательного пикантного винно-сладкого, с лёгкой кислотой, пряного вкуса, с тонким ароматом»*9.
3. Настойчивость и культура труда
Рабочие дневники Мичурина показывают, как велика была у него настойчивость в достижении цели и культура труда.
О настойчивости Мичурина можно судить, например, по следующим его записям о повреждениях от морозов посеянных им персиков: «Итак, в общем из всего количества в 2800 персиков не осталось ни одного экземпляра совершенно целого, тем не менее, по моему мнению, это ещё не есть окончательное доказательство невозможности культуры персиков в нашей местности, и поэтому продолжаю борьбу далее»*10.
«Этого слишком достаточно, чтобы убить всякую надежду на возможность культуры персика в нашей местности. Но, во-первых, чего нет, того и хочется, а, во-вторых, чего не достигал упорный, настойчивый труд и терпение человека?»*11
Чтобы осуществлять большие замыслы, нужно уделять большое внимание даже мелочам. Так, например, Мичурин делает следующее указание для тех, кто занимается прививкой. «Никогда не класть ножик на солнце, так как накалённое лезвие обсушивает срез»*12.
Мичурин в совершенстве владел техникой своего дела и внёс в неё ценные улучшения. Следующая запись показывает, какое большое значение придавал этому Мичурин: «Кто… не владеет техникой какого-нибудь искусства, науки или ремесла, тот никогда не будет способен создать что-нибудь выдающееся»*13.
B рабочих тетрадях Мичурина обращают на себя внимание его замечательные зарисовки различных частей растений, над которыми он работал. Рисунок – это прекрасное вспомогательное средство для научного исследования и научной записи. Когда вы рисуете какие-нибудь части растения, то вы вместе с тем детально рассматриваете их, изучаете и обнаруживаете в них такие особенности строения, которые при беглом взгляде иногда ускользают от внимания. Кроме того, при помощи рисунка часто можно лучше представить строение растения, чем словесными описаниями. Поэтому Мичурин в своих записных тетрадях уделял много внимания рисункам.
Эти рабочие рисунки также свидетельствуют о высокой культуре труда, которая характерна для всего творчества Мичурина.
Замечательные успехи Мичурина тем более поразительны, что они были достигнуты в трудных условиях.
Мичурин добился своих успехов самостоятельно, в одиночку, в глухом провинциальном городе, вдали от научных центров с их богатыми лабораториями и библиотеками, будучи оторванным от других выдающихся учёных своего времени.
На первых порах своей научной деятельности Мичурину пришлось пережить тяжёлые для него ошибки из-за доверия к необоснованным выводам других авторитетных специалистов.
И в царское время в различных частях России были отдельные любители-знатоки плодоводства, которые двигали вперёд это дело. Мичурин завязывал с ними связи, вёл переписку. Об отдельных своих достижениях Мичурин печатал статьи в специальных журналах, посвящённых плодоводству. Но всё же в основном Мичурин работал в одиночку, и, несмотря на это, он своими достижениями далеко опередил официальную науку – генетику. Сама генетика возникла как самостоятельная наука только в 1900 году, когда исследования Мичурина были уже в полном разгаре. Долго генетика сомневалась в целесообразности отдалённого скрещивания. А Мичурин начал применять его уже в 1884 году и получил при его помощи многие прекрасные сорта плодовых и ягодных растений.
Всю свою исследовательскую работу в царской России Мичурин проводил на свои личные скудные средства, без специальных сотрудников. Только члены семьи Мичурина – жена и сестра жены – оказывали ему некоторую помощь.
4. В царской России и в СССР
Царское правительство обратило некоторое внимание на Мичурина только тогда, когда вдруг, неожиданно для этого правительства, об успехах Мичурина стали приходить сведения из Северной Америки.
В 1898 году в Канаде съезд фермеров установил, что вымерзли все старые европейские и американские сорта вишен, за исключением вишни «плодородной Мичурина» из г. Козлова.
Департамент земледелия Соединённых Штатов Америки следил за достижениями Мичурина, посылая к нему своего уполномоченного профессора Мейера, и, наконец, предложил Мичурину продать свои коллекции новых сортов растений. Предложение было для Мичурина очень выгодным в материальном отношении, но, несмотря на это, он отказался от продажи своих коллекций в Америку. Мичурин был горячим патриотом своей родины, он всю свою жизнь трудился для своего народа и хотел ему передать все плоды своего творчества.
Царское правительство так и не оказало Мичурину никакой помощи за всё время его многолетней исключительно полезной деятельности.
И не удивительно, что в 1914 году, уже под старость, в возрасте около 60 лет, Мичурин писал о себе: «Годы ушли и силы истощены… Крайне обидно проработать столько лет для общей пользы даром и на старость не иметь для себя никакого обеспечения…»*14
Лишь Великая Октябрьская социалистическая революция положила конец одиночеству и тяжёлым материальным условиям жизни Мичурина.
Многое роднит Мичурина с Тимирязевым. Оба они были выдающимися русскими учёными и горячими патриотами. И оба они сразу же после победы Октябрьской революции встали на сторону новой рабоче-крестьянской власти.
Об этом в биографии Мичурина говорится следующее:
«Не покидавший своего питомника в течение всего периода Февральской революции, Мичурин на другой же день после того, как Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов взяли власть в свои руки, не обращая внимания на продолжавшуюся ещё на улицах стрельбу, явился в только что организованный уездный земельный комиссариат и заявил: «Я хочу работать для новой власти»*15.
На Мичурина, как и на Тимирязева, обратил своё внимание и свою заботу B. И. Ленин.
18 февраля 1922 года Тамбовский губернский исполнительный комитет получил от Совета Народных Комиссаров телеграмму: «Опыты по получению новых культурных растений имеют громадное государственное значение. Срочно пришлите доклад об опытах и работах Мичурина Козловского уезда для доклада председателю Совнаркома Ленину. Исполнение телеграммы подтвердите»*16.
Ленин и Сталин лично проявляли заботу о Мичурине. Проявлял такую заботу и Михаил Иванович Калинин. Он даже два раза посетил Мичурина в его скромной усадьбе около Козлова.
Благодаря заботам советского правительства для использования и развития ценного опыта Мичурина были созданы новые большие научные учреждения и школы‚ которые носят имя Мичурина. Таковы Селекционно-генетическая станция, Институт северного плодоводства, Высшая школа и техникум по плодоводству. Город Козлов переименован в Мичуринск и стал крупнейшим научным центром в области северного плодоводства.
Раньше уже было упомянуто, какое большое значение имеет учение Дарвина для науки о явлениях жизни – биологии и для преобразования – улучшения природы растений и животных.
Мичурин, как и Тимирязев, является одним из первых последовательных дарвинистов в России, причём к дарвинизму он пришёл совершенно самостоятельно, на основании своего богатейшего опыта работы с живыми растениями.
Что же нового, своего внёс Мичурин в учение Дарвина?
Дарвин открыл и научно объяснил закономерности эволюции живой природы. Он объяснил, как происходит эволюция, как путём изменчивости и естественного отбора возникают на земле новые виды растений и животных и образуются у них различные приспособления. А Мичурин с большой смелостью и выдающимся успехом создавал такие новые формы растений, которые особенно податливы для приспособления к новым условиям жизни и для наследственных изменений в сторону, нужную человеку.
Дарвин показал, как человеческий опыт по выведению новых сортов растений и пород животных надо использовать для объяснения эволюции дикого растительного и животного мира. А Мичурин открыл нам в диких растениях, в этих часто пренебрегаемых «золушках» природы, неисчерпаемый источник для улучшения культурных растений, эволюция которых в значительной мере творится человеком.
Учение Дарвина в царской России не имело надлежащего практического применения, было под запретом для широких масс рабочих и крестьян и вообще находилось в большом загоне, как и деятельность Мичурина.
В Советском Союзе учение Дарвина и Мичурина поднято на большую теоретическую высоту и получило мощное движение в широкие народные массы и в практику сельского хозяйства.
В науке о явлениях жизни – биологии – в нашей стране социализма произошло замечательное событие: впервые за всю мировую историю в эту науку влились широкие народные массы. У нас в развитии мичуринской агробиологической науки наряду с академиками, профессорами и другими учёными специалистами принимают живое участие и двигают науку вперёд простые люди, новаторы дела, о которых говорил товарищ Сталин. Это колхозники-опытники‚ любители-мичуринцы, стахановцы растениеводства. В советской мичуринской агронауке соединяется и труд учёного-мыслителя, и многолетний опыт работы над живыми растениями любителя и мастера дела – колхозника, и смелый, задорный ум юного натуралиста. Огромный расцвет в нашей стране мичуринских идей в растениеводстве наглядно показала Всесоюзная сельскохозяйственная выставка 1939-1940 годов. Начав свой жизненный путь простым конторщиком на железной дороге в старом Козлове, Мичурин пришёл к концу своей жизни великим народным учёным, действительным членом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени B. И. Ленина и почётным академиком Академии наук СССР и провёл свои последние годы в новом городе – Мичуринске.
Вы помните горькие слова, которые написал о себе Мичурин в царское время, в возрасте около 60 лет. С того времени прошло 20 лет. Мичурин, конечно, ещё больше постарел, но вот какие радостные, молодые слова написал он в советское время, в возрасте около 80 лет: «Жизнь стала другой, – полной смысла существования, интересной, радостной. Поэтому и растение, и животное должны быть более продуктивными, более выносливыми, более отвечающими потребностям новой жизни.
А это возможно только на основе всемогущей техники и всемогущей селекции»*17.
Советской молодёжи Мичурин писал: «Заветной мечтой моей жизни всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с таким же затаённым дыханием, с каким останавливаются они перед новым паровозом, более усовершенствованным трактором, невиданным ещё комбайном, незнакомым самолётом или перед неизвестной конструкции какой-либо новой, ещё небывалой машиной»*18.
C горячей любовью, со страстным воодушевлением Мичурин стал активным участником строительства социализма, великого дела Ленина - Сталина. Два раза Мичурин, человек с железным характером, плакал на склоне своих лет. Один раз Мичурин плакал горькими слезами, когда пришло известие о кончине гениального вождя трудящихся B. И. Ленина. Другой раз он плакал радостными слезами, когда ему торжественно вручался орден Ленина.
Ко дню 80-летия своей жизни и 60-летия своей творческой деятельности Мичурин получил личное приветствие от товарища Сталина. Мичурин ответил на это приветствие следующей телеграммой:
ДОРОГОЙ ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ!
Телеграмма от Вашего имени явилась для меня высшей наградой за все 80 лет моей жизни. Она дороже мне всяких иных наград.
Я счастлив Вашим великим вниманием.
Ваш И. В. МИЧУРИН.*19
Ещё при жизни И. В. Мичурина исполнились его лучшие, заветные мечты об использовании и развитии его плодотворных идей и агротехнических достижений.
Новые замечательные сорта плодовых и ягодных растений Мичурина, его теория, его методы работы широко подхвачены советским народом, используются и развиваются в небывалых масштабах.
7 июня 1935 года Иван Владимирович Мичурин скончался. Он похоронен в Мичуринске на площади, где находится высшая школа имени Мичурина. В этой школе молодёжь из поколения в поколение будет учиться мичуринскому делу.
По специальному решению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) издано собрание сочинений Мичурина в четырёх томах в превосходном художественном оформлении. Выведенные Мичуриным сорта растений представлены не только соответствующими описаниями, но и цветными изображениями полученных им плодов. В этом собрании сочинений содержится также изложение принципов и методов работы И. B. Мичурина, его рабочие дневники и т. д.
 
——— ———
Акад. Б. А. Келлер
_______________________
**1 Речь товарища Сталина на приёме в Кремле работников Высшей школы
17 мая 1938 г., Госполитиздат, 1938, стр. 6.
**2 И. В. Мичурин, Соч., т. I, Сельхозгиз, 1939, стр. 89.
**3 И. В. Мичурин, Соч., т. I, Сельхозгиз‚ 1939, стр. 323.
**4 И. В. Мичурин, Соч., т. III, Сельхозгиз‚ 1940, стр. 323.
**5 И. B. Мичурин, Соч., т. I, Сельхозгиз, 1939, стр. 333.
**6 И. B. Мичурин, Соч, т. II, Сельхозгиз, 1940, стр. 81-82.
**7 И. В. Мичурин, Соч, т. I, Сельхозгиз, 1939, стр. 356.
**8 И. B. Мичурин, Соч., т. II, Сельхозгиз, 1940, стр. 31.
**9 Там же, стр. 44.
*10 И. В. Мичурин, Соч., т. III, Сельхозгиз, 1940, стр. 51.
*11 Там же, стр. 191.
*12 Там же, стр. 276.
*13 Там же, стр. 313.
*14 И. B. Мичурин, Итоги шестидесятилетних работ, Сельхозгиз, 1936,
стр. XXXI.
*15 И. B. Мичурин, Соч., т. I, Сельхозгиз, 1939, стр. 42.
*16 Там же, стр. 45.
*17 И. B. Мичурин, Соч., т. I, 1939, стр. 73.
*18 Там же, стр. 59.
*19 Там же, стр. 68.
 
Очерк «Иван Владимирович Мичурин (1855–1935)» опубликован в книге академика Б. А. Келлера «Преобразователи природы растений» (стр. 33-55.)*.
_______________________
* Келлер Б.А. Преобразователи природы растений [К. А. Тимирязев, И. B. Мичурин, Т. Д. Лысенко] / акад. Б. А. Келлер ; ред.: Я. М. Кадер. — Москва : Воен. изд-во М-ва Вооруж. Сил СССР, 1948. — 96 с. : ил., портр. — 20.0×13.0 см. — (Науч.-попул. б-ка солдата и матроса).
 
 
 
В 1948 году на экраны вышел цветной художественный фильм «Мичурин» производства киностудии «Мосфильм» – киноповесть о жизни русского селекционера, учёного-биолога Ивана Владимировича Мичурина. Автор сценария и режиссёр – Александр Довженко. Композитор – Дмитрий Шостакович. В роли И. B. Мичурина – артист Григорий Белов.
Художественный фильм «Мичурин»
на официальном сайте Киноконцерна «Мосфильм».
производство киностудии «Мосфильм» (1948 г.) :
цветной художественный : 81 мин.
 
Рекламный плакат*
художественного фильма «Мичурин»
(производство киностудии «Мосфильм»).
1948 г.
_______________________
* Рекламный плакат цветного художественного фильма «Мичурин» / худ.:
И. Герасимович. — Москва : Типо-литогр. «Рекламфильм», 1948. — 61.2×41.5 см. — 15000 экз.
 
 
Опубликовано:
14 сентября 2015 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 14.09.2015
 
 
Автор : Келлер Борис Александрович  —  Каталог : НОВАТОРЫ РОССИИ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: новатор, novator, инноватика
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD